Эта долгая, короткая жизнь. 45 глава

     Жизнь длится очень долго и всё же, она очень короткая. Всё, что было написано выше, это история, услышанная мною от моей бабушки Сабиры. Как я и писала в начале, ей уже за девяносто лет и она прожила долгую, удивительную, но такую короткую жизнь. Забегая вперёд, или наоборот, возвращаясь назад, я конечно, должна рассказать, что все персонажи, прошедшие в этом рассказе, это одна большая семья, один род, если хотите, это мои прабабушка Машкура опа и прадедушка Бакир акя, их дети, Гулом, Сардор и моя бабушка Сабира. Конечно, справедливее знать историю своего рода куда глубже, но бабушка Сабира, рассказывая мне вместо сказок историю своей большой семьи, просто не помнила большего, да и кто бы ей рассказал, если её мама, моя прабабушка Машкура, умерла, когда Сабире было всего пять лет. Да и её отец рано покинул этот мир, его просто убили.
     Давно уж нет на свете ни Наимы и её мужа Гулома, ни Сардора с его женой Олей. Павел Матвеевич, папа Оли, умер в Москве, когда его внучке, Любаше, было семнадцать лет. Он прожил долго, несмотря на то, что перенёс репрессии, смерть жены и как он и просил, Сардор договорился со своими знакомыми проводниками и машинистом, чтобы перевезти его тело в Ташкент и похоронить рядом с Любовью Андреевной. Правда, рядом никак не получилось, но нашлось место в нескольких метрах от её могилы. Через год после похорон отца, в Ташкент приехали Сардор с Олей и поставили её родителям памятники, правда приезжать часто и навещать их, у них не получалось. Наима иногда заносила цветы, просто обещала Оле это делать, хотя и у нее это получалось не так часто.
     У Бахтиёра и Севары родилась дочь, которая принесла в их дом немного мира и покоя. Но два таких упрямых человека, с характерами, скорее похожими, долго прожить под одной крышей не смогли. Когда дочери исполнилось одиннадцать лет, Бахтиёр, оставив жене и дочери квартиру в Ташкенте, уехал в Москву, так сказать, к своему биологическому отцу. Бахтиёр так и не женился, наверное, он просто не был создан для семейной жизни. Конечно, монахом он не был, как рассказывала мне бабушка, у него были женщины, с которыми он жил даже по несколько лет. Но мог в любое время просто встать и уйти, чтобы никогда не возвращаться. Он прожил до шестидесяти лет и умер в одиночестве, через семь лет после смерти Сардора.
     Оля с детьми проживала в Мосве, сын её, Бакир, женившись, остался жить с ней, а Люба, закончив институт, вышла замуж и переехала жить к своему мужу в Ленинград. С ними бабушка Сабира почти не общалась, особенно после смерти своего братай Сардора, на похороны которого она поехала вместе с Наимой.      
     Гулом, старший брат Сабиры, почти до конца своих дней так и проработал в своём киоске, правда, за два года до своего ухода, он слёг и Наима ухаживала за ним, как за малым дитём. Так, после смерти своего мужа, Наима осталась с Умаром в квартире, где она прожила с Гуломом многие годы. Она женила Умара и помогала воспитывать его четверых детей. Она дожила до глубокой старости, умерла во сне, как говорила бабушка Сабира, с улыбкой на лице.
     Мама Тимура, Бибинисо ая оставила этот мир в возрасте семидесяти лет, дождавшись от сына и Сабиры троих внуков, а после её смерти, Тимур и Сабира переехали в Ташкент. Как говорила Сабира, в Ташкенте было больше возможностей для её детей. Тимур, выйдя на пенсию, продолжал работать, он ещё преподавал искусствоведение в педагогическом институте.
     Я являюсь дочерью младшего сына Сабиры и Тимура, в Ташкенте у нас большой дом, где вместе с нами живёт бабушка Сабира. Дедушка Тимур умер два года назад, прожив с моей бабушкой в мире и согласии пятьдесят один год. Даже перед своей смертью, Тимур говорил Сабире, что до сих пор любит её и всю жизнь был с ней очень счастлив. Благодарил судьбу, что она приехала тогда, в далёкие сороковые годы, в Самарканд и пошла в кино, где он её впервые увидел.      
