Поговорим о фестивалях -актуальный репортаж-

                1


      Поводом к написанию статьи явилась моя поездка на фестиваль православной песни и поэзии «Серебряная псалтырь» в г. Дубну Московской области в качестве участника конкурса автор-исполнитель.
       Это была уже третья поездка и третье участие в конкурсе.
Первая состоялась в октябре 2007 г, вторая в октябре 2008г. и третья –в  ноября 2010г.  В предыдущих двух заходах не удалось даже выйти в полуфинал ни  в номинации автор-исполнитель, ни в поэтическом конкурсе.
      В последней поездке  занял четвертое место в конкурсе автор-исполнитель с песней «  Игра с ангелом »   Но сейчас хотелось поговорить  не об итогах фестиваля.  Возникло желание рассмотреть  тему  организации и   проведения православных фестивалей и затронуть вопросы, неизменно возникающие при  её освещении. 
       Для начала  нужно отметить, что у нас  до сих пор прежнему  не сформировалось четкого определения что  такое  православное песенное   творчество, кто такие  православные авторы-исполнители, православные барды  ?  По каким критериям можно отнести то или иное произведение к разряду православных ?   На сколько  это нужно и полезно   тем, кто соприкасается с таким творчеством? Вопросы, постоянно поднимаются,  но внятного ответа пока не  находят.
      Тема давняя, дискуссионная. Много высказываний по данному поводу можно встретить в средствах массовой информации.  Есть активные апологеты у данного явления, но встречаются и противники.  Мы не будем здесь обозначать свою точку зрения, наша задача сегодня лежит в иной плоскости.
        Принято считать, что все жанры сочинительства, которые возникают вне Церкви, вне Богослужения, даже не смотря на использование в стихотворных рифмах тех же самых слов, которые употребляются в Церковных молитвах, нельзя назвать духовным творчеством.  Это именуют    творчеством душевным.
      С  данным высказыванием трудно спорить.  Не вызывают сомнения и утверждения о том, что  душевное  творчество  в отличие от духовного, имеет под собой  неустойчивую основу, начальный уровень, некое зерно.
      В дальнейшем, при правильном  развитии,   зерно может     превратиться в плодоносное дерево.  А может  остаться древом без плода, либо вообще не прорости.  Поэтому для душевного творчества  более характерны  взлеты и падения, поиск и метания. Вполне естественный душевный процесс.  Не навредит ли это душе?
        Видимо, каждый здесь получает свой ответ, в зависимости от конкретного устроения личности.  Соприкасаясь с   продуктом православного  душевного  творчества, один человек может задуматься, над серьезными вопросами  бытия, и о смысле собственной   жизни. Другой,   ничего не вынесет для себя,  поскольку  находится на более высоком  этапе духовного  развития.   Третий,  возможно,  с негодованием или насмешкой отшатнется от такого произведения, считая его чем-то незрелым, некачественным, фальшивым.
        И вот тут возникает очень серьезный вопрос: Как же  лицу, которое испытывает потребность сочинять произведения на духовно-нравственные темы, а затем исполнять их перед другими, двигаться в правильном направлении?
        Вроде бы и существует универсальный, очевидный  ответ –  Для начала нужно  самому  стать  Христианином. Нужно быть активным членом  Церкви, понимать основы  правильной духовной жизни в Православии и стремиться осуществлять, на сколько это возможно, Евангелие в  повседневной жизни. Для верующего понятно, что только окунувшись в глубину православной веры, почувствовав её  красоту,  станет возможным, при помощи Божией, изобразить что-то действительно настоящее.
        А как быть с теми, кто этого еще не постиг, не осознал, но находится в активном творческом поиске, кто хочет в песнях и стихах повествовать о  самом  главном?  На что им ориентироваться, где и у кого учиться?
       Очень непростая задача. Для решения её потребуется много времени, душевных сил и огромного желания к постоянному совершенствованию.      У творческого человека к тому же, должно быть ещё и стремление к созданию качественного продукта своего творчества.  В конечном счёте, его труд будут оценивать по результату. И только  качественный продукт   бывает востребован  и   приносит пользу.
        Всем известно, как дивная мелодия, глубокое стихотворение, или вдохновенное   исполнение музыкального произведения уже само по себе  благотворно действует на душу  слушателя.  Когда же звучит песня, в которой повествуется  о высших  идеалах, упоминается Бог, Богородица, святые, то исполнитель берет на себя повышенную ответственность перед теми, о ком поёт, и перед теми - кому поёт.
         Поэтому уровень исполнительского мастерства здесь должен быть очень высок.  Однако, к сожалению, приходится признать, что большая часть произведений указанного жанра пока ещё  не дотягивает до этого.

