Ч. 161 Что знало о войне население России

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2018/06/24/1850

Ничего подобного не происходило в России. Там все сообщения о боевых действиях проходили цензуру, которая свирепствовала и до войны. Разумеется, смешно было думать, что цензоры пропустят малейшую критику действий властей и командования.
 
Население больших городов получало процеженную информацию, как будто смотрело главные каналы нынешнего  телевидения. Интересен в этом отношении довольно откровенный дневник Веры Аксаковой, дочери писателя Сергея  и сестры славянофилов Константина и Ивана Аксаковых.

14 ноября 1854 года она сделала  такую запись: «Но что нам печатают за донесения Меншикова! Это возмутительно читать! Из них делают такие сокращённые извлечения в строчек пять, так что решительно не можешь себе  составить настоящего понятия. Это же слишком пренебрежительно или даже злонамеренно. Кажется, нарочно хотят нас оставить в неизвестности…»

Но это возмущение дворянки, представительницы одной из наиболее просвещённых семей России. Основная же масса населения жила своей жизнью. Война трогала простой люд только тогда, когда шёл рекрутский набор.
 
По словам Аксаковой: «Под Москвой об этом говорят и понимают, в чём дело, но на других концах России и слух о войне заходил только как весть о рекрутстве. Пространная Россия, и народ потерял видение; откроются ли уши и глаза его когда-нибудь?»

Канет в далёкое прошлое Крымская война, а вот с народными ушами и глазами, пожалуй, так и останется что-то не в порядке. Теперь населению власть и показывает, и рассказывает, но только то, что считает нужным, так, чтобы зритель или слушатель поменьше размышляли, а были уверены, что делается «всё путём».

Принимать слова за факты – одна из интереснейших  черт нашего населения. Неудивительно, что среди малочисленной российской читающей публики  рассказ Льва Николаевича Толстого «Севастополь в декабре месяце», опубликованный в журнале «Современник», несмотря на то, что рассказ  изуродовала цензура, произвёл впечатление разорвавшейся бомбы.

Люди понятия не имели, что на самом деле происходило в Севастополе. Толстой планировал ежемесячно присылать картины севастопольской жизни. Но ему удалось опубликовать ещё только два рассказа, также жестоко изрезанные цензурой.

А ведь это были художественные произведения, не документальные репортажи, как у Рассела. В России существовала давняя традиция властей держать своё население в неведении о том, что происходит на самом деле.

Ни о какой критике в печати не могло быть и речи, а своё мнение каждый мог положить себе в карман. Для русской стороны вся гласность о Крымской войне заключалась  в донесениях Пирогова великой княгине Елене Павловне, да в письмах участников войны  родным и близким.

Фотографов в Севастополь не посылали. Властям предержащим меньше всего  нужна была правда о Крымской войне. Вместо правды требовались патриотические легенды, и если бы только песня начиналась со слов «легендарный Севастополь»! Наша история – сплошные легенды.

Николай I заказал художнику-моряку Алексею Петровичу Боголюбову семь больших картин по истории Крымской войны. В апреле 1854 года художник отправился в поездку по европейским странам.

Конечной целью его странствий была Италия. Там, пока французы воевали с русскими в Крыму, Боголюбов мирно учился у французского художника Франсуа. После войны он побывал на Дунае и в Синопе, выполнил царский заказ, который ему щедро оплатили.

Разумеется, его талантливые картины не имеют ничего общего с кровавой реальностью, зато на них воспитывали патриотизм новых поколений. В 1854 году в Севастополе побывал художник Василий Фёдорович Тимм.
 
Он сделал много зарисовок, в том числе и единственный рисунок, сохранивший для нас облик Нахимова. И всё же это не документальные, а художественные свидетельства.

Работы других художников, писавших картины на тему Крымской войны – Ивана Айвазовского, Ивана Владимирова, Владимира Маковского, Григория Мясоедова, Василия Петрова, Иллариона Прянишникова и Адольфа Шарлеманя – являются плодом фантазии их авторов, так же, как и знаменитое полотнище Франца Рубо в севастопольской Панораме.

Правдиво увидеть крошечную часть той далёкой войны можно лишь на фотографических снимках европейских фотографов.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/06/26/1341


Рецензии
Владимир, здравствуйте! Почему военные новости подвергались цензуре и замалчивались?

Спасибо!

Женя Портер   05.04.2025 21:18     Заявить о нарушении
Во время любой войны всегда врут или замалчивают.

Владимир Врубель   05.04.2025 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.