Священномученик Дамаскин Цедрик

Священномученик Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских,
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких
20.09/3.10 – Собор Брянских Святых
02/15.09 – день мученической кончины (1937 г.)

Священномученик епископ Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич) родился 29 октября 1878 года в местечке Маяки Одесского уезда Херсонской губернии в семье почтового чиновника.
Его брат иерей Цедрик Николай Дмитриевич.

В 1893 году окончил Херсонское Духовное училище и поступил в Одесскую Духовную семинарию, в которой учился до 1895 года.
В 1895 году перешел в Херсонскую учительскую семинарию.
В 1902 году окончил миссионерские курсы при Казанской Духовной академии.

9 июня 1902 года принял монашеский постриг.
 На следующий день, 10 июня, рукоположен во иеродиакона, а 30-го – во иеромонаха.

С 26 октября 1902 года по 14 ноября 1903 года иеромонах Дамаскин – заведующий Читинского миссионерского училища в Забайкальской области.
С 15 ноября по 31 декабря 1903 года – миссионер Агинского Николаевского и Иргенского (Знаменского) миссионерского стана Читинского округа (Читинская область, Агинский Бурятский АО), Забайкальской области.
С 1 января 1904 года по 1905 год – миссионер Курумкано-Гагаринского миссионерского стана Баргузинского округа Забайкальской области.

12 сентября 1905 года зачислен слушателем курсов Владивостокского Восточного института.
Одновременно исполнял обязанности учителя пения (с ноября 1905-го) и законоучителя (с сентября 1906-го) мужской гимназии.
1 февраля 1907 года принят на службу во Владивостокскую епархию с причислением к Владивостокскому Архиерейскому дому, исполнял должность настоятеля храма Владивостокского Восточного института, служил в храме города Седанка.
1 июля 1907 года назначен на должность благочинного Камчатского и Гижигинского округов, но 2 августа освобожден от этого назначения – оставлен во Владивостоке.
С ноября 1908 года – настоятель храма Владивостокской мужской гимназии.

После окончания в 1909 году Владивостокского Восточного института уехал в отпуск в Санкт-Петербург.
В Санкт-Петербурге выразил желание поступить на 4-й курс Восточного факультета Санкт-Петербургского университета.
Потом поехал в Москву, где участвовал в Съезде Русских Людей, который проходил 27 октября – 4 ноября 1909 года по инициативе протоиерея Иоанна Восторгова.

31 мая 1910 года был назначен миссионером в село Болтун-Сан Черноярского уезда Астраханской губернии.
20 ноября 1911 года принят в Донскую епархию, состоял на службе в Донском Архиерейском доме, где вел миссионерскую работу среди калмыков.

В период Первой мировой войны (с 1915 года) до начала 1917 года иеромонах Дамаскин служил на Кавказском фронте начальником врачебно-питательного отряда Красного Креста (с весны 1915-го) и отряда по борьбе с заразными болезнями (с 1916-го).
С начала 1917 года служил войсковым священником на Юго-Западном фронте. При этом был санитаром 10-го армейского запасного полка.
Летом 1917 года участвовал в съезде ученого монашества, проходившем 7-14 июля в Московской Духовной академии.
9 мая 1918 года демобилизован.

Был награжден в 1905 году набедренником, в 1913 году – наперсным крестом, в 1916 году – орденом Святой Анны 2-й степени, в 1917 году – орденом Святой Анны 3-й степени.

В 1918 году арестован в Орловской губернии вместе с братом, священником Николаем. Оба были приговорены к расстрелу. Но отец Дамаскин расстрела избежал. Был расстрелян только отец Николай – за бесстрашное обличение большевиков.

В 1918 году отец Дамаскин был зачислен студентом Киевской Духовной академии и стал насельником Златоверхова монастыря.
Митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) назначен епархиальным миссионером.
После отступления осенью 1919 года из Киева войск генерала А.И. Деникина переехал в Крым.