     Я же, пошла по стопам дедушки Тимура, окончила археологический и работаю реставратором. Прикасаясь к старине, изучая историю своего народа, я понимаю, за что мой дед так любил свою профессию. Я пыталась найти в архивах и историю своего рода, но так и не смогла и очень благодарна бабушке за то, что она так подробно мне рассказывала о своей жизни и о жизни своих родственников. Бабушка очень стара, родившись в двадцатом году прошлого столетия, она дожила до наших дней. Не могу сказать, что она крепка здоровьем, у неё и зрение уже слабое, и слышит она плохо, но память... остаётся только поражаться, как она всё помнит да ещё в таких подробностях. Бабушка Сабира, будто ниточка, связывающая меня с историей нашего рода. Она часто мне говорит, что живёт очень долго, а потом, задумавшись, смотрит на меня.
     - Кажется, очень долго, но... так быстро пролетела жизнь. А всё было, будто вчера... А ты моё продолжение Сабира, - произнесла задумчиво бабушка Сабира.
     Ведь меня, по её просьбе, назвали её именем, чем я очень горжусь. Бабушка - заслуженный педагог Узбекистана, почётный гражданин Узбекистана. В Советские времена, она принимала активное участие в правительственных делах, будучи партийным работником и учительствуя одновременно. Вспоминать то, что произошло после девяностых, она не любит, не хочет расстраиваться и я её понимаю. Там ей было всё понятно, там она была счастлива, там остались её родные, а здесь... она будто потерялась во времени.
     Моя маленькая дочка очень похожа на неё. Такая же красивая и правильная, добрая и совестливая. Часто, обняв её, бабушка Сабира начинает ей пересказывать историю своей жизни, да так подробно, что мне хочется сесть рядом и опять слушать её.
     - Всякое бывало в жизни, я ни о чём не жалею. Только часто, мы и сами не понимаем, почему в одном роду, мы все такие разные. Бахтиёр так и не познал семейного счастья, правда, на его похороны приезжала его дочь и мы с Тимуром поехали. Жаль, на чужбине лежит и некому навестить его могилу. Впрочем, он и после смерти одинок, как был одинок и  в жизни. А Гулом акя, несмотря на то, что прожил всю жизнь без ног, был счастливее прочих. Наима кеное дарила ему это счастье, он лишь в конце жизни сказал ей об этом, благодарил за то, что она была в его жизни. Скупой на слова и нежности, он умер, не выпуская из своей руки, руку своей жены. Таких, как Наима, было и есть очень мало. Она всю жизнь отдала своей семье, ничего не требуя для себя. Она просто жила и была счастлива, благодаря Аллаха за то, что имеет. Поэтому, наверное, она прожила долго и как она говорила, очень счастливо.
     Давно их нет, никто не останется на этом свете больше положенного срока, но мы оставляем после себя наших детей, наше продолжение, наше будущее. Поэтому и вы должны беречь честное имя нашего рода, - прикрыв свои усталые, в морщинах глаза, говорила бабушка Сабира.
     Я не знаю, сколько ещё проживёт наша бабушка Сабира, но пока она жива, жива и память о тех, кто давно оставил этот мир. Конечно, все они оставили после себя своё продолжение, детей, внуков, правнуков. Но у каждого из них своя история жизни, совсем не похожая ни на чью. Это их история жизни, вот только смогут ли и они оставить после себя такую же добрую память, которую дарит нам наша бабушка Сабира.
     Уверена, пройдёт много лет, быть может, наши дети и не вспомнят, кто были Гулом и Наима, Сардор и Оля, не говоря уже о Насибе, кровь которой текла в Бахтиёре, течёт в его дочери и уже во внуках, но эти люди были, как есть сейчас мы...


Рецензии
Шаира, дорогая, рахмат! Низкий поклон Вашей замечательной бабушке! Прочла с огромным удовольствием, с интересом. Светлая Вы душа, Шаира... С уважением и добром, Соня

Сопико   25.06.2018 22:37     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, за внимание и добрые слова Сонечка. Только, этот рассказ вымышленный, как и все герои в этом рассказе. С искренним уважением к Вам, Шаира.

Баширова Шаира   26.06.2018 14:42   Заявить о нарушении
Значит, так сильна сила слова... Я поверила ... Жду не дождусь нового у Вас..

Сопико   26.06.2018 18:41   Заявить о нарушении
Спасибо. Стараюсь писать реально, многие мои читатели подумали, что писала о своей жизни. Но это вымысел от начала и до конца. Новое, надеюсь скоро будет. Пока идей нет. Думаю...

Баширова Шаира   27.06.2018 16:59   Заявить о нарушении