Священномученик Герман Ряшенцев
Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
09.08/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких
02.09/15.09 – день мученической кончины (1937 г.)
Священномученик епископ Герман (Ряшенцев Николай Степанович) родился 10 ноября 1884 года в Тамбове в семье купца второй гильдии Степана Григорьевича Ряшенцева и его супруги Марии Федоровны. Брат архиепископа Варлаама (Ряшенцева Виктора Степановича).
В 1900 году окончил Тамбовскую Духовную семинарию.
В 1902 году поступил в Казанскую Духовную академию.
В 1904 году принял монашеский постриг.
В 1905 году, на 4-м курсе Духовной академии, рукоположен во иеромонаха.
Его сокурсником и товарищем был будущий архиепископ и священномученик Гурий (Степанов). Как и многие студенты Казанской академии, окормлялся у старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова), бывшего в то время настоятелем Седмиезерной пустыни под Казанью.
В 1906 году окончил академию со степенью кандидата Богословия.
С 17 августа 1906 года по 29 января 1910–го нес служение преподавателя Священного Писания и инспектора (с 1 декабря 1907 года) в Псковской Духовной семинарии.
С 30 января 1910 по 21 июня 1912 иеромонах Герман – инспектор Вифанской Духовной семинарии в городе Сергиев Посад Московская губернии.
22 июня 1912 года был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Вифанской Духовной семинарии.
24 мая 1916 года Государем Императором Николаем II награжден орденом святого Владимира IV степени.
В 1917-18 годах архимандрит Герман исправлял обязанности ректора Духовной семинарии в городе Владимире.
17 января 1918 года был определен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, но хиротония по каким-то причинам не состоялась.
После закрытия Владимирской Духовной семинарии поселился в Москве, в Свято-Данииловом монастыре, настоятелем которого был издавна знакомый ему и уважаемый им епископ (позже архиепископ) Феодор (Поздеевский), один из самых стойких противников компромиссов с советской властью. В Даниловском монастыре тогда собралась группа епископов, разделявших такие взгляды.
В свято-княжеской обители подвизался с 1918 года по 13 сентября 1919 года. Совместно с епископом Феодором (Поздеевским) составил акафист святому благоверному князю Даниилу Московскому.
27 сентября 1919 года в Московском Свято-Данииловом мужском монастыре хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии.
Вот как краткое время его архиерейского служения было «оценено» волоколамским уездным комитетом РКП(б), принявшим на своем заседании 10 декабря 1920 года следующее постановление: «...как окончивший Духовную академию, как агент патриарха Тихона, епископ Герман является для местного духовенства не с фабричным, а с земельным населением опасным контрреволюционным агентом монархизма, таящим в себе все силы, умения и настроения, действуя под религиозным флагом, повести массы против советской власти... Епископ Герман в целях усиления личного влияния совершает постоянные разъезды по окрестным деревням, шантажирует их отлучением от церкви, чем принуждает их уступать его требованиям, произносит церковные проповеди, в коих в религиозной символике говорит о пришествии антихриста, о гонении советской власти именно на православие и т.д. Епископ Герман рассылает по благочинным приказы о необходимости во всех деревнях преподавать детям закон Божий, официально стращая духовенство судом Божиим и епархиального начальства... При посещении деревни епископ Герман бессовестно обирает отсталые массы, епископ Герман является активной силой, деморализуя все духовенство Волоколамского, Рузского и Можайского уездов вокруг патриарха Тихона. Посему волоколамский райком считает необходимым просить секретно-оперативный отдел В.Ч.К. перевести епископа Германа в концентрационный лагерь – до полной победы трудящихся».
14 сентября 1921 года Владыка был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Тогда же там находился и митрополит Сергий (Страгородский), и первое время, пока их не развели по одиночкам, они служили вместе в одной из камер, а желающие из заключенных могли посещать эти службы.
22 апреля 1922 года Владыка был освобожден, дав подписку о невыезде из Москвы до суда, и поселился в Даниловом монастыре.
В июле 1922 года был вновь арестован.
Местом заключения была московская Бутырская тюрьма.
В 1923-м осужден по обвинению в "контрреволюционной деятельности".
Приговор: 2 года ссылки.
В июле-августе 1923 года пребывал в Тобольском округе Тюменской области.
С сентября 1923-го по ноябрь 1924-го – в селе Самарово (около 500 км от Тобольска к северу по Иртышу).
С декабря 1924-го по август 1925-го – в деревне Чучелинские Юрты (около шестидесяти километров от села Самарова).
В августе 1925 года вернулся из ссылки в Москву, в Данилов монастырь, где подвизался до нового ареста, последовавшего 30 ноября того же года.
Протоиерей Василий Серебренников вспоминал об этом времени: «В двадцатые годы я был еще молодым человеком, бывал в Даниловом монастыре, хотя и не часто, исповедовался у отца Георгия [преподобноисповедника Георгия (Лаврова)]. Запомнилась одна картина. Если не ошибаюсь, собор Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Солнечный день, солнце освещает храм, служащих; красавцы, молодые архиереи служат. А я в это время стою на правом клиросе, и отец Георгий меня исповедует. Потом остановился, назвал меня по имени: «Васенька, послушай, как ангелоподобно поют!»
