Бенедикт Сарнов. Красные бокалы

Дмитрий Львович Быков любит повторять в своих еженедельных монологах на "Эхо Москвы", что если его книги ругают, то значит все хорошо. Он воспринимает критику как похвалу – раз оплевали его работу, ему кажется, что все у него получилось. Очень странная позиция. Я понимаю, если бы твое творение облил помоями Проханов – тогда действительно, можно и порадоваться. Но если книгу критикуют такие люди, как Бенедикт Сарнов, здесь причин для радости нет никаких.

В своей книге "Красные бокалы" (2013) Сарнов весьма жестко прошелся по биографической работе Быкова "Булат Окуджава", в которой некоторые моменты, касающиеся его друга, вызвали яростное неприятие Сарнова. Я думаю, что именно эксперименты Быкова над биографией Окуджавы стали тем спусковым механизмом, который и запустил работу над "Красными бокалами" – третьей по счету книгой воспоминаний Сарнова.

По форме это произведение представляет собой несколько хаотичные воспоминания автора о своих друзьях, приятелях и просто знакомых из литературной советской тусовки, в основном либерально-диссидентской. Главные герои этой книги, помимо самого автора: Булат Окуджава, Андрей и Марья Синявские (как единое целое), Юлий Даниэль, Владимир Войнович, Виктор Некрасов, Наум Коржавин, Фазиль Искандер, Евгений Евтушенко, Владимир Максимов, Василий Аксенов, Григорий Чухрай…

В "Красных бокалах" одна история из жизни цепляется за другую, а та вытаскивает из памяти автора что-то еще, совершенно не связанное с тем, с чего он начал. Линия повествования причудливо изгибается, а то и вовсе рвется, но читатель вряд ли воспримет это как недостаток по той простой причине, что эта книга имеет одно неоспоримое достоинство, способное перекрыть все ее возможные недостатки: "Красные бокалы" приятно читать! Не так уж часто встречаешь книги, которые сложно отложить в сторону, но эта именно из таких.  Автор – отличный рассказчик. И хотя темы большинства его историй не очень веселые, но без шуток он обойтись не может. В Сарнове явно имеется что-то довлатовское или наоборот.
 
Помимо получения обычного читательского удовольствия от поглощения историй от Сарнова, в книге можно встретить массу любопытной информации. Лично я узнал много новых сведений о таких деятелях нашей литературы, как Андрей Синявский (касающихся его взаимоотношений с КГБ, которыми его допекали всякие воронели) и Владимир Максимов (этот диссидент, оказывается, всегда мечтал о власти, и претендовал на статус главного писателя эмиграции), а также о том, что советские писатели делились на 3 разряда, и каждому московскому литератору полагались похороны, соответствующие этим разрядам:
"Для тех, кто принадлежал к первому разряду, - Большой зал ЦДЛ и Новодевичье.
Второму разряду полагался Малый зал в том же Центральном доме литераторов и – Ваганьково.
Ну а третьему – какой-нибудь задрипанный морг и крематорий"…


 


Рецензии