Оправданны ли были дуэли?
Понятно, дуэли, а по сути, убийства, находили своё отражение и в художественных произведениях Пушкина, Лермонтова, Куприна, Толстого и других русских классиков. Для меня явилось удивлением, что даже Владимир Одоевский не мог обойти этот вопрос. "Причиной" везде, в основном, являлись прекрасные женщины. Сюжеты сходные.
Если у Лермонтова Печорин попал на дуэль из-за замужней Веры, то у Одоевского Границкий попал на дуэль из-за замужней Лидии.
Первый на дуэле выжил, второй убит наповал. Но не в этом существенная разница. Если Печорин предложил помириться, а Грушницкий категорически отказал ему в этом, то у Одоевского в повести "Княжна Мими" (чуть не написал княжна Мери) дуэлянты поначалу не стремились убить друг друга.
Вначале барон уговаривает Границкого срочно уехать в Италию. Тот, не понимая, за что надо стреляться, не соглашается. В итоге они оба оказываются у "последней черты жизни". Но приведём цитату:
"Границкий подошёл к барону:
- Прежде нежели мы отправим друг друга на тот свет, мне очень любопытно узнать, за что мы стреляемся.
Барон отвёл своего соперника в сторону от секундантов:
-Вам это должно быть понятнее меня..- сказал он.
- Нисколько.
- Если я вам назову одну женщину...
- Женщину!.. Но какую?". Конец цитаты.
Далее следует объяснение Границкого, что барона обманули, он и не думал о баронессе. Барон поверил, зная честность и благородство соперника. Однако как поступить в данном случае не знал.Приведем ещё одну цитату:
"-Границкий! - сказал он ему, - я поступил как ребенок. Что нам делать?
- Не знаю, -отвечал Границкий.
- Рассказать секундантам нашу странную ошибку?..
- Это будет значить распространить слухи о жене моего брата.
- Ты смеялся над моей храбростью; секунданты знают это.
- Ты мне говорил таким тоном...
- Это не может так остаться!
- Это не может так остаться!
- Скажут, что на нашей дуэли пролилась не кровь, а шампанское...
- Постараемся оцарапать друг друга.
Они стали к барьеру. Раз, два, три! - пуля Границкого оцарапала руку барона; Границкий упал мёртвый". Конец цитаты.
Как видим, дуэль состоялась ради дуэли. Особых причин для неё не было. Не надо забывать, что это - время дворянской чести. Она для них являлась превыше всего, даже жизни. В другие времена, возможно, Границкий и барон мирно разошлись бы, пожав друг другу руки, но сейчас их "достали бы" слухи и сплетни о трусости. А этого они боялись больше всего.
Вот она, пожалуй, самая главная причина дуэлей в дореволюционной России. Нормальное ли это явление? Разумеется, нет и нет! Виновато то общество, в котором жили дуэлянты. Одоевский об этом пишет так:
"Есть поступки, которые преследуются обществом: погибают виновные, погибают невинные. Есть люди, которые полными руками сеют бедствие, в душах высоких и нежных возбуждают отвращение к человечеству, словом, торжественно подпиливают основания общества, и общество согревает их в груди своей, как бессмысленное солнце, которое равнодушно всходит и над криками битвы, и над молитвою мудрого". Конец цитаты.
В заключение "Княжны Мими" Владимир Фёдорович говорит о том, что от дуэли пострадала больше всего сама баронесса:
"Её честь, единственное чувство, которое она приносила в жертву все мысли ума,все движения юного сердца, - её честь была поругана без вины и без возврата. Баронесса слегла в постель". Конец цитаты.
То есть, писатель утверждает, не будь дуэли, у баронессы всё было бы замечательно. Барона и двух секундантов не сослали бы "далеко от всех наслаждений светской жизни". Графиня Рифейская не стала бы вдовою. Но дуэль состоялась, её итоги налицо.
25.06.2018 г.
Фото из Интернета
Свидетельство о публикации №218062500617
Да, люди гибли, и какие! Но на примере их понятий о чести выросли тысячи порядочных людей!
Михаил Бортников 26.06.2018 08:34 Заявить о нарушении