Ч. 161 Что знало о войне население России

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2018/06/24/1850

Ничего подобного не происходило в России. Там все сообщения о боевых действиях проходили цензуру, которая свирепствовала и до войны. Разумеется, смешно было думать, что цензоры пропустят малейшую критику действий властей и командования.
 
Население больших городов получало процеженную информацию, как будто смотрело главные каналы нынешнего  телевидения. Интересен в этом отношении довольно откровенный дневник Веры Аксаковой, дочери писателя Сергея  и сестры славянофилов Константина и Ивана Аксаковых.

14 ноября 1854 года она сделала  такую запись: «Но что нам печатают за донесения Меншикова! Это возмутительно читать! Из них делают такие сокращённые извлечения в строчек пять, так что решительно не можешь себе  составить настоящего понятия. Это же слишком пренебрежительно или даже злонамеренно. Кажется, нарочно хотят нас оставить в неизвестности…»

Но это возмущение дворянки, представительницы одной из наиболее просвещённых семей России. Основная же масса населения жила своей жизнью. Война трогала простой люд только тогда, когда шёл рекрутский набор.
 
По словам Аксаковой: «Под Москвой об этом говорят и понимают, в чём дело, но на других концах России и слух о войне заходил только как весть о рекрутстве. Пространная Россия, и народ потерял видение; откроются ли уши и глаза его когда-нибудь?»

Канет в далёкое прошлое Крымская война, а вот с народными ушами и глазами, пожалуй, так и останется что-то не в порядке. Теперь населению власть и показывает, и рассказывает, но только то, что считает нужным, так, чтобы зритель или слушатель поменьше размышляли, а были уверены, что делается «всё путём».

Принимать слова за факты – одна из интереснейших  черт нашего населения. Неудивительно, что среди малочисленной российской читающей публики  рассказ Льва Николаевича Толстого «Севастополь в декабре месяце», опубликованный в журнале «Современник», несмотря на то, что рассказ  изуродовала цензура, произвёл впечатление разорвавшейся бомбы.

Люди понятия не имели, что на самом деле происходило в Севастополе. Толстой планировал ежемесячно присылать картины севастопольской жизни. Но ему удалось опубликовать ещё только два рассказа, также жестоко изрезанные цензурой.

А ведь это были художественные произведения, не документальные репортажи, как у Рассела. В России существовала давняя традиция властей держать своё население в неведении о том, что происходит на самом деле.

Ни о какой критике в печати не могло быть и речи, а своё мнение каждый мог положить себе в карман. Для русской стороны вся гласность о Крымской войне заключалась  в донесениях Пирогова великой княгине Елене Павловне, да в письмах участников войны  родным и близким.

Фотографов в Севастополь не посылали. Властям предержащим меньше всего  нужна была правда о Крымской войне. Вместо правды требовались патриотические легенды, и если бы только песня начиналась со слов «легендарный Севастополь»! Наша история – сплошные легенды.

Николай I заказал художнику-моряку Алексею Петровичу Боголюбову семь больших картин по истории Крымской войны. В апреле 1854 года художник отправился в поездку по европейским странам.

Конечной целью его странствий была Италия. Там, пока французы воевали с русскими в Крыму, Боголюбов мирно учился у французского художника Франсуа. После войны он побывал на Дунае и в Синопе, выполнил царский заказ, который ему щедро оплатили.

Разумеется, его талантливые картины не имеют ничего общего с кровавой реальностью, зато на них воспитывали патриотизм новых поколений. В 1854 году в Севастополе побывал художник Василий Фёдорович Тимм.
 
Он сделал много зарисовок, в том числе и единственный рисунок, сохранивший для нас облик Нахимова. И всё же это не документальные, а художественные свидетельства.

Работы других художников, писавших картины на тему Крымской войны – Ивана Айвазовского, Ивана Владимирова, Владимира Маковского, Григория Мясоедова, Василия Петрова, Иллариона Прянишникова и Адольфа Шарлеманя – являются плодом фантазии их авторов, так же, как и знаменитое полотнище Франца Рубо в севастопольской Панораме.

Правдиво увидеть крошечную часть той далёкой войны можно лишь на фотографических снимках европейских фотографов.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/06/26/1341


Рецензии
Добрый день, Владимир.
/
А может быть подача позитива населению о ходе войны всегда была важна для государственных мужей, тем более раньше этот "позитив" было некому оспорить?
Если сейчас скорость передачи информации по разным каналам возросла на порядки,
то раньше это было несколько картин, рассказов, фото, новостных рубрик в малочисленных газетах.
Сегодня ввести в "позитив" гораздо труднее...)- хотя бы для небольшого процента населения.

/
С теплом и огромным уважением.

Наталья Николаевна Максимова   15.06.2022 14:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Наталья!
Думаю, что в любой войне, особенно в той, что идёт сейчас, может быть только один негатив.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   15.06.2022 15:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.