Царская невеста любовь всегда права?

 "Царская невеста": Любовь всегда права?
Премьера оперы Римского-Корсакова, 24 июня, новая сцена Мариинского театра

Даже не ожидала, что меня так зацепит эта опера. Слушаю ее не первый раз в Мариинке. В концертном исполнении с Альбиной Шагимуратовой слышала ее и в Концертном зале (Грязной - Марков), и на Приморской сцене во Владивостоке в прошлом году. Но оба раза после спектакля думала, что никак мне не поладить с Римским-Корсаковым, не трогает меня его музыка. А вчера меня захватила стихия чувств, которая разыгралась на сцене благодаря потрясающему Грязному (Владислав Сулимский), милой, ничего не подозревающей Марфе (Виолетта Лукьяненко), ревнивой до невменяемости Любаше (Екатерина Сергеева). Каждый из этих певцов был хорош и в отдельности, и вместе они заставляли замирать от холодящего ощущения неизбежности ужасного финала.
Весь спектакль наслаждалась вдруг открывшейся мне прекрасной музыкой Римского-Корсакова, словно впервые слушала знакомые с детства мелодии увертюры, арий Грязного, Любаши;, Марфы. Оркестр под управлением Валерия Гергиева задал бешеный темп и невероятную страстность событиям оперной истории. Любовь как неизбывная главная движущая сила человеческих поступков во все времена, которая настигает рано или поздно всех, и властно подчиняет себе - это никогда не оставляет равнодушным, волнует и писателей, и композиторов, и зрителей. Она наполняла музыку Римского-Корсакова, такая разная, но такая могущественная! Она звучала в каждом звуке голоса Владислава Сулимского, любовь, лишающая покоя, благоразумия, заставляющая забыть самого себя! Свой грозный лик эта любовь показала у Любаши, буквально, любовь до гроба, когда - "если не мне, то никому"! Екатерине Сергеевой хорошо удаются роли влюбленных женщин, мучающихся от неразделённой любви. Вот и Любаша получилась бедовой и рисковой, до смертоубийства. И Марфа, любящая своего Ивана Сергеевича светлой чистой любовью, которая, что называется, "ни сном, ни духом" не догадывалась о царящих вокруг нее интригах, оказалась третьей лишней, обречённой на неминуемую гибель. Она не поверила в злодейство, даже когда Григорий Грязной сказал ей об этом прямым текстом. Она просто лишилась рассудка. Героиня Виолетты Лукьяненко была очень хороша в своей наивности. И голос певицы,красивый и нежный, особенности которого она явно хорошо знает и умело использует, создавал трогательный образ невинной девушки, которая и Ивана Лыкова любила, и женой царя почитала за честь стать...
Самым сильным впечатлением оперы для меня стал Григорий Грязной Владислава Сулимского. Не знающий удержу боярин, эдакий полуразбойник, которому выкрасть "девицу-красу", а потом держать ее у себя, пока не надоест, - пустая забава! Сам признается, что делал это множество раз! (Прямо, легендарный Кудеяр-атаман! Есть мнение, что это был брат Ивана Грозного!) Но околдовала его своей красотой Марфа Собакина, так что свет клином на ней сошёлся, кручина извела бывалого лихого опричника. И Любаша не в радость, одна Марфа на уме. Руку по локоть готов дать отрубить, лишь бы полюбила, приворотное зелье у немца-лекаря раздобыть... Пробовал свататься, но получил отказ от Василия Собакина. Так поглощён своими чувствами, что недосуг ему подумать, что Любаша удумает отравить соперницу... Все эти перипетии сюжета, настолько русские, так узнаваемы и знакомы по многочисленным литературным сюжетам - "Князь Серебряный" Алексея Константиновича Толстого, "В лесах и на горах" Мельникова-Печерского...
Так хорош чисто внешний облик "правильного" злодея Григория Грязного! Жгучий брюнет в черной косоворотке, полный затаенной страсти, опасной для всех, включая его самого! Первая ария, где он сетует, что потерял интерес в прежним забавам, а хочет любви чистой девушки Марфы ("не узнаю Григория Грязного"), исполненная в свойственной певцу мощной размашистой манере шаляпинского толка, определила трагический нерв спектакля, на который стали накладываться и ревность Любаши, и надежды Ивана Лыкова (Сергей Семишкур), и полудетская любовь Марфы к своему жениху. Но кульминацией стала финальная сцена страшного покаяния Грязного, а фактически публичного признания в любви к Марфе, которая, как он подумал, занемогла "любовным недугом" из-за его любовного зелья. В голосе Владислава Сулимского, как и в словах арии, столько отчаяния, раскаяния, боли, столь необычных для сурового опричника, его герой так достоверно мучается угрызениями совести, что загубил девушку, что оговорил ее жениха, что чувствуешь, как невольно вздрагивает сердце и слезы подступают к глазам! Кажется, что и волосы начинают шевелиться... Чистый катарсис!
Но одновременно возникает и вопрос: а почему я Грязному сочувствую, а Любаше нет? Ведь оба извели соперников ради любви. Но ответ очевиден: Любаша устраняет соперницу и считает, что этого достаточно, чтобы вернуть Грязного. Ей все равно, любит он ее или нет. Лишь бы был рядом. А Грязной хочет, чтобы Марфа его полюбила, используя для этого и магические средства. Он оговаривает Ивана Лыкова, отправляет его на казнь, но силой решать вопрос с Марфой не стремится, мечтает о любви. Ему нужно ответное чувство! Именно это и вызывает понимание и сочувствие, по крайней мере у меня.
Опера не отпускает второй день, многие сцены стоят перед глазами, даже сюжет будоражит, хотя такие любовные треугольники, где все любят без взаимности, в реальной жизни лучше просто покинуть, следуя мудрости, что насильно мил не будешь. Тем не менее, волшебная сила искусства превращает истории человеческих отношений в трагедии, потрясающие до глубины души!


Рецензии