Службы в Даниловом монастыре в то время действительно были необычные, неземные... В один из дней я пришел на литургию, кажется, тоже в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. И вот во время службы – в какой части, я не могу вспомнить – вышли несколько молодых архиереев необыкновенной духовной красоты. В это время диаконы кадили; солнце широкими лучами осветило собор. И эти Божественного вида архиереи, и фимиам от каждения, поднимающийся клубами вверх и освещаемый солнцем, – все это произвело на меня поразительное впечатление святости и людей, и службы».
Владыка Герман был арестован в составе большой группы насельников Свято-Даниилова монастыря (около тридцати человек) по делу митрополита Петра (Полянского). Ордер на арест подписал Ягода.
Во время следствия с 30 ноября 1925-го до мая месяца 1926 года содержался во Внутренней тюрьме ОГПУ, а потом в Бутырках.
21 мая 1926 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был осужден по статье 62, 68 УК РСФСР по групповому "делу митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926 г." как "укрыватель и пособник церковно-монархической организации, поставившей себе задачей использование церкви для нанесения ущерба соввласти".
Из обвинительного заключения: "Епископы составили так называемый "Даниловский синод" и служили в качестве такового проводниками всех указаний двух бывших обер-прокуроров Самарина и Саблера, устраивая совещания и советы между собой для обсуждения вопросов практического проведения Самаринско-Саблеровской линии, как например, в вопросе об оставлении Киевской митрополичей кафедры за белогвардейским эмигрантом Антонием (Храповицким); для обсуждения и корректирования готовящихся к выпуску документов митр. Петра, как например, декларации, и в придании этим документам антисоветского характера; для сообщения и распространения сведений о движении эмигрантской части церкви, зачитки контрреволюционных документов, для обсуждения вопросов о воздействии на непокорных Самарино-Саблеровской указке, как например, о воздействии на митр. Михаила [Ермакова] и т.д., проделывая все это для отвода глаз или за обедом, или тотчас после него".
Приговор: 2 года ссылки в Казахстан.
С сентября 1926 года пребывал в городе Турткуль, в Каракалпакии.
С 10 октября 1926-го по 14 января 1928-го – в городе Ходжейли, в Каракалпакии.
14 января 1928 года получил разрешение на выезд и вернулся в Москву.
26 июня 1928 года был назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии.
14 декабря 1928 года арестован.
Содержался в тюрьме в городе Владимире.
17 мая 1929 года епископ Герман был осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по статье 58-10 УК РСФСР по групповому "архивному уголовному делу П-4744 (г. Вязники, 1929 г.)".
Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей.
С июня 1929 года по январь 1930 года содержался в Кемском лагере.
С 6 января 1930 года – в Соловецком лагере особого назначения.
На Соловках занимался плетением рыболовных сетей.
25 января 1930 года заболел тифом. Болел в лагере в течение двух с половиной месяцев.
В конце 1930 года вместе со стариками, больными и калеками вывезен из Соловецкого лагеря в Карелию, где в окрестностях города Кемь (в шестидесяти верстах от города) находился на положении ссыльного, иногда в крайне тяжелых условиях, не имея даже крова над головой, «на открытом воздухе»; расписывал игрушки и безделушки в кустарном производстве.
С 7 мая 1931 года находился в ссылке в городе Котласе Архангельской области.
С июня 1931 года – в селе Красноборске на Северной Двине.
С июля 1931 года – в городе Великом Устюге Вологодской области.
С 13 октября по 1 декабря 1931 года – в селе Деревянск, что в 160 верстах от Сыктывкара, Коми АО.
С марта 1932 года – в селе Вочь, Коми АО.
С ноября 1932 года – в деревне около села Усть-Кулом, Коми АО.
Об одном из таких перемещений, совершившемся из Деревянска в Вочь, Владыка писал: «В день памяти князя Даниила проделали с пройденным до района сто километров по глубокому, часто по колено снегу и в сильную метель, переходящую в буран, и 21 марта по старому стилю дошли в село Вочь...»
В феврале 1933 года он получил разрешение на поездку в город Арзамас.
Выехал в Арзамас через Москву, в Москве имел беседу с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским).
В 1933-34 годах служил в храмах Арзамаса с местным духовенством.
2 марта 1934 года арестован.
Заключение отбывал в исправительно-трудовом учреждении в городе Арзамасе Нижегородской области.
Обвинялся в том, что "вместе с еп. Серапионом (Шевалеевским) организовал к/р группу церковников, проводя мероприятия, направленные против соввласти".
15 апреля 1934 года был осужден Тройкой при ПП ОГПУ по Нижегородской области по статье 58-10, ч. 2, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу епископов Серапиона (Шевалеевского), Германа (Ряшенцева) и др. Арзамас. 1934 г.".
Приговор: 3 года ссылки в Северный край.
В Коми АО находился на положении ссыльного: в марте-мае 1934 года в Усть-Куломском районе, в мае 1934-го – на станции Опарино Северо-Котласской железной дороги, с 10 августа 1934 – до 1937 года – в селе Кочпон, около Сыктывкара.
