Честный друг

(На 102-й конкурс МФ ВСМ)


Шла вторая неделя сентября. Третьеклассники Ваня и Кирилл возвращались домой после уроков. Ваня был новеньким в классе. Его семья летом переехала из другой части города. По дороге Ваня пригласил друга зайти к нему, посмотреть нового робота, сделанного из конструктора лего.

- Ты скажешь родителям про двойку? – поинтересовался Кирилл.
- Конечно.
- А я нет! Мне в дневник не поставили. Я дома его забыл. Теперь никто не узнает.
- Так это же нечестно!
- Подумаешь! Ну и что? А кто сейчас честный?
- Я, - твердо ответил Ваня.

Кирилл недоверчиво улыбнулся, а его друг попробовал подойти к проблеме с другой стороны:
- Так а потом узнают, попадет ведь?
- Пятьдесят на пятьдесят! – парировал Кирилл.
- В смысле?
- Могут узнать, а могут не узнать. Если узнают – попадет. Если нет – повезло! А если сам скажу, точно попадет! Еще и будут морали неделю читать, - и Кирилл заговорил противным голосом,  - ты учишься для себя, а не для нас …  ты, наверное, хочешь дворником работать после школы… Надоело!

Мальчики подошли к новому желтому дому, поднялись на пятый этаж, позвонили. Дверь открыла Ванина мама.

- Мам, это Кирилл. Я ему хочу робота показать.
- Привет! А я тетя Надя. Как хорошо, Ваня, что ты привел друга! Я столько блинов напекла, что нам самим не съесть! А Кирюша поможет, правда? Ты какими блинчиками больше интересуешься, с мясом или с творогом?

В данный момент Кирилл больше всего интересовался, что будет, когда она узнает про двойку, но ответил - с мясом.  Тетя Надя ничего не спросила об оценках, а вместо этого отправила мальчиков мыть руки и усадила за стол.

Они обедали и разговаривали. Ванина мама расспрашивала Кирилла о его увлечениях, о том, где работают родители, и как они отдыхают летом. Гость отвечал на вопросы, торопливо поедая свою порцию румяных блинчиков с мясом, поскольку собирался улизнуть, если начнутся страсти вокруг двойки. Но этот момент все никак не наступал, и он решил, что возможно, в Ваниной семье не принято во время еды говорить о всяких неприятностях типа школы.

Наконец Ваня сказал:
- Я сегодня двойку получил по английскому.

Кирилл испуганно покосился на Ванину маму, однако та не отреагировала на слова сына. То есть, конечно,  посмотрела на него, но продолжала жевать и ничего не ответила.

-  Я расстроился, - вздохнул Ваня. Кирилл от наивности друга чуть не поперхнулся последним кусочком блинчика. Он по опыту знал, что это крайне неудачное продолжение чистосердечного признания. Сейчас Ванина мама начнет орать: "Ах, ты расстроился! А не надо расстраиваться, надо учить как положено!"

Кирилл осторожно положил вилку на опустевшую тарелку, допил сок и встал из-за стола.

- Нет-нет, а теперь с творогом и вареньем, - запротестовала хозяйка, метнувшись к плите.

Кирилл был страшно впечатлен тети Надиным самообладанием, затем ему пришло в голову, что наверное, в этой семье не принято устраивать разборки при гостях, а вот потом... Ему стало жалко Ваню, и он снова сел, решив оттянуть неприятную для друга минуту.

- Так а что там с двойкой? – вдруг спохватилась мама, снова опрокидывая вверх тормашками логику и весь накопленный жизненный опыт Кирилла. - Помощь нужна?

- Да нет, - ответил Ваня,- просто в прошлый раз учительница задала учить стихотворение уже после звонка на перемену, и я не записал домашнее задание в дневник. Понадеялся, что запомню, но забыл и не выучил. 

Кирилл подумал, что теперь уж точно Ванина мама выйдет из себя и скажет: «Ах вот в чем дело! Так это учительница виновата, что после звонка задание начала давать, а ты как всегда ни при чем!» Еще и спросит, записал ли задание он, Кирилл. Что тогда отвечать? Скажешь: записал, - она еще больше на Ваню рассердится. Скажешь: нет, - заявит, что Ване такие безответственные друзья не нужны.

Но он снова не угадал ход тети Надиных мыслей.
- Ясно, - сказала она. - Ну идите, стройте робота, - и начала мыть посуду.