                П

        Теперь остановимся чуть подробнее над рассмотрением такого явления как православный автор-исполнитель. Именно автор-исполнитель,  не отдельно взятый музыкант,  поэт,  или певец, а как сейчас принято говорить - три в одном.
        Получаем   творческую личность, которая сама сочиняет стихи и музыку к песне, сама поет и сама играет на музыкальном инструменте. Серьезная заявка? – Безусловно.  Многие себя считают  авторами-исполнителями? – Многие.   А что реально  выходит на деле?  - Утешительного мало.
         Слушая отдельные произведения современных авторов - исполнителей,  можно встретить достойные стихи. Однако, если стихи звучат в слабом музыкальном сопровождении, то это не позволяет говорить о  хорошей  песне. Иногда встречается интересная аранжировка, качественное звучание, и слова удачно  легли на музыку, но вокальные данные исполнителя, да и сама подача материала оставляют желать лучшего, и опять приходится признавать, что песни нет.
          Бывает и так : красивая мелодия, виртуозное владение инструментом, и вокал не подводит, а смысловой нагрузки текст не несет.  И снова мимо, снова не зацепило. А вот это «зацепило» просто обязано иметь место в качественном музыкальном произведении на духовную тему.
          Слушать же «не цепляющего» автора - исполнителя  можно только  в течение нескольких минут. С трудом воспринимается одна, две от силы три его песни, а дальше всё превращается в муку. Это  отнюдь не моё одинокое субъективное мнение.  В результате длительного  изучения и обобщения  материалов, касающихся авторской православной песни приходится констатировать следующее:
          Из достаточно большого списка авторов – исполнителей  работающих в этом жанре,  мало таких, кто действительно профессионально  играет на музыкальных инструментах и хорошо поет.  Ещё меньше тех, кто наряду с качественным исполнением пишет хорошие стихи. Ну, а  таких авторов - исполнителей , чьи песни были бы хорошо знакомы народу, песни которые бы любил и повсеместно исполнял православный люд - единицы.
         Одни  могут возразить, что тут особый жанр,  особый вид искусства, понимание и вхождение в который возможно только при вступлении человека на путь  духовной жизни.  Другие скажут –  Эта тонкая сфера, в которой  исполнительское мастерство - вещь второстепенная, а главное -  внутренний  посыл,    душевный образ, о котором хотел поведать автор. 
         Отчасти это конечно так, но только отчасти. Ещё раз повторюсь:  пронзительная, глубокая музыкальная вещь, которая затрагивает сердца слушателей,  сама по себе уже делает большое дело. И если там заложен  правильный позитивный заряд, то и результат будет положительный.
          Объективно  взглянув на вещи,  можно увидеть, что  некоторые  народные  песни и   эстрадные произведения о Родине, дружбе, верности, любви, написанные и исполненные профессионально и качественно, как раз и несут с собой этот положительный заряд. Такие песни  и слушает и поёт народ.
            Как бы хотелось, чтобы и православные авторы-исполнители стремились к созданию продукта своего творчества со знаком качества.            Ведь   не трудно понять, что  монотонное, блёклое   исполнение своего произведения , даже с употреблением   таких слов как свеча, купол, храм, молитва, не  спасает песню.  Более того, может вызвать у слушателя устойчивое отторжение.
           Как же быть? Где учиться мастерству  автору-исполнителю,  как совершенствовать свои навыки и  набираться опыта? Одной из таких доступных форм общения и творческого возрастания призван быть Фестиваль Православной песни и поэзии.
           Слава Богу, такие фестивали в стране    существуют и проводятся ежегодно в разных регионах страны. Я остановлюсь на Фестивале «Серебряная псалтырь », который проводится г. Дубне  Московской области.