После окончания срока ссылки епископ Герман продолжал жить в селе Кочпон, где в Казанской церкви исполнял должность регента церковного хора (В другой сыктывкарской церкви в это время был также епископ-певчий – владыка Стефан (Знамировский).).
Под духовным руководством Владыки сложилась большая община, в основном их ссыльных, духовенства и мирян, которые соблюдали обеты иноческой жизни, оказывали материальную и моральную помощь ссыльному духовенству.
Владыка Герман организовал церковный хор, послушать который приходили православные люди со всего города Сыктывкара. По праздничным и воскресным дням прихожане собирались у него на квартире. Приходили не только ссыльные, но и местные священники – отец Стефан Ермолин и благочинный отец Феодор Веселков.
Епископ Герман помогал многим, поддерживал павшим духом. Часто бывал у него владыка Серапион (Шевалеевский), также сосланный в Коми АССР.
23 февраля 1937 года владыка Герман вновь был арестован.
В ходе обыска у него были конфискованы письма к нему архиепископа Великоустюжского Николая (Клементьева), будущего священномученика. Органы НКВД увидели, что в одном конфискованном письме – по поводу решения одной из членов общины Марии Александровны Шаламовой (вдовы отца Прокопия Шаламова) принять монашеский постриг – речь идет о "священной дружине иноков", распространенном наименовании монашества, и приписали арестованным создание контрреволюционной церковной организации "Священная дружина".
Содержался Владыка в Сыктывкаре, в Доме предварительного заключения (ДПЗ) НКВД Коми АССР.
По делу проходило 13 человек, в том числе епископ Арзамасский Серапион (Шевалеевский). Из показаний епископа Германа: "Виновным в к.р. деятельности я себя не признаю. Ссыльное духовенство г. Сыктывкара, правда, группировалось вокруг меня, но не для антисоветской работы, а исключительно в религиозных целях в силу моих религиозных убеждений. Нас объединяла любовь к храму и церковному пению. Кроме соблюдения обетов иноческой жизни, других задач мы не ставили".
При этом он не отрицал, что помогал ссыльным. Прямо заявил, что критиковал конституцию за антинародное решение вопроса о свободе совести, резко отрицательно отзывался о политике советского государства в отношении духовенства.
13 сентября 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР епископ Герман (Ряшенцев) был обвинен по статьям 58-10 ч. 1, 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу контрреволюционной группы церковников "Священная дружина" (1937 г.)" как "создатель и руководитель к/р группы церковников фашистского толка "Священная дружина", к/р сборища, выступления с к/р установками, к/р агитация, организация материальной помощи ссыльным священникам, критика Конституции".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.
15 сентября 1937 года он был расстрелян вместе с епископом Серапионом (Шевалеевским) вблизи города Сыктывкара. На месте расстрелов ныне находится аэродром.
Священномученик епископ Герман (Ряшенцев) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.
Литература:
1. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С. 132.
2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 854, 969.
3. Романькова Т. Храм на крови// Заполярье, 1995. 5 авг.
4. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 2. С. 324-325.
5. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1907г. СПб., 1907. С. 99.
6. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С. 91.
7. Список репрессированных священно- и церковнослужителей, отбывавших срок заключения на территории бывшей Коми АССР (предоставил Андрианов И.В.). Архив отдела истории Сыктывкарского епарх. управления. Машинопись.
8. Полещиков В. В чем обвиняли "Священную дружину"// Красное Знамя. Сыктывкар, 1990. 21 нояб.
9. О них душа моя скорбит. Вязниковская книга памяти жертв политических репрессий. Вязники, Владимирская область. 1998. С. 99.
10. Герман (Ряшенцев), еп. Письма к Верховцевым// Московский журнал. 1993. № 1. С. 57-62.
11. Малыхина А. Поименно назвать...// Эском-Вера. Христианская газета Севера России. Сыктывкар, 1997. Вып. 18. № 282-283. С. 3.
12. Репрессированное православное духовенство Коми края (биографический справочник)/ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: "Мемориал", 2003. Машинопись. С. 40-41.
13. Покаяние: Мартиролог. Т.1./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998. 1184 с. С. 1019.
14. Покаяние: Мартиролог. Т. 2./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар, 1999. 1008 с. С. 916-919.
15. Протоиерей Василий Серебренников. Духовные встречи. - Свеча Богу. Московский старец протоиерей Василий Серебренников (1907-1996). М, 1999.
16. http://pstbi.ru
17. http://www.solovki-monastyr.ru
18. http://www.vladkan.ru
Документы:
1. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Том_Лист Т.1. Т.5. ЛЛ.184-186.
2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.78, 119.
3. Список священнослужителей, церковнослужителей и мирян, пострадавших в результате репрессий во Владимирской обл.
4. ГА РФ. Ф.8409. Оп.1. Д.16. Том_Лист Л.56.
5. Журнал № 61 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001г.
6. ГАНО. Ф.2209. Оп.3. Д.15904.
Свидетельство о публикации №218062500821