О библейской заповеди Не судите

  Обратил внимание на то, что многими эта заповедь воспринимается как-то странно – как некая индульгенция для любых собственных действий. То есть, воруй, убивай, предавай, еби гусей, делай, что хочешь – всё равно судить об этом никто не имеет права.
 
  Весьма характерный взгляд для людей, которые читали первоисточник в цитатах, или просто где-то что-то слышали. Попробуем же разобраться, что говорит Библия о том, на что нужно указывать в поведении ближнего, на что нельзя, и на что необходимо.

  Итак.

  «Судите судом праведным» (Ин. 7:24, Мф. 7:15-20; 12:33; 23:23)
  «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11)
  «Обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Прит. 24:25)
  «Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь» (Прит. 27:5)
  «Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» (Прит. 28:23)
  «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что … оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23:23)
  «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2)
  «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его» (Ис. 58:1)
  «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Прит. 9:8)
  «Ненавидящий обличение погибнет» (Прит. 15:10)
  «Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет» (Прит. 15:12)
  «Кто внимает обличению, тот приобретает разум» (Прит. 15:32)
  «Принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым» (Прит. 19:20)
  «Если обличишь разумного, то он поймет наставление» (Прит. 19:25)
  «Судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его» (Втор. 1:16)
  «Если же согрешит брат твой, иди, обличи его с глазу на глаз. Если он тебя послушает, приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, чтобы устами двух свидетелей или трех подтвердилось каждое слово. Если же их не послушается, скажи церкви: а если не послушается и церкви, да будет тебе он, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17)

  Цитат достаточно, их ещё много. Как же они стыкуются с известным «Не судите, и не судимы будете» (Мф. 7:1), и нет ли здесь противоречия ?

  Всё очень просто, ответ заключается в разнице между понятиями «суд», «суждение», и «обличение».

  Дело суда – вынести вердикт, сказать подсудимому, – «Ты виновен, и приговариваешься к наказанию». К тому же, не следует забывать конец этой фразы, – «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7:1-2). Логично предположить, что каждый христианин будет рад тому, что Бог будет судить его справедливым судом – таким, каким судит и он сам.

  «Суждение» – частное мнение человека по какому-либо вопросу, включая поступки окружающих, без последующего наказания. Очевидно, что здесь действует множество заповедей – не лгать, не клеветать, не лжесвидетельствовать, и так далее. «Иди, обличи его с глазу на глаз» (Мф. 18:15) – очевидно, про это.

  «Обличение» – то, что предписывается христианам обязательным к выполнению. Не влечёт за собой наказания, как на суде, а имеет целью объяснить заблуждающемуся его ошибки, предотвратить от их повторения, и склонить к правильным, хорошим действиям.

  Резюмируя, в библейском контексте расхожее, – «Опустился до того, чтобы судить», – звучит, как минимум, неграмотно.


Рецензии