- Когда я уйду, она будет тебя ругать за двойку?  – прошептал Кирилл, когда они с Ваней перешли в детскую и уселись на пол перед большим ящиком с конструктором.
- Нет, - удивленно поднял брови Ваня, - мама говорит, что плохая оценка просто указывает на проблему, которую нужно решать.

Друзья наигрались-настроились. Кириллу пора было бежать домой, пока родители не вернулись с работы и не бросились на поиски сына.

Он зашел на кухню попрощаться с Ваниной мамой и вдруг неожиданно для себя спросил:
- Тетя Надя, а вы Ваню за плохое ругаете?
- За плохое? - переспросила она.
- Ну за двойки, например, - уточнил Кирилл и покраснел.

Она внимательно посмотрела на него, и, кажется, обо всем догадалась.

- Может, ты пока этого не поймешь, но… Когда Ваня был совсем маленьким, моя мама, Ванина бабушка, открыла мне секрет. Она сказала: «Будешь слишком остро реагировать на Ванины поступки - будешь мало знать. Это закон. Рано или поздно он начнет скрывать от тебя правду. Не потому что он плохой, а чтобы не огорчать любимую мамочку». Скажу тебе честно, - тетя Надя заговорщически подмигнула Кириллу, - правильно реагировать не всегда легко, но я стараюсь, и Ваня ни разу в жизни меня не обманул.

Мальчик действительно мало что понял из тети Надиных слов. Но по дороге домой думал: оказывается, честные люди-то есть! Вот, у него появился честный друг Ваня. Только Кирилл никак не мог сообразить: иметь честного друга - это хорошо или плохо?


Рецензии
Дело прошлое. Меня "правильное" воспитание всегда раздражало и раздражает. Будто фальшивое, манипулятивное, будто лишает свободы. Все правильное, потом жизнь правильная, профессия, семья и в итоге имеем правильный баобаб, который из пушки не прошибешь. Власть правильных баобабов (лишку хватил).

Мне кажется, что ребенок должен иметь возможность, врать, обманывать, скрывать, тем более, что он все равно это будет делать, если у него такие родители. А если, родители нормальные, то в этом нет смысла, а правильность может только помешать, создав дополнительное препятствие психического характера в будущем.

Образ Кирилла слегка не гармонирует с благостной картиной, "где все хорошие и все понимают". Вряд ли он будет краснеть, ибо привык врать и изворачиваться, привык, когда на него орут. Долго он с "правильными" дружить не будет. С ними неинтересно и скучно. А Ване не хватает мужского внимания, будто его отец военный и вечно занят.

Петрович Сергей   24.09.2018 12:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. Я во многом с Вами согласна. Только не вполне поняла, что Вы имеете в виду под "правильным" воспитанием? Есть и "неправильное"? Наверное, я чего-то не улавливаю.

Алеся Бамбукова   25.09.2018 14:08   Заявить о нарушении
Алеся, это мои личные детские ассоциации, не относящиеся к вашему рассказу. Правильное воспитание - это наверное, когда родитель хочет быть хорошим перед своим ребенком, эталоном, образцом, педагогом, мудрым наставником, перед тем образом, который он создал для самого себя. Ребенок - зеркало в котором он любуется на самого себя. А мыжедети, живые люди (шутка).

Я вспомнил свое детство, где подобные дети с правильными родителями встречались очень редко. А мы смотрели словно из-за забора на эту жизнь и испытывали то ли досаду, то ли зависть, то ли уязвленное самолюбие, словно, мы дети второго сорта. Наши родители были не хуже, но они не умели так умно понимать детей. У нас все было просто и ясно, бей или беги, ври, да не завирайся, доносчику первый кнут. Мы считали их маменькиными сынками и хотелось дразнить, но у них была сильная защита. А когда мы оказывались в их семьях, в гостях, что-то казалось неестественным, искусственным, будто нас используют для чего-та культурного, облагораживают (нейтрализуют).
А в это время точно также на нас смотрели детдомовские или интернатовские дети, и
испытывали примерно такие же и даже более сильные чувства. Как смотрит бездомная собачка, на собачку на поводке. Какая буря чувств - от глухого рычания, скулежа, что "я тоже не хуже нее - посадите и меня на поводок".

Петрович Сергей   25.09.2018 20:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.