Часть 36. Грабим город

(Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2018/03/07/2367)

52. Грабим город.

Два дня пролетели быстро. Точнее, неполных два. На следующий день после экскурсии на остров мы отправились «грабить город», как выразился Славка. Мы сформировали группу из трёх человек, которую возглавил Михалыч, неоднократно бывавший в этих местах, а потом к нам присоединился знакомый нам Николай из машинной команды. По одному в город выходить не разрешали, и это было понятно: практически никто не знал французского языка, а местные не знали английского. Поэтому формировали группы минимум по три человека. Люди объединялись по интересам, причём в каждой был хотя бы один опытный кадр, бывавший в этих местах.

Николай тоже был в Дакаре неоднократно, и это было нам на руку – заблудиться нам не грозило.

Толик с нами не пошёл. Во-первых, он уже несколько раз бывал в городе во время первой стоянки, а во-вторых, не хотел тратиться в Сенегале, поскольку ему ещё предстоял заход в Гибралтар на обратном пути.

Перед выходом мы получили нашу валютную зарплату. Нам со Славкой выдали на руки по целой куче бумажек и по горсти монет – многие тысячи местных франков, что вызывало ощущение небывалого богатства, хотя, по сути, эта сумма соответствовала примерно пятидесяти американских долларам. И очень скоро нам представилась возможность убедиться в том, что такие суммы тают очень быстро.

Помимо валюты мы, по совету Николая, взяли и кое-что для обмена. На всякий случай, как сказал он. Из того, что у нас было, годился одеколон. Я взял початый пузырёк своего одеколона «Русский лес», а Славка – полный «Шипра». Мы решили, что поскольку до приезда домой бриться не будем, то и одеколон нам ни к чему.

Мы покинули порт и пошли в город знакомым путём, стараясь обходить места скопления аборигенов, ожидающих, когда их выберут поработать в порту. Проплутав по переулкам, мы вышли на одну из широких центральных улиц.

Прогулка получилась информативной, но тяжёлой. День выдался жарким, поэтому наше гуляние напоминало перебежки под огнём противника. Мы передыхали под какой-нибудь тенью, намечали следующий пункт, а потом броском перебегали к ближайшему к нему укрытию.
 
Все были мокрыми, но полными решимости осмотреть все достопримечательности, которые нам предлагались Михалычем и Николаем. Собственно, достопримечательности были, в основном, архитектурными. Мы осмотрели, наконец, дворец президента (снаружи, конечно), музей и ещё несколько красивых зданий. Как и предполагалось, президентский дворец оказался красивейшим зданием, – «яркой иллюстрацией наследия проклятого колониализма», как выразился Славка. Знакомясь с сенегальской архитектурой, мы не уставали удивляться своеобразной смеси мавританского и европейского стилей.

Солнце перевалило зенит и поползло к океану. Силы наши были на исходе, а впереди ещё предстояли закупки. В общем, требовался отдых.

Мы добрели до маленького уличного кафе и устроились под навесом. Подошёл официант. Он был чёрным и блестящим от пота. Николай попросил воды и лимонада для всех. Остальные молчали, обмахиваясь разными предметами, поскольку ветра практически не было. Наконец, нам принесли несколько разноцветных холодных бутылочек, которые тут же были опустошены. Николай заказал ещё.

После этой процедуры к большинству вернулась речь. А ко мне, помимо этого, вернулась способность замечать окружающий мир и его детали. И посвежевший организм снова стал реагировать на местные раздражители. Нос учуял запах жареного мяса, и только тут я заметил, что на прилавке за стеклянной дверцей разместился большой вертикальный вертел. На нём, как было видно, аппетитно вращался громадный конический кусок жареного мяса. В то время я ещё не знал ни слова «шаурма» (или «шаверма» для питерцев!), ни самого блюда, поэтому мне привиделась цельная кабанья нога. Как раз в этот момент к прилавку подошёл какой-то белый клиент и что-то спросил, указывая на вертел. Официант взял длинный тонкий нож и умело срезал истекающий соком кусок мяса на тарелку.

Дальше смотреть не было сил! Ведь обед мы уже пропустили. И я не выдержал:
     -  Ребятки, а давайте тоже по кусочку! – промямлил я слёзно, указывая на сказочный вертел.
     -  А что, давайте вкусим экзотики! – поддержал меня Славка, до которого тоже добрался восхитительный запах.
     -  Не советую, друзья! – отреагировал Михалыч, а Николай, булькая водой из горлышка, часто закивал головой, тоже показывая, что и он не советует.
     -  А что такого? – не унимался я, – это ведь наверняка не очень дорого!
     -  Да не в цене дело! – подал голос Николай, – Михалыч правильно сказал, не стоит! Забыли, что это Африка! Жара, мясо неизвестно какого животного, неизвестно, где и как хранилось, кто его трогал, и каким местом!
     -  Как каким местом? – ахнул Славка.
     -  А таким! – махнул рукой Николай, – Мало ли! Здесь же колдунов и шаманов навалом. Может, с этим мясом обряд какой проводили, кто их знает! Или ритуал! А теперь продают белым колонизаторам, чтоб не пропало…

Мы со Славкой были шокированы и обескуражены одновременно. Я живо представил себе грязного потного колдуна в маске, который прыгает вокруг окровавленной туши, размахивая копьём и производя над ней разные непотребства под ритмичные танцы и улюлюканье толпы голых негров вокруг. Есть стремительно расхотелось!

