Философствуем вместе. Абсолютная точка зрения

Любой анализ нужно начинать с определения объекта этого самого анализа: ведь, если мы не можем внятно объяснить, о чем идет речь, вряд ли мы сможем хоть сколь-нибудь корректно разобраться в сути этого предмета или явления. Итак, вопрос номер один – абсолютная точка зрения, что это такое? На первый взгляд, здесь все очевидно: это предельно правильное, истинное мнение, аксиома, которая не предполагает ни сомнений, ни колебаний, ни доказательств, то есть нечто полностью объективное, с чем соглашаются все без исключения, настолько оно само собой разумеющееся. Например, мнение, что Земля – круглая.

Но стоп! Может ли данное мнение считаться абсолютным? Ведь на обыкновенном, житейском уровне наш опыт и наши органы чувств утверждают совершенно противоположное: Земля не только ничуть не круглая – она совершенно определенно плоская! Итак, данное мнение требует доказательств, то есть, дискуссии, а если мы переходим на территорию дискуссии, то переубедить противоположную сторону будет не так просто, а, как это чаще всего и бывает, попросту невозможно.

Ведь на каждый аргумент в пользу круглой Земли сторонник Земли плоской приведет свой контраргумент. Ему скажут, что в учебниках так написано, а он потребует ревизии учебников: мол, неясно, кто, когда и с какой целью их составлял, к тому же, любой учебник – это компиляция прежде опубликованных работ, которые являются, в свою очередь, компиляцией работ предыдущих – и так на ретроспективном протяжении нескольких столетий, до эпохи Возрождения, когда европейские ученые признали идею круглой Земли верной. Здесь «не сработают» и ссылки на фотографии Земли из космоса – в эпоху Возрождения в космос не летали, а если бы и летали, все равно фотографии еще не было. Да и фотографии ХХ века вполне могут оказаться фальшивкой (сейчас говорят, фейком): сколько подобного рода подделок изобличено, к тому же, существуют целые «конспирологические» концепции, доказывающие, к примеру, что и на Луне люди не высаживались, и вообще в космос никто не летал – это все мистификации.

Итак, мнение о круглой Земле является по сути вопросом доверия, а точнее говоря – веры. Ты либо веришь в данное утверждение и принимаешь его со всем доказательным комплексом, либо не веришь – и отвергаешь, противопоставляя иную, противоположную, систему доказательств.

Таким точно вопросом веры является иной фундаментальный вопрос человеческой цивилизации – вопрос существования Бога. На протяжении тысячелетий мнение, что Бог существует, являлось абсолютным, а тот, кто пытался его оспаривать, считался совершенным безумцем. Даже такой «вольнодумец» древности как Эпикур писал: «Боги существуют: познание их – факт очевидный» [1]. Но вот, в какой-то момент истории, это абсолютное утверждение стало подвергаться сперва сомнению, потом несмелой критике, которая нарастала по мере развития научного знания, технического развития, и уже в XVIII веке, в умах так называемых «просветителей» привела к полному теоретическому опровержению уже даже не существования Бога, а самой «идеи Бога». Эта точка зрения, впрочем, не стала доминирующей в обществе, однако, существенно повлияла на политическую теорию и практику ХХ столетия, когда в различных уголках планеты появились и существовали режимы, опиравшиеся на идею отрицания Бога – например, Албания, которая в свое время была провозглашена правящими там коммунистами «полностью атеистическим государством».

Так что же, получается, никакого абсолютного мнения быть не может? Современный мир с его расширившимися вследствие глобализации экономики и культуры границами, стремящийся к унификации и стандартизации в рамках либеральной толерантности к любой идейной или религиозной системе (разумеется, не выходящей на практике за рамки «уголовного кодекса»), подталкивает нас к релятивизму – то есть, мнению, что все мнения относительны, все правомерны и не абсолютны, все предполагают дискутивность и, фактически, являются предметом личного выбора каждого.

Абсурдность данного утверждения легко увидеть, даже в плане своеобразного каламбура: если все мнения относительны и нет ничего абсолютно истинного, то и мнение релятивизма («всё относительно») также относительно, то есть, неистинно, ложно, следовательно, всё, напротив, абсолютно. Конечно, это всего лишь софизм, однако, в софизме, как и в шутке, только доля шутки. Любое мнение будет абсолютным – в своей системе координат. Прекрасный пример –параллельные линии, которые никогда не пересекаются в «классической» геометрии Эвклида и, наоборот, пересекаются в геометрии Лобачевского.

Точно так же мнение о существовании Бога является абсолютно истинным для того, кто верит в существование Бога и будет ложным для того, кто в Его существование не верит. Ведь Иисус Христос недаром сказал «Царство Божие внутри вас» [2] и для того, кто пребывает вне Бога и не знает Бога, нет и этого «внутреннего Царства», нет Бога (в Библии это называется «тьма внешняя»).

Итак, подведем итог: абсолютная точка зрения есть вопрос веры в истинность данного умозаключения и в этом смысле она не просто возможна, но вполне реальна, несмотря на часто кажущуюся её иллюзорность – будь то круглая форма Земли, существование Бога или уверенность в том, что мы завтра проснемся живыми и здоровыми. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» [3].

Примечания:

1 Эпикур. Письмо к Менекею. // Мыслители Греции: от мифа к логике. – М.-Харьков, 1999. – С. 768
2 Луки 17:21.
3 Евреям 11:1.


Рецензии
Верить в Бога - это абсолютно логично. А вот верить в Большой Взрыв - здесь логики нет, к сожалению.. Созидать, упорядычивать и содержать - это прерогатива разума. Слепые силы не способны к созиданию. Разрушить что либо ранее созданное - это им под силу.

Валекий Черненко   26.06.2018 18:31     Заявить о нарушении