Мгновения меняющейся любви 5. Тютчев и Денисьева

    портрет Елены Александровны Денисьевой
           (художник А. Иванов)
 Как-то странно устроен человек. Особенно стареющий мужчина, который не хочет понимать своего возраста. Это ведь сегодня в 47 лет мужчина считается чуть-ли не мальчиком. А в 19 веке ... Достоевский пишет :"В комнату вошел старый мужчина, примерно 47 лет". И еще... Пока человек здоров и занят - он не чувствует своего возраста : пятидесятилетний не понимает чем он отличается от двадцатипятилетнего... И, соответственно, в толпе глаз сам выхватывает сверстников - дети видят детей, старики - стариков, а двадцатипятилетний видит интересных ему красавиц. Но и пятидесятилетний, чувствующий себя молодым, тоже смотрит на них с интересом. И, иногда, происходит встреча. Вот и у Тютчева: ему 47 лет, ей - 24, Она - учится в Смольном институте вместе с его дочерями, красавица, пользуется вполне заслуженным уважением среди знающих её людей. Но...страшная вещь - Страсть! Подруга дочерей Тютчева, Елена Александровна Денисьева, приезжает к ним домой в гости, знакомится с их отцом и... всё рушится в её жизни!
Любовь взорвала её жизнь - через год она беременна. Её выгоняют из института, с ней перестают общаться все знакомые, её презирают все те, кто раньше уважал. В марте 1851 года рождается их старшая дочь - Елена. Но эта чистая и пламенная натура полна любовью к её Тютчеву.  За 14 лет их связи она родила еще двоих сыновей. Она прощала ему абсолютно все: частые отлучки, постоянную жизнь на две семьи, (он не собирался, да и не мог оставить любящую его, все знающую Эрнестину Феодоровну и своих дочерей - фрейлин Императрицы, свою службу дипломата и камергера), его эгоистичность, вспыльчивость, частую, рассеянную невнимательность к ней, а в конце - даже полухолодность. Но даже тишайший ручей может стать бурной рекой. А истеричный и максималистский характер Елены Александровны вовсе и не был тишайшим. Она мечтала о Нем, хотела чтобы Он был только её. Счастлива она была только в заграничных поездках с ним. Она записывалась в гостиницах как "г-жа Тютчева"! С течением времени, эти трещины в отношениях Тютчева и Денисьевой увеличивались и неизвестно, чем бы завершились их пятнадцатилетние страдания, если бы не внезапная кончина Елены Александровны от скоротечной чахотки в августе 1864 года, в возрасте 37 неполных лет! Она умерла в Петербурге или на даче под Петербургом 4 августа 1864 года. Похоронили её на Волковом кладбище. На её могиле стоял крест, ныне сломанный, с надписью, состоявшей из дат рождения и смерти и слов: "Елена - верую, Господи, и исповедую".
________________________________
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь - его струи
    По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала - увлечена,
Погружена в сознательную думу...
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
     "О, как все это я любила!"
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...
<Октябрь-декабрь 1864>
____________________________________
О, этот Юг, о, эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет - и не может.
Нет ни полёта, ни размаху -
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...
21 ноября - 13 декабря 1864
_______________________________________

Есть и в моем страдальческом застое...
Есть и в моем страдальческом застое
Часы и дни ужаснее других...
Их тяжкий гнет, их бремя роковое
Не выскажет, не выдержит мой стих.

Вдруг все замрет. Слезам и умиленью
Нет доступа, все пусто и темно,
Минувшее не веет легкой тенью,
А под землей, как труп, лежит оно.

Ax, и над ним в действительности ясной,
Но без любви, без солнечных лучей,
Такой же мир бездушный и бесстрастный,
Не знающий, не помнящий о ней.

И я один, с моей тупой тоскою,
Хочу сознать себя и не могу -
Разбитый челн, заброшенный волною
На безымянном диком берегу.

О господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней,-

По ней, по ней, свой подвиг совершившей
Весь до конца в отчаянной борьбе,
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе,-

По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
Конец марта 1865
____________________________________________
Накануне годовщины 4 августа 1864
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня,
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?

Все темней, темнее над землею -
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
3 августа 1865
 
 А в 1865 году, от скоротечной чахотки умерла их дочь Елена 15-ти лет в один день с 3-летним сыном Колей. Остался только Федор, который воспитывался в семье старшей дочери - Анны - в замужестве Аксаковой. А в память об этой любви появился Денисьевский цикл - почти 30 стихотворений, которые стали украшением русской поэзии.
_________________________________________
Последняя любовь
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
Между 1852-1854
____________________________________
Пламя рдеет, пламя пышет,
Искры брызжут и летят,
А на них прохладой дышит
Из-за речки темный сад.
Сумрак тут, там жар и крики,-
Я брожу как бы во сне,-
Лишь одно я живо чую:
Ты со мной и вся во мне.

Треск за треском, дым за дымом,
Трубы голые торчат,
А в покое нерушимом
Листья веют и шуршат.
Я, дыханьем их обвеян,
Страстный говор твой ловлю...
Слава богу, я с тобою,
А с тобой мне как в раю.
10 июля 1855
_________________________________________

Он так и не оправился от этой потери,ему всегда не хватало  преклонения и любви, которые он потерял. Елена Александровна пожертвовала в своей жизни всем ради своей любви; после её смерти, лишившись этой любви, сам Тютчев превращается в жертву. Быть может, при её жизни, он любил её слишком мало, но без её любви он жить не мог.
Но... Вот парадокс гения... как ему удавалось впускать в своё сердце новую любовь и продолжать любить прежнюю любимую? И так не один раз: проведя жизнь в разлуке с Амалией - он пишет о ней с любовью даже в одной из последних своих записок, 1 апреля 1873 года  после свидания с ней, когда она навестила больного.  Живя с Эрнестиной - пишет стихи-воспоминания о трагически ушедшей Элеоноре, полные любви и горечи. А в течение всего романа с Денисьевой и после него он пишет полные любви стихи к Эрнестине и одновременно к своей последней любви - Елене.
 


Рецензии