Занимательная этимология. Кочующая Яра

    Знаете, про кого это? Про Эвриному! А прочла я об этом в книге Анатолия Абрашкина «Арийские корни Руси». Не то, чтобы я была против… Просто подумала и вспомнила про Аврору и номен. И то, и другое «прикочевало» из Италии. Не понятно… Вот и решила сама разобраться, действительно ли автор пришёл к правильному выводу?

    Как сказано в Википедии, Эвринома (Евринома) — в древнегреческой мифологии океанида, дочь Океана и Тефиды. Жена Офиона. Правила Олимпом (по Ферекиду Сирскому). Дралась врукопашную с Реей, но потерпела поражение и сброшена в Тартар…

    Однако дело в том, что и Рею автор логично выводит из Яры. В любом случае, имена обеих этих богинь происходят от одного корня. Но не могла же Яра драться сама с собой! Конечно, нет. Дрались Эвринома и Рея. Если быть совсем точными, сошлись в бою племена, чтившие одну и ту же Великую богиню, но уже под изменёнными именами.

    Но почему Анатолий решил, что Эвринома – это Яра? Объяснение таково. Вторая часть имени образована от слова «nomaz» - кочующий. При переводе же первой необходимо учесть, что в греческом языке буквы «В» нет, а ее роль в данном случае играет «U» — «ипсилон», которую, согласно правилам произношения греческих букв, следовало бы прочитать как «И». Поэтому «Эври» есть не что иное, как искаженное при греческом написании имя Яры. И значит, Эвринома переводится как «кочующая Яра (Рея)».

    Если верить грекам, то с Олимпа она перекочевала в Тартар. И она же осталась на Олимпе в образе гречанки Реи. Раз остались греки, то кто ушёл? А вот здесь история особой тайны не делает: до вторжения греков в Грецию, там жили лелеги и пеласги. Вот если в той же Википедии мы поищем информацию о супруге Эвриномы, Офионе, то откроются исчерпывающие подробности.

    Офион (Офионей, иногда Опион, др.-греч. «змей») — Великий Змей, Король Гигантов, имел форму огромного змея. А по пеласгическому мифу Офион, на пару со своей создательницей Евриномой, является богом-творцом всего сущего. Вот этот миф:

    Когда Эвринома, богиня всего сущего, восстала обнажённой из Хаоса, то обнаружила, что ей не на что опереться. Она вначале отделила небо от моря и начала свой одинокий танец над его волнами.  В своем танце она продвигалась к югу, а за ее спиной трепетал ветер. Обернувшись, она поймала этот северный ветер, сжала его в своих ладонях — и перед ней появился великий змей Офион. Чтобы согреться, Евринома плясала все неистовей, пока не пробудилось в Офионе желание, и он обвил её божественные чресла и оплодотворил богиню. Затем, превратившись в голубку, Евринома снесла Мировое яйцо. Великий Змей Офион обернулся семь раз вокруг этого яйца и высиживал его. Потом яйцо раскололось, и из него появилось все, что только есть на свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и её горы, реки, деревья, травы и живые существа. Офион и Евринома обосновались на Олимпе. По некоторым вариантам мифа, Офион обидел её, объявив себя творцом Вселенной. За это ударила она его пяткой по голове, выбила ему все зубы и изгнала в мрачные подземные пещеры, где он беззубо шипит, прельщая неокрепшие души…

    Предполагается, что последняя подробность имеет более позднее происхождение. Я же её привожу лишь для того, чтобы отметить, что Офион явно выступает ещё и в качестве потерпевшего.

    А теперь вернёмся к «итальянской» версии. Аврора — древнеримская богиня зари, жена титана Астрея. Имя происходит от лат. aurora «рассвет, утренняя заря», либо от лат. aura — «предрассветный ветерок». В принципе, заря тоже постоянно «кочует» в связи с вращением Земли. И получается, что у латинян она тоже связана с ветерком. Хотя и не называется создательницей всего сущего.

    К скупому итальянскому варианту можно добавить немного балтийской мифологии. Аустра, Аустрине (латыш.«утренняя заря»), Аушра (лит.«заря»)  — в балтийской мифологии воплощение утренней зари (или звезды), персонаж древнего мифа о «небесной свадьбе», где Месяц изменяет солнцу с Аустрой, за что Перкунас разрубает его мечом. (Месяц в некотором роде — потерпевший). Солнце Сауле приказывает Аустре всегда держаться около неё. По одному из вариантов Аустра — жена Перкунаса, за измену она ниспровергается на землю, где превращается в хтоническую богиню Маря, Жямина, Лаума. Поясню: Маря — Мара, она же Яра-Рея. А также… угаритская богиня-заря Асирату. Но о каком Солнце может идти речь? Есть в угаритских мифах такой персонаж: Котар-ва-Хасис (Пригожий-и-Мудрый). А у выходцев из Малой Азии, этрусков, поселившихся на Апеннинском полуострове (Италия), известно божество Catha, солнце. Этрусскую богиню «Catha» также называют «Sechi» — Сечи — «дочь» (се чи? се ча-до? the chi-ldren?). Марциан Капелла считает, что «Catha» соответствует небесной богине и называет её «Celeritas Солис Filia» — «Стремительная дочь солнца». Не поэтому ли в угаритских мифах Муту (смерть) по договору забирает к себе вместе с богом-мастеровым Котар-ва-Хасисом и богиню солнца Шапаш?

    Кстати, богиню зари у этрусков звали Тезан. Это то же самое, что и гречанка Эос. Эос через санскритское asu («жизненная сила») сочетается с ведической Ушас (usas «заря»).

    В древнейших частях «Ригведы» Ушас определяется как «божественная дочь» — divо duhitа — Дьяуса-Питы, «Неба-Отца». Также она считается супругой Сурьи, бога солнца. Также из «Ригведы» известно, что с Ушас враждует Индра, бог грозы, который однажды, находясь в состоянии опьянения, разбил палицей её колесницу. Есть тут какая-то связь с грозой-Перкунасом, только уж больно всё со временем запуталось.

    Итак, латинское aura. Теперь я хочу назвать новое имя Великой богини. Этрусская богиня любви Туран (ещё одна Яра). Она же… гречанка Афродита. Что мы знаем о богине любви  Афродите?

    Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана (Уран — ещё один потерпевший) , которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорождённая»). Ветер принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры. Отметим связь с ветром. Капли алой крови как атрибуты алой зари. И ещё. Кто муж Афродиты? По аналогии с богом-мастеровым, это кузнец Гефест (англ. first, первый, скинутый Герой с Олимпа). Из любовников Афродиты следует особо отметить Адониса (Дон) и Ареса (Яр-арий). Также добавлю, что на самом-то деле, включённая в пантеон олимпийских богов, Афродита — вовсе не гречанка. Она, скорее всего, тоже малоазийского происхождения и очень древняя богиня.

    С происхождением Афродиты вопрос интересный. Понятно, что она Ки-при-да по названию острова Кипр. Но ведь у древних греков буква "фи" обозначала особо звучащий звук "п". В древнейших вариантах греческого алфавита буква фи и вовсе отсутствовала. Получается, Афродита - это А-про-дита. Именно в "А-при-ке", в Древнем Египте, где первыми "параонами" оказались индоевропейцы, известен Хепри или Хепера (означающее «скарабей») — в египетской мифологии утренняя ипостась солнечного бога. Это ещё одно указание на связь Афродиты с Зарёй. Кстати, там же, в Египте, бог Ра сражался со змеем Апопом. А что фараоны? Они, наверное, тоже из Малой Азии пришли...

    Настала пора обратиться ко второй части имени. Слово Номен происходит от праиндоевр. *nomn- «имя». Номен — это родовая часть полного римского имени. Поэтому на итальянский манер, Эвринома – «Из рода ветров». Кем были дети у зари-Эос? Анемы (ветры) и Астры (звёзды). А ветер никогда не стоит на месте. Да и звёзды – пусть медленно, но перемещаются. Таки да! Кочующая…

    Кстати, как там поётся в «Калевале»?

Дочь воздушного пространства (об Ильматар),
Стройное дитя творенья,
Долго девой оставалась…
И спустилась вниз девица,
В волны вод она склонилась…
Начал дуть свирепый ветер,
Поднялась с востока буря…
Ветер плод надул девице,
Полноту дало ей море…
Вот летит красотка утка (верховный бог Укко),
Воздух крыльями колышет,
Для гнезда местечка ищет…
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать - земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось…
На десятое уж лето,
Подняла (Ильматар) главу из моря
И чело из вод обширных,
Начала творить творенья,
Создавать созданья стала…

    На этом можно было бы поставить точку. Итальянский вариант лишь подтверждает выводы Анатолия Абрашкина. Но я уже так разогналась, что не смогу сразу остановиться.

    Конечно, у «номы» довольно много однокоренных слов. И значения их должны примерно совпадать. Предлагаю посмотреть.

    Номарх — должность управителя нома в Эллинистическом Египте.  Греческое название — «номос» впервые встречается у Геродота, и в данном контексте означает «округ», «область». Но произведено оно от другого значения — «пастбище», «обиталище».  Эвринома – обитель всего? На удивление, греческий вариант не совсем точен (ведь она Создательница всего). А вот пастухам действительно приходится постоянно кочевать в поиске хороших пастбищ…

    С понятием поиска хорошо перекликается слово Намерение из ст.-сл. языка, где оно является суф. производным от намърити «метиться, целиться».

    Поскольку я всегда очень неравнодушна к именам, вот подборка по интересующей нас теме:

    Имя Немо - латинское "Никто". Имя Наум - от еврейского «Утешающий». Имя Ноам - еврейское "приятный". Имя Нав - от персидского "новый". Науман - арабское имя "новый человек в семье". Что русское «новый», что англ. «нью», что нем. «ной». А вот еврейское имя Ной – это "успокаивающий, умиротворяющий, отдых, покой". Имя Ноуи - происходит от английского knowing "знающий". Потому и правители сплошь — князь, конунг, кинг… Имя Номто - происходит от калмыцкого "ученый богослов". Имя Намаз - персидское, урду "молитва". Наим - арабское имя "рай". Намат, Нимат арабское "благословение, благо, милость, дар Аллаха, милость, изобилие". Имя Нума - арабское "блаженство".  Очень интересно. Поскольку Нума Помпилий — полулегендарный, второй царь Древнего Рима. И был он сабинянин… Имя Нумерий - происходит от латинского "достойный". Имя Нурмат - персидское "луч (Нур) пророка Мухаммада". Тут же вспомнилась Норма, которая происходит от лат. norma «наугольник; норма, правило», далее из неустановленной формы. Предположительно связано с nosco «познавать, исследовать»; также предполагают заимств. через этрусск. из др.-греч. gnоmon «стержень солнечных часов». Понятно, что Нуру - это персидское имя "светлый". В связи с этим интересна Нюра.

    Имя Нюра. Ласкательная форма имени Анна. Имя Анна - от арабского  "я" или древнееврейского «[Hannah] милость Божья», или турецкого «Anne, мать». Главный свет для нас исходит от Солнца. С солнцем связано понятие года. Вот у римлян была богиня Анна Перенна (от лат. annus — «год» и perennis — «вечный, непрерывный, длящийся»). Это богиня наступающего нового года. Происхождение неясно. Анну Перенну считают одним из воплощений Луны, она наполняет год отрезками — месяцами. Луна или Ди-ана считалась женской ипостасью Януса Двуликого. Овидий рассказал такой миф. «Анна Перенна отождествлялась с сестрой Дидоны по имени Анна. Она любила Энея и прибыла к нему из Карфагена в Италию. Спасаясь от гнева его жены Лавинии, попросила покровительства у речного бога Нумия, утопилась в реке Нумиция и стала нимфой этой реки под именем Перенна…» Имя рода Нумициев, возможно, происходит от названия реки Нумиций (Нумик), над которой, по преданию, был похоронен Эней. Во-первых, в ненецком языке Нумги означает Звёзды! В условиях полярной ночи время можно было определять только по ним. Во-вторых, в Италии река Нумиций, а у нас… Неман!