                Ш




           Как уже было отмечено, мне довелось побывать на трех фестивалях  в Дубне в качестве участника. Призовых мест не занял и без лукавства отмечу, что не сразу, но  в конечном итоге  соглашался с решениями жюри.
          Анализировал, сопоставлял, сравнивал свои выступления с выступлениями финалистов и приходил к выводу, что реально уступал им.        В силу своей профессии юриста с более чем двадцатилетним стажем, объективно оценивать ситуацию, исходя из  совокупности имеющихся данных, научился.   Так, что  касается собственных  неудач, вопрос ясен.
         А вот  по фактам  выбывания из первых  туров некоторых ярких исполнителей, и неожиданном попадании в следующий круг других, выступивших гораздо слабее,   вопросы возникали. Они также возникали и по поводу присуждения призовых мест  лицам, не участвующим непосредственно в конкурсных программах.  И по многим другим обстоятельствам, свидетелем которых приходилось невольно становиться.
          Теперь рассмотрим некоторых моменты,  связанные с организацией фестиваля, которые   вызывали  не только не   согласие, но искреннее  и недоумение.
         Справедливости ради необходимо  отметить что Фестиваль – это, прежде всего огромная, работа тех, кто стоит за  его организацией и проведением. На протяжении нескольких дней весь оргкомитет буквально превращается в штаб боевых действий. Настолько высоко моральное  и физическое напряжение  организаторов - энтузиастов.
          В наше время сама попытка  провести масштабное мероприятие,   не имеющее под собой  коммерческой выгоды,  уже является подвигом. А какая серьёзная психологическая и физическая нагрузка ложиться на  плечи  членов жюри ?  Им  необходимо в сжатые сроки решать крайне  сложные задачи.
          Приходится постоянно  думать о том, как выбрать правильную линию поведения, чтобы  не обидеть конкурсанта, который явно не дотягивает до следующего тура. Как тактично указать на  перегибы горе - поэтов, которые в пылу спора  переходят рамки дозволенного?  Как подобрать нужные слова, чтобы объяснить  промахи и ошибки, а порой и неверное суждение, высказанное по догматическим вопросам веры?      
           Да и вообще как сохранить объективность в определении лауреатов фестиваля, если тут и там мелькают знакомые лица, среди них не мало  уважаемых людей, когда явного лидерства среди конкурсантов не выявлено.            Насколько нужно быть внимательным, чутким, объективным терпимым  и мудрым, чтобы учесть и правильно  разрешить затронутые вопросы.  Отвечают ли этим высоким требованиям члены жюри фестиваля?  Однозначного ответа  дать нельзя.  Во многом это даже не их вина.
            Тема  любого судейства в нашей стране всегда была очень  сложной и закрытой.  Всем известно, что талантливый музыкант ещё не значит хороший  музыкальный  критик, успешный актер - совсем не обязательно  умелый режиссёр, мировой рекордсмен - далеко не всегда грамотный  спортивный судья.
            Но в мiру, всё таки существует регламент для судейского корпуса, например, Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное законодательство для мировых и федеральных судей.   А для проведения спортивных соревнований предусмотрен  сборник нормативных актов, в соответствии с которыми действует спортивный судья.   И в профессиональной литературе и  музыке тоже всё давно регламентировано.
          К сожалению, ничего подобного на фестивале православной песни и поэзии не предусмотрено.   Здесь  с вопросами судейства, с вопросами критериев прохождения отборочного тура, и принятия решения пока всё остается туманным. Не вносит ясности  и существующее  «Положение о фестивале. »  А необходимость определения  регламента в деятельности жюри давно назрела. Нужен четкий и понятный алгоритм их действий, 
и прозрачность в мотивировке принятых решений.  Это значительно облегчит колоссальную   нагрузку, прежде всего для  самих членов жюри.  Я не говорю сейчас о самих подходах и критериях оценки конкурсных выступлений со стороны жюри. Это  тема для специалистов.
           Хочется  только  подчеркнуть, что правильный, предельно регламентированный и организованный процесс  работы жюри с самого начала  внесет порядок в работе фестиваля, существенно повысит его статус.   
           Конечно, для налаживания данного процесса поначалу   потребуется гораздо больше времени. Но только для начала, потом всё встанет на свои места.  Возразят : - А где  взять время , если аренда ДК на три дня это уже существенные денежные затраты? Если члены жюри буквально с колес включаются в работу, не успев прийти в себя от дальней дороги?  Если  конкурсантов такое количество, что при всём желании непрерывно слушая их с утра до позднего вечера можно выбиться из сил? 