Мы быстро допили воду и, не оглядываясь, направились в сторону ближайшего к порту стихийного рынка, куда нас уверенно повёл Николай.

Должен добавить, что спустя некоторое время мы узнали о непроизвольном розыгрыше, который учинили нам Михалыч с Колей в том кафе. Дело, конечно, было не в колдунах и ритуалах. Просто к тому времени уже произошло несколько случаев пищевого отравления от того, что некоторые ребятки соблазнились полакомиться экзотикой на берегу. Слава богу, холеру не подхватил никто, но всё равно, лечение они получили столь суровое, что остальным резко расхотелось повторять такие подвиги. Да и мы после этих рассказов были только благодарны нашим опытным товарищам, которые отговорили нас от импульсивного поступка. Провести неизвестно сколько дней в окрестности гальюна нам совершенно не улыбалось.

Между тем, ведомые нашим опытным провожатым, мы достигли небольшого переулка, вдоль которого расположились многочисленные торговцы сувенирами, фруктами и всяким экзотическим скарбом. Торговые точки были самые разнообразные: наряду с маленькими магазинчиками в одноэтажных домах, рядом теснились небольшие будки, киоски, и вынесенные наружу прилавки. Самые непритязательные торговцы разместились прямо на земле, разложив свой товар на картонках.

Между развалами этого изобилия неторопливо прохаживались немногочисленные туристы и многочисленные моряки. Над торжищем стоял постоянный шум, производимый разноязыкой речью. Иногда ухо вылавливало знакомые непечатные фонемы родного наречия. Это придавало действу несколько сюрреалистический характер, одомашнивая экзотику. Успокоенные обыденностью происходящего, присоединились к нему и мы.

Чего тут только не было! Помимо громадного количества разнообразных масок из чёрного и красного дерева, копий с какими-то волосяными хвостами, стрел (Небось с кураре! - предположил Славка), на прилавках сверкали россыпи ювелирных украшений из «золота» и «серебра». С камнями и без! Попадалась разнообразная посуда, стаканы, рюмки и всякие металлические чайнички и кружки. В общем, глаза разбегались.

Я пишу «золото» и «серебро» в кавычках, поскольку мне тут же объяснили, что металл украшений – это наша советская бронза, анодированная серебром или просто отполированная до золотого блеска. В доказательство этого Николай взял один «серебряный» браслет и, повертев его в руках, спросил: «Сильвер?». «Сильвер, сильвер!» – радостно закивал продавец. Николай достал из кармана нож, открыл лезвие и сделал вид, что хочет поцарапать браслет изнутри. Реакция была мгновенной: продавец ловко выхватил блестящую вещицу из рук Николая и сердито замахал на него, отгоняя от прилавка. К нам этот жест тоже относился, поскольку хитрый негр понял, что мы из одной команды.

Но что значит, конкуренция! Заметив издали, что наш продавец гонит нас от прилавка, его коллега, стоявший недалеко за таким же прилавком, закричал: «Саня, купи!» и стал призывно указывать на свой товар. И мы двинулись к нему. А потом к следующему и к следующему.
 
Не буду описывать все заходы в магазинчики и лавчонки. Скажу лишь, что всё что я планировал прикупить родне и друзьям, я приобрёл. А для себя… Проходя мимо табачного развала, не удержался и купил себе пару пачек сигарет «Филипп Морис» в красивой пластиковой упаковке и с угольным фильтром.

Я давно уже не курю. Но пустые пластиковые пачки от этих сигарет я так и не выбросил, оставил на память. Храню в них мелкие радиодетали. А когда беру в руки, сразу вспоминаю жару, развалы масок и прочие африканские чудеса.

За початый флакончик «Русского леса» я с помощью Николая выменял на развале две отличных маски из чёрного дерева. Маски являли собой изображения вытянутых лиц с прямыми рожками. От них веяло мудростью и Африкой.

Николай предложил мне попытаться сломать рожки масок, сжав их в кулаке. На вопрос «зачем», объяснил, что так отличают настоящее чёрное дерево от подделки, натёртой гуталином. Помимо удельного веса больше единицы (оно тонет в воде!), чёрное дерево (эбена на местном наречии) отличается невероятной твёрдостью и прочностью, поэтому обычным сжатием рожки у маски не отломить. А если отломятся, то сам продавец постарается тут же заменить маску, иначе «по маске» могут настучать и ему.

И действительно, у наших масок рожки даже не гнулись. Значит, настоящая «эбена»!
Удачно прошлись по рынку и остальные члены нашей компании. Каждый купил то, что задумал. Но мы не стали тратить все деньги, оставив немного на следующий заход в Дакар, когда после окончания экспедиции нам будет нужно отправляться на аэродром. Но пока думать об этом не хотелось, впереди был ещё целый месяц океанских приключений.

Исходив рынок вдоль и поперёк, мы, как выражаются на Востоке, направили свои истомлённые стопы в сторону моря. То есть, в порт. Пора было готовиться к отходу.

                (Продолжение: http://www.proza.ru/2018/06/28/1851)


Рецензии
Интересно было пройтись по африканскому базару!А маски похожи на гавайские,тоже местные делают и продают.Хотя не думаю,что из чёрного дерева 😊
Здравствуйте,Виктор!

Милка Ньюман   04.03.2019 22:23     Заявить о нарушении
Говорят, что в Дакаре до сих пор существуют подобные развалы, и товарец у них всё тот же. Стабильность, однако!
Спасибо за отклик!
С уважением,
Виктор.

Виктор Мясников   04.03.2019 23:59   Заявить о нарушении