    Неман (белор. Нёман, лит. Нямунас, нем. Memel) — река в Белоруссии, Литве и Калининградской области России. Происхождение названия точно неизвестно. По А. Погодину и Т. Лер-Сплавинскому, гидроним возник из финского niemi «ряд холмов, мыс», однако против такого толкования выступает Фасмер. По К. Буге, название гибридное от балтийской основы мун в сочетании со славянским отрицанием не. (Прим. авт.: а ведь англ. moon — это луна, та самая, которая Анна!). По А. Кочубинскому, название происходит из жмудского naminis «домашний, наша река». По мнению Кестутиса Демирецкаса, гидронимы «Немунас» и «Мемеле» одного происхождение и производятся от лит. mёmё, memelis, mimelis, латыш. mems (мямля, немой) лит. nёmti (неметь), поэтому Неман можно понимать как «немую, тихую реку». Кстати, имя Нимгр - происходит от калмыцкого названия планеты Марс. Вот уж бога войны тихим никак не назовёшь! Другое дело, что был Марс сначала богом плодородия и, по преданию, принадлежали ему 12 щитов (чем ни месяцы года?). А вот именно Марс на языке сабинов назывался Mаmers, а по окски Мамерк. Согласитесь, это весомая информация к размышлению.

    Продолжу перечень имён. Нееман - еврейское имя "верный, поклонник, попечитель, опекун, доверенное лицо". Имя Нейм - происходит от английского name "имя, название, наименование, фамилия, обозначение, репутация, род, личность, имя существительное, пустой звук, великий человек, брань, выдающийся человек". В связи с чем интересно значение русского слова Неимоверный - невероятный, чрезвычайный. Происходит от праслав. имо-, от кот. в числе прочего произошло ст.-слав. имовитъ «состоятельный, зажиточный», а также «такой, что не веришь» (неимоверный).

    Имя Номад - английское "кочевник". Номин - от греческого «пастырь». Опять Кочующая. Вот только как? Имя Най - староанглийское (Nye) "островитянин, с островов". Навкратий - греческое "побеждающий на море". Имя Навиг - происходит от латинского "штурман, мореплаватель". Имя Навч - калмыцкое, монгольское "лист". (Помните, как плавают листья?) А вот на санскрите Нава — это и Новый, и Корабль, и Девять. Кстати, имя Нами — это персидское "прославленный" (знаменитый) и японское "волна".

    Думаю, небезинтересной будет якобы выдуманная (мифическая) история заселения Ир-ландии. Немед — предводитель второго из мифических племён, правивших Ирландией. Имя значит «Священный». Было переселенцев числом девять человек: Немед, четверо мужчин и четверо женщин. Примечательно, что отца предводителя первой волны "заселенцев", Партолона, звали Сера (здесь аналогии и с сэром, и с Осирисом, и с Сурьей). А вот сына Партолона звали Рудрайге (здесь аналогия только с Рудрой). Таки санскрит? Погибло племя Партолона тоже весьма примечательно: умерло пять тысяч мужчин и четыре тысячи женщин. Что наталкивает на мысль об особом значении числа девять, да ещё именно в этой пропорции... Могу только подлить масла в огонь: египетский первоокеан Нун и шумерские боги ан-нун-аки, нем. neun (9) и англ.nine, Небесная Девятка богов. Как-то так. И ещё. Местом захоронения племени Партолона считается холм Таллахт (тут напрашивается аналогия с холмом, на котором построен Таллин; впрочем, это те же толосы и талайоты, распространённые по Средиземноморью вплоть до Малой Азии).



    Лирическое отступление. 21.06.2018 г. Сновидения. Особая сдача.


    Я на работе. Одна женщина делает у меня очень большую покупку. Причём, она ещё и сложная: не весь товар просто так "пикается", с некоторыми вещами приходится дополнительно разбираться. Поэтому, когда молоденькая девушка-продавец, подойдя, отвлекает меня каким-то уточняющим вопросом, я строго говорю ей "не мешай мне сейчас!". И продолжаю работать. Особо запомнилось, что по какой-то "коробке" нужно было ввести количество и вышла у меня тут заминка, но и её приодолела. Нажимаю кнопочку. Выходит чек. Мы обе удивлены, что он коротенький, а ведь товара было много, да и сума получилась весьма внушительная. Она смотрит свои сумки. А там ещё несколько чеков. Всё в порядке! Просто они почему-то оказались по частям... Опять подходит девушка-продавец и просит дать ей тысячу для размена. Я возмущаюсь, чем сама буду работать?! Потом самое интересное: я держу в руках фотоаппарат. А по нему возникает такая информация, что на промежуточном этапе у меня не было этой женщине сдачи, и я его отдала вместо той самой тысячи. Хороший фотоаппарат, цифровой. Жалко мне его, однако, отдавать. И я склоняюсь к мысли, что надо бы эту хорошую женщину попросить вернуть мне его за ту недостающую тысячу... А вот тут вместо женщины появляется, очевидно, её муж. Приятный мужчина. А в руках у меня вместо фотоаппарата уже оказывается кот. Не чёрный. Серебристо-серый, какими только русские голубые кошки бывают. И я его ласкаю и тискаю. Ну как я своего Кота отдам?! Открываю рот, чтобы выпалить своё предложение. Но мужчина жестом меня останавливает и даёт понять, что ему сейчас нельзя отвлекаться, а нужно оставаться сосредоточенным... Пробуждение.

    Какие возникли аналогии? Ведь не случайно появление такого символа как Цифровой фотоаппарат... Богиня Шапаш - в старых западносемитских мифах всевидящая богиня Солнца, способная правильно предсказывать события будущего, в частности, исход сражений. Это Око. Кстати, и бог солнца Гелиос был у Зевса Всевидящим Оком. Но главное Кот. Замечательный!


 
     Закончить обзор «номий» хочу Немезидой. Немезида (Немесида) — в древнегреческой мифологии крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и нравственных порядков. Эта точно не сидит на месте, а кочует от обидчика к обидчику. Тем более, что в её имени содержится понятие рода. А кровная месть – сами знаете, что это такое… Говорят, это она снесла яйцо, которое нашла Леда, и из которого затем вылупилась Елена с братьями. Что было потом, известно – Троянская война. Примечательно, что в русском языке первый слог почему-то отпал, и вместо нома образовалось место, а Немезида вершит свои дела через месть и воз-мездие. Причем, произошло это ещё на уровне праславянского языка. Может, потому что частица «не» носит отрицательный смысл?

