Смысловые грани. Глава 18

1. Я закончил прошлую главу указанием на то, что центральная часть сюжета повести Вересаева Два конца (1899-1903)- детально описанный конфликт между главным героем повести переплетчиком Андреем Ивановичем Колосовым и одним из его лучших друзей и товарищей по мастерской Василием Ляховым, позволяет Вересаеву глубоко исследовать социальную динамику городского рыночного общества Российской империи начала 20 века.

2. Матричный разбор вересаевского текста должен дать нам возможность не только осмыслить эту динамику, но и обогатить наше понимание матричного анализа идентичности(включая его числовые аспекты). Поэтому я посвящаю такому разбору эту и несколько следующих глав.

3. Ляхов впервые появляется в повести, когда он заходит на квартиру к Колосову, чтобы отдать ему его получку. Сам Колосов уже несколько дней болеет и в мастерскую не ходит. На самом деле его ожидали у Колосовых за день до этого, когда рабочим выдавали зарплату, но тогда начиналась пьянка, и он не явился. Между тем у Колосовых произошел тяжелый разговор: жена Андрея Ивановича Александра Михайловна пыталась убедить его разрешить ей поступить на работу, указывая на их бедность, долги и его болезнь (она справедливо боится, что если у Андрея Ивановича окажется чахотка, как и произошло, то он скоро умрет и семья останется без средств к существованию).

4. Но Колосов ответил на ее просьбу категорическим отказом, поскольку, по его мнению, приличная женщина не может работать, не рискуя своей честью и репутацией (он делает при этом исключение для уважаемой им грамотной и независимой соседки Екатерины Алексеевны, на которую он смотрит снизу вверх).

5. При этом Александра Михайловна упрекает Колосова за то, что он думает о товарищах, включая нищего бывшего переплетчика, которому Колосов отдал свое старое пальто (которое можно было бы вместо этого выгодно продать), больше чем о своей семье: "Нам деньги самим нужны".

6. Характерен ответ Колосова, в котором он противопоставляет коннектономную CIE горизонтальную солидарность рабочих эгономной CFD рыночной пирамиде и связанной с ней парадигме человеческого отчуждения/реификации прециономике СЕН (от латинского слова pretium цена, где ассоциативная линия СЕ личность/иные заслоняется супплементальной/снабжающей диагональю материальной выгоды ЕН, соединяющей контекстное поле "чужих" Е с контекстным полем ценностей Н): "Ты все ценишь на деньги. Деньги-вздор, хлам! Ты говоришь о деньгах, а я говорю о человеке, о честности. Ты одно, а я другое. Он бывший  переплётчик, значит мой товарищ, а товарищу я всегда отдам последнее." (Вересаев 1980, 115)

7. На это жена отвечает Андрею Ивановичу особенно задевающим его упреком: "Работать ты мне не позволяешь, а сам о нас не заботишься. Смотри,-у ребенка совсем калоши продырявлены, а погода мокрая, тает; шубенка вся в лохмотьях, как у нищей; стыдно на двор выпустить девочку... Товарищу ты последний двугривенный отдашь, а мы хоть по миру иди; тебе всё равно!" (Там же).
.
8. Здесь мы видим, как центральная коммуникативная горизонталь матрицы идентичности GE свои/чужие разделяется на направленные в противоположные стороны векторы: вектор I (1) G (8) у жены Колосова Александры Михайловны (от центрального контекстного поля прагматономного субъекта I с числовым значением 1 к правому, а от наблюдателя левому среднему боковому контекстному полю "своих" G с числовым значением 8), а у самого Колосова вектор I (1) E (6) (левое среднее боковое контекстное поле "чужих" Е с числовым значением 6). Интересно что соединение этих двух векторов в форме I (1) E (6) I (1) G (8) дает числовой код золотого сечения 1, 618.

9. Этот упрек Александры Михайловны окончательно выводит Колосова из себя, и он обращается к оскорблениям и угрозам, чтобы заставить ее подчиниться. Он со страхом наблюдает, как под влиянием независимой соседки Екатерины Алексеевны жена постепенно уходит из-под его контроля. Вместе с тем упрек попадает в цель: Колосова мучает совесть и он решает с этого дня как можно меньше тратить на себя

10. Ляхов все-таки появляется на следующий день и честно отдает Колосову причитающуюся ему (и не пропитую Ляховым )маленькую зарплату: 4 рубля 50 копеек.Вот портрет Ляхова в этой сцене на квартире Колосовых:

"Ляхов пришел немного навеселе. Это был стройный и сильный парень, с мускулистым затылком и беспечным, удалым взглядом. Нос его был залеплен поперек кусочком пластыря.

Василий Васильевич, что это? Где вы себе нос ушибли? -встретила его Александра Михайловна, скрывая улыбку.

Ляхов поздоровался и потрогал указательным пальцем пластырь.

-Это у меня вчера на Тучковом мосту с одной барышней недоразумение вышло.-Он поднял брови и почесал затылок.

Оживившийся Андрей Иванович спустил ноги и сел на кровати.

-"Недоразумение!"-засмеялся он.

-Действием! Недоразумение действием.-пояснил Ляхов.- Увязался за нею, стал ей комплименты говорить... А она...

-Ай-Ай-Ай!- Александра Михайловна смеялась и качала головою.-
Погодите, вот увижу Катерину Андреевну, я ей расскажу, что вы вчера на Тучковом мосте делали.

Катерина Андреевна, работница картонажной мастерской, была сожительница Ляхова."

(Там же 117).

11. Здесь отмечены несколько важных для дальнейшего изложения черт облика Ляхова: он молод, физически силен, задорен, пристает к женщинам и легко способен на внезапные, неожиданные повороты в поведении.

12. Несмотря на возражения жены, которая ссылается на запреты доктора, Колосов решает отправиться с Ляховым в трактир "Сербия" обмыть получку. В следующей главе мы посмотрим на вересаевское описание сцены в трактире, где мы получим дополнительную информацию об этих двух друзьях, которым скоро было суждено стать врагами.


Рецензии