Предложение

Ученик Валентины Ивановны Стасик сделал ей предложение, от которого она не смогла отказаться, погрузив ему свою шестицветную ручку в конечную цель предложения *.

* Прим.(авт.) Для неискушенных читателей, -  конечная цель предложения, - часть человеческого тела, находящаяся ниже спины до верхней части ног.


От критика.

А.Ренке и его "Предложение."

Писатель рос в стране Советов в мрачный период,  когда народ, обманутый искусственно заниженным курсом доллара, еще верил в торжество идей социализма.

Пройдя через казарменную атмосферу  детских дошкольных учреждений, будущий писатель пошел в среднюю школу, где столкнулся  со всеми пороками советской системы народного образования.

По словам  писателя, однажды он стал жертвой учительского произвола, получив жестокий и крайне болезненный удар от педагога линейкой по руке всего за то, что выжигал лупой на парте имя своей школьной избранницы и трогательное обращение к ней.

Будучи уже известным в узких кругах писателем, А.Ренке решил вернуться к теме перенесенных им в детстве потрясений, воспоминания о которых легли в основу  написанного им "Предложения".

Как видно из содержания,  описанные события происходят в школе, где преподает учительница Валентина Ивановна,  фамилию которой автор опустил из соображений  гуманности.

Ученик Валентины Ивановны Стасик, которого автор сознательно называет уменьшительно-ласкательным именем, подчеркивая тем самым его кроткий нрав, в шутливой форме образно указывает  учительнице  предполагаемое направление движения и его конечную цель (см. прим. авт.), не ожидая, что это будет воспринято опытным педагогом буквально.

Понятно, что подросток таким образом стремился привлечь к себе внимание, начать диалог с педагогом, имея цель побудить его прислушаться к проблемам переходного возраста.
Кроме этого, из названия произведения следует, что ученик только сделал предложение учительнице совершить действие, от которого она имела полное право отказаться, сославшись, к примеру, на занятость, и не настаивал на его обязательном выполнении.

На это совершенно безобидное высказывание ребенка коварная В.И. поспешила воспользоваться его оплошностью и "погрузила" (читать, - вонзила!) свою огромную ручку в его мягкое и крайне  болезненное место, применив в качестве наказания за неосторожно сказанное слово неадекватное насильственное действие, тем самым причинив ему боль и страдание.

Но боль физическая ничто в сравнении с моральной.  Можно только предположить, как отреагировал весь класс на насильственные действия педагога,  сколько насмешек за этим последовало, и какую психологическую травму получил несчастный подросток.

В своем произведении автор обличает жестокость и бессердечие горе-воспитателей советской школы обучения, царящие в них унижение и бесправие, отсутствие душевного диалога между педколлективом и учащимися, и побуждает читателя задуматься, сколько же невинных стасиков стали жертвами так называемого народного образования? 

К сожалению, в настоящее время собрание дошедших до нас сочинений писателя насчитывает пока лишь два произведения ("Предложение" и "Экстремал"), которые, несмотря на лаконичность, имеют глубокий и поучительный смысл.

Пожелаем же автору дальнейших творческих успехов.

Моисей Забайкальский.


Рецензии