    Теперь давайте поговорим о том, почему змей Офион в итоге стал «потерпевшим». Для начала вспомним, кто по греческому мифу были родители Эвриномы? Океан и Тефида. Тетия. Она же Тифия или Тетис. По одной из гипотез, имя происходит из угаритского Ta(m)tu «океан». А в тех же угаритских мифах говорится о том, что когда-то был убит некий змей Латану. У Тефиды, кстати, одного из сыновей звали Ладон. Совпадение? Нет. Думаю, греки всё-таки «слышали звон…» Тем более что и у шумеров имеется своя Тиамат — мировой океан-хаос солёных вод. Согласно шумеро-аккадскому эпосу «Энума элиш», Тиамат смешала свои воды с водами Абзу (океаном пресных вод), тем самым дав начало миру.  А что в итоге? Абзу замыслил убить своих детей-богов, но они сами убили его. Помните? Есть в русских сказках два таких персонажа, как Мать-сыра-земля и змей Юша (Асур, значит). Так вот. Это те же Тиамат и Абзу, потому Земля и сырая.

    Что сделала Эвринома? Она отделила землю от моря. Не помню, чтобы Сварог или кто-либо другой змея Юшу с Матерью-сырой-землёй разлучал. Но предание есть, как землю со дна моря поднимали и только с третьей попытки сумели поднять. Значит, что-то такое тоже проскальзывает. Хоть и не так категорично, как в случае поединков Ра с Апописом. А вот в шумерской мифологии очень интересная ситуация. Во-первых, там были бог неба Ану и богиня земли Ки. И были они слиты. А первенец их, бог Энлиль, чтобы увеличить пространство обитания детей-богов, небо от земли и отделил. Это мирная версия. Но мы-то помним утверждение, что Эвринома врукопашную дралась с Реей! Когда это было? Очевидно, ещё в Титаномахии, когда супруг Реи, Кронос, свергал своего отца Урана. А заодно сбросил побеждённых титанов в Тартар. Потом будет новая битва, Гигантомахия. Когда  восстание порождённых Тартаром гигантов возглавил уже Эвримедон. Поскольку у греков не было буквы «В», имя звучало примерно как Эири-ме-дон. Яр?

    А что у шумеров? А у них, во-вторых, жили слитно Тиамат и Абзу. После убийства молодыми богами праотца Абзу, первоокеана пресной воды, Тиамат сделала чудище Кингу своим мужем-консортом, поставила во главе армии из верных ей богов и одиннадцати чудищ и вручила ему таблицы судеб «ме». Однако армия была разбита, Мардук убил Тиамат, рассёк её тело и создал из его половин землю и небо…

    Поскольку Кингу и по форме, и по содержанию явно похож на английского короля (king), я заодно вспомнила и про английское Every со значением «каждый, всё, всякий, полный, абсолютный, всемерный». Но что такое английский язык, когда в его создании участвовали кельты, пикты, гэлы, римляне,  германские племена англов, саксов, ютов? Да ещё и нормандцы. Нашла искомое у норвежцев — hver, у шведов varje. Скандинавское… А у них «арийской» R1a знаете сколько? Я бы сказала, что very much!  Неужели викинги это слово в Британию занесли? Конечно, я не настолько знаю языки, чтобы смело утверждать. Да ещё нужно помнить, что раньше, чем «мы короли»,  в Ирландию приплывали «божьи люди». Догадались, о ком я?

    Туат(а) Де Дананн — четвёртое из мифических племён, правивших Ирландией. Термин впервые зафиксирован в стихах en:Eochaid ua Flannacаin (1004). В более ранних источниках говорится о др. ирл. Fir Dе — «Люди богов», или др. ирл. Tuath(a) Dе — «Племя(Племена) богов». Вероятно, Tuatha Dе Danann является расширенной формой, призванной устранить двусмысленность термина Tuath Dе, применявшегося как по отношению к старым ирландским богам, так и для обозначения «народа божьего» — Израиля. Туата Де Дананн были потомками сына Немеда, Иаборна, который после изгнания ушёл на «Север Мира». (Вики).


    Кстати, у ариев в Ведах есть Варуна — верховный хранитель справедливости и судья, а также бог мировых вод. Но в выросшем из Вед индуизме тоже есть одно предание. Там Индра убивает сдерживающего воды змееморфного демона Вритру, матерью которого является воплощение первобытной воды богиня Дану. Что тут скажешь… Не дружили «индийские» арии с персами и скифами! И Адониса, возлюбленного Великой богини Ки-белы, в Малой Азии когда-то тоже убили (вепрь, засланный ревнивым Аресом). Поэтому факт убийства признаём, а по полочкам – это не сейчас.


    Хочу обратить ваше внимание на то, что мы, в основном, рассмотрели только вторую составляющую имени Эвринома. Но и первая обещает быть не менее интересной. Кстати, а как сами греки расшифровывают Эвриному? А никак. Они и про Эвридику толком ничего не могут сказать. Либо Вдохновительница. Либо  Укушенная змеей. А почему? Потому что эта дриада, жена певца Орфея, якобы умерла от укуса змеи, когда убегала от преследовавшего её Аристея. Скажу сразу, змея «сидит» в самом имени Эвридики, также как и в имени Эвриномы…

    Аристей этот, хоть и «начинается» на Ар-, почему-то очень тесно связан с Ливией, которая расположена в «Априке». Отвлекаться не буду. Кому интересно, пусть самостоятельно про Аристея почитает. У меня же появилось вот такое соображение. Ведь и малоазийская Великая богиня Афродита почему-то созвучна Африке. Афродита и Африка – греческие слова. Причём, как я уже отмечала, буквы «ф» в раннем древне-греческом толком и не было. Вернее, нужно сказать по-другому. «Как в архаический, так и в классический период развития древнегреческий язык имел три основные группы диалектов, относящиеся к трём греческим племенам — ионийскому, дорийскому и эолийскому. На базе местных диалектов формировались местные койне — обобщенные варианты сродных диалектов некой области… Из древних языков наиболее близки греческому были древнемакедонский и фригийский, от которых, впрочем, осталось недостаточно памятников письменности, чтобы утверждать это наверняка. Среди прочих индоевропейских языков наиболее близки к греческому индоиранские языки...» Вики. Очень разношерстная публика была – эти древние греки! Кто-то из них «пыкал», некоторые «фыкали» (очевидно, эти были из рода говорящих "ф" - скифов). Возможно, кто-нибудь и «выкал». В высоком штиле (литературном языке) «ф» поначалу не употреблялось. Но как быть с Африкой и Афродитой?