           Всё так.  Но иного выхода нет. Думается, что пришло время менять  практику разрешения  серьезнейших вопросов, возникающих в предварительном конкурсе одним   махом, за один  день.   Ведь   именно отсюда нервные срывы  не только среди участников конкурсов, но и среди самих членов жюри.  Отсюда безмерная усталость в их глазах и неизбежные при этом элементы  раздражения.
           Не знаю, затрагивалась ли  ранее  эта  очень деликатная тема  судейского поведения на фестивале, уточняю, не объективность судейства, а именно поведения судей?  Очень не хочется в нее углубляться, но думаю, и обойти её стороной было бы не верно.
           На протяжении всех трех фестивалей, к сожалению, приходилось сталкиваться  с  жесткими, порой на грани элементарной грубости, высказываниями  и суждениями  отдельных членов жюри.  Особенно  в поэтическом конкурсе, по поводу тех или иных ошибок, допущенных конкурсантом в своем творчестве.
           Что же касается практикуемого в том же поэтическом конкурсе фамильярного обращения членов жюри  с конкурсантами  на - Ты,  не умения следить за своей мимикой в процессе прослушивания конкурсного выступления, чрезмерно эмоционального назидательного тона, особенно если участник пытается отстоять свою точку зрения, то такие вещи,  просто недопустимы   на Православном фестивале. 
        Как важно постоянно помнить об этом  тем, кто берет на себя нелегкое бремя судейства.   Ведь судьям тоже  необходимо реально соизмерять свои силы и возможности,  прежде чем садиться в судейское кресло фестиваля. Не то причиненный  ими  вред окажется неимоверно большим, по сравнению с теми положительными целями, которые  были намечены мероприятием.   
          Мне довелось общаться по этому поводу с некоторыми членами жюри.  Их   попытки объяснить  своё поведение исключительно   желанием  побудить участника к серьезной работе над ошибками и  способствовать тем самым повышению  качества конкурсных произведений,  меня не убедили.
         Как практику, как федеральному судье, мне хорошо известно положение дел, связанных с поведением осужденных после вынесения обвинительного приговора.  Немалый процент осужденных возмущен не только несправедливым приговором, не только позицией обвинения, но и поведением  конкретного судьи в ходе процесса.
          В своих жалобах такие осужденные прямо указывают, что ненадлежащее поведение судьи вызывало у них резкий протест, ущемляло их человеческое достоинство и, что именно это поведение окончательно разрушило их веру в справедливость. Особенно ранимы, в этом отношении бывают лица, впервые приговоренные  к лишению свободы, за преступления, где предусмотрены и другие меры наказания.
          Эти люди,  как правило,  тщательно готовятся к предстоящему процессу, стараются,  чтобы  их доводы были услышаны и учтены судом, поэтому они подмечают все нюансы в поведении судьи. И когда они  вдруг сталкиваются с чрезмерной грубостью, пренебрежительным или надменным  поведением вершителя правосудия, то переживают  по этому поводу не меньше чем от назначенного наказания.
          Квалификационная коллегия судей (судьи над судьями) постоянно обращает самое серьезное внимание на подобные жалобы и сигналы и в случаях их подтверждения справедливо отмечает, что неподобающее  поведение судьи наносит серьезный урон судебной системе в целом, умаляет высокое звание судьи и ни при каких обстоятельствах не может быть оправдано. 
          Никакого желания проводить аналогии с членами жюри фестиваля, конечно же нет, просто  хочется  ещё раз напомнить о той ответственности, которая ложится на их плечи. 
          Победители  фестиваля уедут с призами, зрители и почетные участники гала-концерта с хорошим настроением.  А с чем уедут молодые, ранимые творческие души, реально столкнувшиеся с вышеназванным безобразием?
           Может  у некоторых членов жюри,  нет осознания того, что каждый их взгляд и жест  находится под пристальным вниманием конкурсантов, их родителей друзей и знакомых. Жюри оценивает участников, а участники оценивают жюри. Тем более что все находятся рядом не один час, вместе передвигаются по ДК, вместе питаются.
          Общаясь со многими участниками  затянувшегося  первого отборочного  тура, всякий раз приходилось слышать их высказывания  и недовольство по поводу существующего положения дел. Никакого праздничного настроения при этом не наблюдалось. 


