Шишкин. Среди долины ровныя

Посмотрим ещё одну работу И.И. Шишкина.
(1832-1898) "Среди долины ровныя ..."
1883г, холст, масло, 136,5x203,5 см
Киевский государственный музей русского искусства, Киев

            Картина создана по мотивам одноименного стихотворения Алексея Мерзлякова (1778—1830) Он не был профессиональным поэтом в современном понимании этого слова. Он сделал неплохую по тем временам карьеру — учитывая, что родился в весьма небогатой купеческой семье, — став профессором Московского университета[4], выступал с лекциями по словесности, издавал журнал «Амфион», занимался переводами произведений древних греческих и римских поэтов и еще писал стихи.

Cлова, давно ставшая народной, песни композитора Степана Давыдова на стихи А.Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя»
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

Высокий дуб развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!

Взойдет ли красно солнышко -
Кого под сень принять?
Ударит ли погодушка -
Кто будет защищать?

Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

       Это стихотворение было создано в 1810 году и посвящено той, кого он любил, но с которой не суждено ему было соединиться, — его ученице Анисье Вельяминовой-Зерновой; слова были сочинены в подмосковном имении отца Вельяминовой-Зерновой Жо;дочи.

Стихотворение в аллегорической форме говорит об одиночестве. Могучий и прекрасный дуб оказался никому не нужен.

О КАРТИНЕ,

     Огромный дуб, возвышающийся посреди поля, кажется еще больше в этой низкорослой пустоте, где только травы да лопухи, а вдали уложенные снопы сена.
Во всём полотне — пронизывающая тоска.

        От одиночества не спасает даже тоненькая тропинка — она такая тоненькая и тоже такая одинокая, никто по ней не идет…

      Взгляд на обширную панораму в картине открывается с небольшой возвышенности. Визуальное однообразие равнинной плоскости разбивается композиционными приемами.

Ближний план с сочно написанными полевыми травами и цветами придает образу физическую убедительность и материальную ощутимость дыхания реальной природы.

        Почему-то считается, что именно в этой картине особо прозвучала русская душа художника в сочетании с величественной русской природой.

          Специалисты-искусствоведы считают, что это не зарисовка с натуры, а художник сам создал придуманный им для этого полотна пейзаж, а за образец взяты европейские впечатления (картина «Дубы» 1865 года, созданная в Дюссельдорфе.

          Изображения деревьев на двух этих разных полотнах действительно сходны, но какая же разница в настроении, их передающем! Первый дуб, появившийся на полотне «Дубы» в 1865 году, — был этюдом к картине «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» И. Шишкин получил звание академика.

         И хотя этот Дюссельдорфский дуб тоже возвышался среди других деревьев, выказывая свою силу и могущество, он не давил одиночеством — да он и не одинок! — это были могущество и сила жизни, что подчеркивалось и ярким солнечным сиянием, и нахоженной тропинкой, и девичьей фигуркой на этой тропинке, — а вот картину «Среди долины ровные…» уже никакие фигуры не оживляют.

       Да и солнечные блики, кажется, никогда не прорвутся в этот сумрак. Местонахождение картин «Дубы» и «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», созданных еще до всех горестей и трагедий художника: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

         И вот впервые — после смерти второй жены — появился дуб, давящий своим одиночеством и трагизмом. Особую трагическую глубину картине придает чередование насыщенности цветов..

       В 1887 году, то есть спустя четыре года после создания картины «Среди долины ровныя…», Шишкин создаст сразу две картины с изображением дубов — «Дубы», где он запечтлел только стволы нескольких деревьев, освещенных солнцем, и «Дубовая роща» — тоже солнечная картина. Но солнечные блики лишь продираются сквозь толщу. Созвучия радости и теплу нет и в этих полотнах.

Тема одинокого мощного дерева — как бы символ впустую растраченных сил — стала близка творчеству художника.

           Одиночество — постоянное одиночество художника… И некуда от него деться.Это пейзаж и автопортрет.


Рецензии
Я тоже люблю живопись. И то же, не будучи искусствоведом, в основном ее жанровую составляющую. И хотя я довольно начитан и насмотрен через репродукции в искусстве, но тех картин, о которых вы пишете, я почти ни гу-гу. И потому такие миниатюры, как ваши, представляют для подобных мне дилетантов большую пользу, а, главное интерес.

Что касается картины Шишкина, то она в самом деле скомбинирована из этюдов, срисованных художником с разных пейзажей. Я знаю об этом от И. П. Кудинова, нашего алтайского писателя, который был увлечен Шишкиным и даже написал о нем в свое время биографический роман "Сосны, освещенные солнцем". Кстати, так пишут почти все художники, в отличие от импрессинистов, которые якобы пытались запечатлеть "здесь и сейчас".

Прямо скажем, не лучший метод в искусстве

Владимир Дмитриевич Соколов   16.11.2022 17:01     Заявить о нарушении
Никол Сокол .Я приглашаю вас в группу в ФБ ,которую я веду 7 лет.Группа называется "Жизнь в искусстве".Каждый день мы разбираем какую-нибудь картину или творчество художника. Это вам сноска. http://www.facebook.com/groups/1646062642308074. Присоединяйтесь!

Алина Алексеева-Маркезин   17.11.2022 12:37   Заявить о нарушении
Спасибо за приглашение. Но это не мой стиль. Мне уже много лет, и передумано и написано немало. И сейчас только одна закавыка: как бы как можно больше выставить из написанного

Владимир Дмитриевич Соколов   17.11.2022 14:59   Заявить о нарушении