    Африка. Происходит от неустановленной формы. По одной из гипотез, источником было слово afri — название племён, живших в древности на севере континента (конечно, англ. «I am free» по-русски «я свободен!»). Связывают также с берберск. ifri «пещера». По другой версии, название связано с др.-греч. Afriki, букв. «не холодная». Кто ещё «не холодный»? Др.-греч. «пир, пирос» — огонь. Действительно, ещё не побывав в Африке, мы уже априори (независимо от опыта, предварительно) знаем, что там жарко. Кстати, «априори» как раз и не греческое. Происходит от латин. a priori «от предшествующего» (a — от и prior — предшествующий). А вот современные греки огонь величают flоges или fotiа. Неужели на них так немецкие слова Flamme и Feuer повлияли?! Или это были ещё Фир Болг?

    Фир Болг являются потомками сына Немеда, Старна, который после изгнания увёл свой народ в Грецию. Негостеприимные греки заставили беженцев выполнять тяжёлые работы: ирландцы таскали землю с плодородных полей на скалы, чтобы греки могли разбить там свои сады. Землю рабочие таскали в мешках (по-ирландски «болг»), откуда, видимо, и происходит имя этого племени: Фир Болг — дословно «люди мешков». Устав от невольничьей жизни, люди Старна сделали себе лодки из своих мешков и отплыли в Ирландию. Вместе с ними прибыли т. н. Фир Домнан и Галейон, но все три народа считали себя одной расой. (Из Вики). Ещё один «исход из Египта» получается. Правда здесь не уточняется, что мешки использовались в качестве пирог, чтобы умыкнуть награбленное…

    Под именем Фир Болг предполагают белгов, в Галейон видят галлов, Фир Домнан — предположительно — думноны. Кстати, имя Домиция — от латинского (domitio) "возвращающаяся". Итак, они вернулись в Ирландию. И одним из поселений думнонов, в Британии, считается город Тамарис. А вот имя Тамара происходит от древнееврейского «финиковая пальма». Кстати, в Эрец-Исраэль был древний город Баал-Тамар, входивший состав удела колена Вениамина. Но ведь Баал-Тамар — это и финикийский Владыка Пальмы. Правда, найти информацию о нём чрезвычайно трудно. Зато всегда можно обратиться к Библии и узнать, что Сатана, в образе обвитого вокруг Древа познания Добра и Зла змия, уговорил-таки прародительницу Еву отведать его плодов! Думается мне, неслучайно колено Вениамина было почти полностью истреблено самими евреями… Думается мне, что также и колено Ефремово могло иметь какое-то отношение к финикийцам из Северной Африки…

    В свете вышесказанного усомнилась я: да греческое ли это имя, Эвридика? Вот известные Эвридики: Евридика — царица Трои, супруга Ила; Евридика — одна из дочерей Даная; Евридика — царица Аргоса, супруга  Акрисия и мать Данаи; Евридика — царица Немеи, мать Офельта (тоже укушенного змеёй), Евридика — царица Фив, мать жены Геракла; Эвридика — имя иллирийской принцессы Аудаты (дарданки), которое она получила после свадьбы с Филиппом II Македонским.

    Интересная ситуация! И троянцы — противники греков. И македонцы — греки с большой натяжкой. В первом случае речь идёт о дарданах с более древней дарданской царской ветвью и более молодой троянской. Во втором, появляется палеобалканский народ дарданцы, утверждавшие, что их  прародитель — Дардан, сын Иллирия. Предводитель дарданцев, Бардил, одно время существенно теснил македонцев, но Александр Великий, как известно, поставил на место не только их. И матерью Александра, кстати, была не Евридика-Аудата (которой имя Эвридики дал именно македонец Филипп), а царевна из Эпира, получившая в замужестве имя Олимпиады...

    Так вот. Центром Эпира был город Додона, известный своим оракулом. Ещё в V веке до н. э. Геродот сообщает о Додонском святилище интересное свидетельство. Он говорит, что, по словам египетских жрецов из храма Аммона в Фивах, две жрицы были увезёны финикиянами из Фив и проданы — одна в Ливию, другая в Грецию; они первые основали-де прорицалища в этих странах. И опять мы натыкаемся на Северную Африку!

    Вообще, очень интересная смычка: балканский Дон — семитский Адонай (а в итоге «греци шо!», где на 27 % мужских индоевропейских гаплогрупп приходится 26 % "семитской" J, 14 % родственной ей I и 21 % североафриканской Е). К слову сказать, в Македонии на фоне резкого снижения доли гаплогруппы J (14 %) и увеличения «древней европейской» I (31 %) североафриканская Е остаётся практически без изменений (20,5 %), да и индоевропейские почти так же (25 %). Поэтому есть смысл предположить тесное общение варварийской Ливии и ирано-язычной Малой Азии. Точнее, через Балканы в Грецию R1a, R1b и Е шли в одном "кулаке" дорийского вторжения. На Балканах основу населения составляли, очевидно, иллирийцы (I), что и отличает македонцев от греков, у которых после ахейско-микенского завоевания количественно явно преобладали J в содружестве с R1b, не кремировавшими своих умерших (микенские шахтовые гробницы). Кстати, вот у греков количество R1b, как раз, чуть больше (15,5% процента против македонских 10,5). Мужских гаплогрупп от населения, проживавшего в Греции до ахейского вторжения, думаю, если и осталось, то совсем чуть-чуть (разве что афиняне гордились своим пеласгическим происхождением...).