                !У


 
           В заключение своего повествования, дабы не оставаться на позициях лишь занудливого критика, попробуем высказать несколько конкретных предложений, которые на наш взгляд помогут  устранить  напряженные моменты,  возникающие в первый день фестиваля.
            Допускаю, что ничего нового не скажу, вполне возможно, такие предложения звучали и до моего обращения, однако, уверен, что рано, или поздно, обсуждать их придется.
             Считаю, что для  начала организаторам фестиваля необходимо просто перейти на предварительный  заочный просмотр конкурсных работ. Так уже  давно делается на всех православных кинофестивалях, такая форма предусмотрена и на фестивале православной песни  - « Невские купола», ежегодно проходящего в г. Санкт- Петербурге.
              Необходимо   заранее, скажем за месяц до проведения фестиваля организовать прослушивание высылаемых на суд «предварительного жюри» работ конкурсантов, в формате  DVD., в крайнем случае СD.
На сайте фестиваля,  за два месяца до его проведения, следует разместить  об этом предельно четкую информацию.
             Участник конкурса дома, в спокойной обстановке, произведет видеозапись своего выступления и вышлет диск  в адрес организаторов фестиваля.  В любом районном центре страны  в кино и  фото - студиях сегодня возможно записать на цифровую камеру качественный видеоролик с исполнением конкурсного номера. 
            Прослушав такой ролик, члены «предварительного жюри» могут  отобрать конкурсантов,   прошедших в следующий тур и указать   с какими конкретными номерами им следует прибыть на фестиваль.  Ну и для самих членов жюри предоставляется возможность для более спокойной и организованной работы в первом и втором конкурсном туре.
           Очень уместно было бы  в холле ДК или в одном  его из помещений организовать постоянный просмотр видеороликов, которые участники присылали в оргкомитет.  Это дало бы возможность с пользой проводить время  для всех конкурсантов, а также для гостей и зрителей фестиваля.  Кроме того,  позволило бы поближе узнать  друг друга,   способствовало бы  поддержанию доброжелательной,  атмосферы, психологически раскрепощало бы и сплачивало.
           Открытая доступная информация обо всём, что происходит на фестивале в режиме он лайн  – одна из простейших, но весьма эффективных мер по поддержанию действительного праздничного настроения. Самое главное, что организация этого процесса не требует особых затрат, Всё   сейчас технически возможно осуществить. Была бы только добрая воля.
           Необходимо существенно повысить эффективность   работы всех, кто помогает организаторам фестиваля в его проведении.  От них  в немалой степени зависит, какая атмосфера сложится на фестивале в целом.
            Волонтерам нужно не просто фиксировать прибывающих конкурсантов, но и уделять гостям как можно больше внимания, буквально с первых минут знакомства.  В доброжелательном ключе,  возможно, начать общение с небольшого анкетирования: откуда гость прибыл, как добирался, впервые ли в  Дубне, нужна ли ему какая либо помощь, поддержка и т. д. Вопросник можно составить, это не проблема.
            Нужно помнить, что многие гости приехали издалека, им для начала просто необходимо перевести дух,  в уютной обстановке посидеть в  кафе и выпить чашечку кофе с дороги.   Такое кафе  обязательно  нужно разместить на 3 дня в ДК – это неотъемлемый  атрибут любого торжества и проявление уважения к гостям.  Из таких очевидных мелочей в конечном итоге складывается общее позитивное настроение.    Главное – это теплое, чуткое тактичное обращение  с каждым посетителем Фестиваля.
           А при сегодняшнем положении дел, к сожалению, для многих участников, не прошедших первый тур остаются неясными вопросы « А в чём мой промах, где я недотянул, что сделал не так?»  В каком направлении мне работать дальше?    Пока что ответов  он  не получает.
           Вот и приходится наблюдать откровенное разочарование, обиду, ропот.  Не мало родителей,  приехавших на фестиваль со своими детьми не прошедшими в следующий тур, не понимая в чем дело, сразу покидают его с устойчивым негативным мнением обо  всём, что  твориться вокруг.
            Конечно это неизбежный процесс при любом конкурсе. Но при умелом подходе такие моменты можно свести к минимуму, это вполне по силам организаторам форума.  А устранять их необходимо, иначе есть опасность загубить очень правильную и хорошую идею.
            Всем нам нужно  помнить, что мы говорим о Православном фестивале.  И если не проявлять достаточного такта, внимания, доброжелательного отношения к его участникам, а особенно выбывающим из тура, то мы получаем  обычный светский конкурс со всеми его атрибутами, интригами и сплетнями, несправедливостью и лицемерием.
            И не спасет положения  ни выступления батюшек на сцене, ни присутствие Архиереев, либо известных, заслуженных деятелей искусства в качестве почетных гостей.
           Многие так и будут покидать Дубну с чувством разочарования не от своей неудачи, а  потому, что  перед ними неожиданно возникает  очень серьезный вопрос - а по праву ли это мероприятие именует себя Православным Фестивалем?
         
               
                09.12.10

                Сергей Мартусов


Рецензии
Доброе утро! Очень жаль, что Вы на Фестивале не заняли 1 место! Но в будущим есть к чему стремится! А правильно или нет называется Фестиваль Православным я не знаю!

Виктория Коптелова   17.07.2018 08:58     Заявить о нарушении
Одно, что знаю точно - я никогда не буду там петь! Потому, что не умею петь - голоса нет и с весны разучилась ходить.

Виктория Коптелова   17.07.2018 09:02   Заявить о нарушении