    Между прочим, мои выводы подтверждаются и мифологией. Давайте вспомним о последних годах жизни сидонского царевича Кадма, основателя города Фивы в Беотии. Напомню, что был он финикиец, и попал в Грецию, когда "ахеец" Зевс похитил его сестру. Думаю, в Фивах впоследствии Кадм вступил в противостояние с набиравшим силу культом Диониса (привет христианам!). По крайней мере, именно с Дионисом связана гибель его дочерей и внуков. Хотя говорят, что это Арес таким образом мстил за смерть своего дракона... Так или иначе, на старости лет финикиец Кадм с женой Гармонией направляется в Иллирию. Либо это его дочь Агава, якобы в припадке безумства убившая своего сына Пенфея (месть Диониса), бежала туда, убила царя Ликотерса, завоевав таким образом новое царство своему отцу. А затем... Дорийское вторжение, начавшееся с Иллирии.

    По традиции, предлагаю небольшую подборку имён. Иногда такой метод даёт интересные результаты.

    Эварист - греческое [euarestos] - приятный. Аува – имя происходит от еврейского "возлюбленная". Ева - происходит от 1) греческого [ewyen] "благородная"», 2) еврейского «Живая, жизнь».

    Эварт - английское (Ewart) "живущий на берегу реки". Имя Евер - иврит "странник, перешедший реку". (Евер — предок израильтян в соответствии с Быт. 10- 11. Внук Ноя, сын Сала (лат. Sol солнце). Единственный из потомков Сима, кто не участвовал в постройке Вавилонской башни. Язык Евера и его семьи поэтому не был смешан, как у прочих, и потомки Евера сохранили первоязык. Иврит, значит. То-то он читается в другую сторону…) 

    Имя Эберхардт, Эверхарт - др. - германское [a ber+hard ] "твердый медведь" или "сильный кабан(eber) ". Имя Аверьян - происходит от латинского «Обращающий в бегство». (А ведь это и про зарю тоже!)

    Имя Аубина — форма имени Альба. 1. латинское (Albens) "белая". 2. итальянское имя (Alba) "рассвет". 3. в германо-кельтской мифологии большим уважением пользовалось число (Elf) "одинадцать". Аурика — форма имени Аурелия. Аурелия - от латинского «Золотая». Имя Аур - румынское "золото". Сразу вспоминается: «Дважды всходила на небо в лучах златокудрая Эос…» (Гомер)

    Стоит ли удивляться, что прародительница людей Ева оказалась связана с сотворительницей всего сущего Эвриномой! Но было бы несправедливо обойти вниманием ещё одну известную женщину.

    Европа — в древнегреческой мифологии дочь финикийского царя Агенора и «далеко светящей» Телефассы. Имя её предположительно происходит от древнегреческого «широкоглазая» (где др.-греч. evrуs — широкий + оpsis — глаз) или от финикийского «заход», Запад. По легенде, её похитил Зевс в образе быка, уплывшего на остров Крит. А вот в Древнем Египте священный бык Апис (Хапис) был посвящён богу-творцу Птаху или богу возрождения Осирису. Само собой напрашивается: Апис – ещё одна форма имени Абзу-Апсу? Точно так же, как и Осирис, Апис пребывал в самом близком соотношении с Нилом. Поэтому очевидна связь Аписа с водой. Правда, это не древне-египетский, а санскрит: apsaras «многоводные».

    Европа. Заход… Почему-то вспомнилось game over. Раньше я думала, что эта фраза означает «игра окончена!». Но нет. Англ. over — над, свыше, снова (нем uber, лат super). И почему же тогда «широкоглазая»? Как выглядят широко распахнутые глаза? Круглые. Кольцо. В форме кольца известен ещё один символ.

    Уроборос (др.-греч. ourobоros ot ourа «хвост» + vorа «пища, еда») — свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Символ вечности, цикличности созидания и разрушения, символ года. Одним из его аналогов является свастика.

    Но вернёмся к Эвридике. По легенде Орфей спустился за своей возлюбленной в Царство Теней (мёртвых). Ему даже удалось уговорить Аида с Персефоной вернуть Эвридику в мир живых. Беззвучной тенью последовала она за ним. Если бы только певец не нарушил условие и не оглянулся! Кстати, в истории с Осирисом Око тоже сыграло очень даже важную роль.

    Эвридика-Тень… Европа-Широкая (англ. every - каждый, все, всякий, полный, абсолютный, всемерный)… А что ещё объёмно и малозаметно? Аура! От греч. «веяние». В эзотерике — проявление души человека. Описывается как сияющий овальный облик, окружающий всё тело человека. В изобразительном искусстве её символизирует нимб.  Забавно: аура, нимб и Эври-нома.

    Итак, что делать, если game over? Наиболее заманчивый вариант — попробовать снова её пройти! А как можно пройти Европу? Полагаю, через Иберийский полуостров и … Иверию. Это и есть ворота-врата-створки, а то и праслав. *vьrvь (путеводная?).

   Пиренейский (Иберийский) полуостров. На юге отделён от Африки Гибралтарским проливом. Название «Иберийский» связано с народом иберов, жившим на территории современной Испании примерно с III-го тысячелетия до нашей эры. На полуострове находятся крайние западная (мыс Рока) и южная (мыс Марроки) точки континентальной Европы. Что значит мыс Рока? Думаю, здесь та же основа, что и в Рах, Рарог, Сварог. Рарог — в славянской мифологии огненный дух, связанный с культом очага. Страх-Рах русских заговоров — воплощение огненного ветра — суховея. Проверяем именем. Роксана — от персидского «яркая красота, светлая, яркость». А вот мыс Марроки расположен на окраине города Тарифа. Логично предположить, что название мыса перекликается с названием североафриканской страны Марокко. Сам же город Тарифа в античности известен как колония Юлия Трансдукта («Юлия за проливом»). Юлия — это не только Юлий. Это жаркий июль и новогодний йоль. А в Марокко карфагеняне 2000 лет назад основали город, который стал затем римской Сала Колония (ныне Шелла или Сале). Думаете, он не имеет отношения к солнцу? Имеет! И заложен он в устье реки Бу-Регрег…

    А теперь обратимся ко вторым воротам в Европу. Уже в эллинистический период слово Иберия обозначало определённую политическую единицу (государство), которая располагалась на территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории, в большинстве своём, жили грузинские племена (картвелы-иберы). На рубеже III—II веков до н. э. было создано государствo с центром в окрестностях Мцхета. Наиболее распространена версия появления этого названия от одного из племён месхов. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени). Кстати, почему Грузия? Европейское название Грузии — «Georgia», видимо, происходит от св. Георгия, который является покровителем Грузии. Правда , есть ещё персидское «горг» — «волк», по которому выводят такую цепочку: древнеперсидское  «в[а]ркан» («земля волков»), среднеперсидское «вурган», а затем новоперсидское «гурган». Корневое имя также отражено и в древнеармянском «вирк». Что интересно? Новоперсидский по времени соответствует исламизации арабами Ирана. А это VII век. Что не так?

    Франция. Овернь. Которая обязана своим названием могущественному галльскому племени арвернов. Столицей ар-вернов являлся Августонемет (современный Клермон-Ферран), южнее которого располагалась крепость Герговия. Нет. Это не VII век. И не арабы. Это Окситания. Врата между югом Франции, Испанией и Италией… Чем славится Клермон-Ферран? Тёплыми щелочно-солеными железисто-мышьяковистыми источниками в городе Ройя (Royat, Руайя). Может и не рай, но чем-то напоминает о боге солнца Ра.

    Помимо ворот в Европу, существуют и другие. Напомню. Евер - "странник, перешедший реку". Соответственно, и Еврей — из арамейск. 'ebhrai, евр. 'ibhri, букв. «с другой стороны» от 'ebher противоположная сторона. Подскажу. Речь о реке Евфрат. Берёт начало на Армянском нагорье, откуда течёт на юг и, сливаясь с Тигром, образует Шатт-эль-Араб, впадающую в Персидский залив между Ираном и Аравийским полуостровом. И получается вот такая «верёвочка»: Иберийский полуостров – Черное море – Иверия Кавказская – река Евфрат, ещё относительно недавно самостоятельно впадавшая в Персидский залив. Это граница, отделившая некогда Европу с Азией от юга. Вопрос: какая сторона евреям противоположна и откуда они пришли? Подозреваю, что настоящие евреи пришли с севера. По крайней мере, горы Араратские именно там…

    Говорят, Азия произошла от названия Ассува — конфедерации государств на западе Анатолии, созданной для войны против хеттов и побеждённой хеттами во главе с Тудхалией ІV около 1230 г. до н. э. Для меня же приоритетом остаётся санскритское asu «жизненная сила». А вот вся Европа стала чем-то совершенно другим.

    К слову сказать, в Евразию есть и другие врата. Это север. Кроме того, что слово имеет ещё праславянские корни, этимология толком ничего не говорит. Разве что север — сторона света, противоположная югу и соответствующая положению Солнца на небе в полночь или часть какой-нибудь территории, лежащая к северу от остальных. Есть только один казус! Северы — финикийская (пуническая) династия римских императоров в 193—235 гг, родом из Африки.

    Ещё одни врата — это Эверест (высочайшая вершина мира). На самом-то деле, это фамилия английских лордов. Вероятно, от шотландского «тис» (порода дерева). Но на примере слов Аура и Уроборос можно предположить, что Эвер- («-IST» является суффиксом греческого происхождения) родственен греческому Ар-хонту (начальник, правитель), произошедшему от «Архи» со значением «начало, начальство». Вот только про кого это, про евреев или ариев?! Да и тис – это не о дереве, это о боге Тиу, в честь которого  англ. Tuesday. Вот и архи, очевидно, как-то связано с Рах.

    Но бывают ведь границы и меньших масштабов. Это я вспомнила про Тверь. Тем более, что топоним упоминается в Суздальской летописи (по Лаврентьевскому списку, под 6717 (1209) годом и позже) в том числе и в форме Тьфърь. В Новгородской летописи и новгородских грамотaх XIV в. многократно встречается в форме Тьхвърь. Также есть сходные названия населенных пунктов Тихверя и Тигвера. Так о какой границе может идти речь? Нашла вот это: Тверь имела выгодное экономическое положение на волжском торговом пути при впадении р.Тверцы в р.Волгу, как крайнего пункта Владимиро-Суздальского княжества перед новгородской границей. И чем Новгород отличался от Владимира? Оказывается, Новгород — это словене, а Владимиро-Суздальское княжество — земли племенного объединения кривичей. Значит, какая-то разница была.

    Также заинтересовали меня и тиверцы. Это восточнославянское племя, расселившееся в IX веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины. Их центром был город Червень на западном берегу Днестра. На западе их ареал граничил с землями скотоводческого романоязычного населения (валахи), на востоке — с так называемым Диким полем. Да и не только валахи были на западе от тиверцев, но также Аварский каганат и Булгарское царство. Но дело в том, что название свое получили тиверцы... по Днестру! Ещё у Геродота указано др.-греч. Tyras (ср. др.-инд. tura, tivrаs «быстрый»). Славянская форма этого гидронима реконструируется как *Tiv(e)rъ, соответственно тиверцы — «живущие по Днестру». По одной из версий, название Днестр произошло от скифо-сарматского (древнеиранского) Dаnu nazdуa, что означает «пограничная река», что только подтверждает предположение об "эври" как понятии границы. Но ведь Геродот почти на 1000 лет старше гуннов! С кем граница? Тот же Геродот говорит о находившейся в устьях Тираса колонии Тира, снабжавшей местными продуктами древнюю Грецию. Первое поселение возникло около VII—VI вв. до н. э., но о Тире как о городе можно говорить лишь с V в. до н. э.  Итак, здесь проходила граница с греками, а позже и с генуэзцами. Затем регион становится ареной для частых войн между Османской империей, Речью Посполитой и Запорожской сечью... Таки граница!

    Напомню, что столицей тиверцев был город Червень. Похоже на Черветери? Впервые упомянут в описании битвы на Тирренском море в 540 году до н. э., но утверждают, что город Черветери гораздо древнее известного сражения. И это город этрусков. Но и сами тиверцы напоминают ещё кое о чём. Тибр (итал. Tevere, лат. Tiberis) — река в Италии. Считается, что название реки «Тибр» имеет этрусские или италийские корни, скорее всего родственные кельтскому корню dubr, «вода». Не граница?

    Долгое время Тибр обозначал границу между землями этрусков на западе, сабинян на востоке и римлян на юге! На этом, пожалуй, я и остановлюсь...



-------




    Почему Аврора связана с ветром?

    Помните? Имя этой римской богини произошло от лат. aura — «предрассветный ветерок». У греков ей соответствует Эос. Но! Микенцы называли её a-wo-i-jo. Согласитесь, микенский вариант очень близок к Авро-ре (причём, в английском языке, например, буква r в ряде случаев вовсе не произносится или даёт долгое "а"). Кроме того, a-wo-i-jo явно в родстве с русским "вея-ть", что подразумевает присутствие ветерка. Напрашивается вопрос, что связывает ахейцев и русских с римлянами? С другой стороны, этрусская Тезан и греческая Эос явно в родстве с германской Остарой и сирийской Асирату. И даже дети этой Эос, как отмечалось раньше, это Анемы (ветры) и Астры (звёзды). Было бы неправильно и несправедливо умолчать ещё об одном имени. Это богиня Аруру!

    Итак, Аруру. В аккадской мифологии богиня-мать, создающая из глины Энкиду (эпос о Гильгамеше «О всё видавшем»), а также создательница людей, определившая их судьбы (согласно некоторым вариантам мифа о сотворении людей). Вероятно, божество дошумерского происхождения. Почиталась в Шумере под разными именами: Дамгальнуна, Нинхурсаг, Нинмах, Нинту, Мама, Мами. Аккадские варианты образа богини-матери - Белетили («владычица богов»), та же Мами (имеющая в аккадских текстах эпитет «помогающая при родах») и Аруру - создательница людей в ассирийских и нововавилонских мифах. Итак, создательница людей Аруру и создательница всего сущего Эвринома...

    В аккадском мифе о птице Анзу (шумер. Анзуд) Нинмах (Дингирмах) выступает в качестве матери легендарного героя Нингирсу, победителя птицы. В этом же мифе Нинмах считается супругой бога Энлиля. А кто такой Энлиль? Сын Ану (неба) и богини Ки (земли), которых в аккадской мифологии звали соответственно Ан-шар и Ки-шар (асуры, asura известны ещё в арийской "Ригведе"). Персонификация природных сил, бог воздуха и, видимо, бог плодородия. Бог-покровитель города Ниппура (санскрит: пур - крепость, город). Бог воздуха Энлиль в переводе с шум. буквально «Владыка-ветер».

    Поскольку есть указание на особую роль Аруру в ассирийской мифологии, пришлось поднять материал по Ассирии. Этноним «ассирийцы» связан с одноименной областью, название которой в свою очередь восходит к городу Ашшур — столице этих земель. Город Ашшур, в свою очередь, вероятно находился на месте субарейского поселения. Сами же древние ассирийцы сформировались во II тыс. до н. э. из населения Северной Месопотамии — аккадоязычных общин, амореев, возможно при участии хурритов и остатков субареев (сибиряки, значит).

    Возможно, что уже во второй половине III тысячелетия до н. э. субареи были ассимилированы хурритами, на которых и перешло обозначение «люди страны Субарту». С одной стороны, начиная с конца 2-го тысячелетия до н. э. и до IV—II веков до н. э. хурриты наряду с урартами и некоторыми другими народностями участвовали в процессе сложения армянского этноса. С другой, столицей самого известного хурритского государства Митанни (XVII — XIII века до н. э.) был город Вашшук-канне. А кто такой Васуки? Васуки — тот самый змей в индуизме, которого боги и демоны использовали для взбалтывания океана в известной истории с добыванием амриты — эликсира бессмертия. Думаю, не случайно армянский язык относится к индоевропейской языковой семье, хоть и выделен в особую ветвь. Да и люди-змеи в армянской мифологии играют немаловажную роль.

    В связи с несомненным арийством ар-мян. У современных ассирийцев мужская гаплогруппа R1b имеет долю почти в 25%, а также весьма незначительную долю "индийской" R2 и ещё меньшую R1a. У армян R1b1b2 29%, R2 5% (что меньше, чем у ассирийцев) и R1a 2%.

    Прародителем армян считается Айк, потомок библейского послепотопного патриарха Фогармы. Этот Айк поднял восстание против тирана Бэла, правившего в Вавилоне, увёл свой клан в «страну Араратскую», положив тем самым начало армянскому царству. (А я давно говорила, что пропавшие колена Израилевы нужно искать на Кавказе!)

    Фогарма (иврит. Тогарма, арм. Торгом, груз. Таргамос)... В ассирийских клинописных источниках встречается название города Тегарама и племя «тилгаримму», расположенное в восточной части Малой Азии, в долине верхнего течения реки Евфрат. По мнению современных ученых, этим именем названо небольшое армянское царство на территории будущей Малой Армении, которое у греков были известно как «Мелитена» (по столице). Так вот. Вернёмся к супруге Энлиля. В шумерской религии Нинлиль — «госпожа открытого поля» или «Госпожа Воздуха», другие имена — Суд, в ассирийском Mullitu. Это о связи индоевропейцев, шумеров и евреев.

    Продолжим знакомство с хурритами. Верховное божество анатолийского пантеона — бог грозы Тешуб. Вроде бы, это не совсем ветер. Но! Есть ведь Шу — египетское божество воздуха, сын Атума. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Ан-хуром («носитель неба»). Вообще-то это уже про (Х)уро-бороса получается! Так что хурриты - те ещё змеи!

    Торжественный эпитет бога Онуриса (др.-егип. Анхур, Анхара, Анхурет, Онхур — Анх-ур — 3nh-wr, Наг Ур?) — «Тот, кто приводит издалека». Онурис отождествляется с Шу, возвращающим из Нубийской пустыни око Ра — Тефнут в облике львицы. Кстити, тоже отождествлялся с Аресом.

    Всё-таки не понятно, как дошумерская Аруру превратилась в римскую Аврору? Думается мне, всё дело в сабинянах. Что ж... Давно у меня залежались намётки про царицу Савскую (ивр. Малкат Шва). Нужно будет как-нибудь поднять...


Рецензии