В 1920 году архиепископ Таврический Димитрий (князь Абашидзе) возвел отца Дамаскина в сан архимандрита.
В 1920-22 годах – настоятель Балаклавского Георгиевского мужского монастыря, что в Таврической губернии.
Монастырь находился в живописной местности в двенадцати верстах от Севастополя и в восьми верстах от Балаклавы, на высоком берегу у Черного моря. Позже, во время советско-германской войны был взорван коммунистами вместе с размещенными там ранеными и эвакуированными.
По отзыву архиепископа Никодима (Кроткова), в Крыму архимандрит Дамаскин ревностно отстаивал интересы Церкви перед властями, зарекомендовал себя живым и деятельным человеком, "любителем благостного Богослужения (он прекрасный чтец и певец), проповедником усердным и умелым практическим деятелем".

5 ноября 1922-го в Симферополе был привлечен к суду вместе с уволенным на покой архиепископом Димитрием (Абашидзе) и управляющим Таврической епархией архиепископом Никодимом (Кротковым), а также епископом (впоследствии архиепископом) Сергием (Зверевым) и другими священнослужителями.
Приговор трибунала Верховного суда Крымской АССР: из-под стражи освободить, оправдать.

В начале 1923 года был вновь арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей.
Приговор трибунала Верховного суда Крымской АССР: из-под стражи освободить, выслать за пределы Крымской АССР.
Находился в тюрьме вместе с епископом (впоследствии архиепископом) Ставропольским Евсевием (Рождественским).
Провел в заключении девять месяцев. Освобожден. Выслан из Крыма.

После освобождения выехал в Москву, где проживал в Свято-Данииловом монастыре.

В 1923 году представители общин города Глухова Черниговской губернии обратились к Святейшему Патриарху Тихону с просьбой об открытии у них епископской кафедры.
18 ноября 1923 года святитель Тихон возглавил в Донском монастыре хиротонию архимандрита Дамаскина во епископа Глуховского.

В январе 1924 года епископ Дамаскин прибыл в Глухов.
Им была организована деятельность епархиального управления и канцелярии, викарных и благочинных управлений, совершено много поездок по епархии.

15 сентября 1924 года арестован в городе Нежин Черниговской губернии.
Обвинен в "нелегальной организации структур церковного управления, выступлении против
обновленчества, поминовении при Богослужениях епископов, находившихся в заключении".
Со дня ареста и до 14 мая 1925 года содержался в тюрьме города Чернигова.
Приговор: из-под стражи освободить ввиду недоказанности обвинения.

В июле 1925 года вновь подвергался кратковременному аресту. Был обвинен в "контрреволюционной пропаганде", но освобожден.
За время арестов в эти годы Святитель был очень измучен заточениями и допросами, из-за чего на всенощной вынужден был помазывать народ сидя. В алтаре с ним случались сердечные приступы, но на следующий день он снова служил, видя в Богослужении свою единственную радость.

В августе 1925 года был привлечен по делу "Воздвиженской Неплюевской монархической организации" – основанного Н.Н. Неплюевым (1851-1908) Крестовоздвиженского религиозного трудового братства, продолжавшего существовать после революции как сельскохозяйственная артель. Епископ Дамаскин неоднократно посещал Неплюевскую коммуну, видя в ней способ духовной защиты от безбожия.
Из обвинительного заключения: "Произносил проповеди, в которых призывал членов Воздвиженской артели объединиться для борьбы с советской властью, а также воспитывал молодежь в монархическом духе под маской религии".
Дело было выделено в отдельное производство. Кроме того, было предъявлено обвинение в поминовении епископов, находившихся в тюрьмах и ссылках.
После обыска с епископа была взята подписка с обязательством выехать в Москву без права выезда оттуда.

С сентября проживал в Свято-Данииловом монастыре.
30 ноября 1925 года был арестован с большой группой архиереев по делу Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митрополита Петра (Полянского).

По групповому "Делу митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926 г." было предъявлено обвинение в том, что состоял в так называемом "Даниловском синоде" и "служил в качестве такового проводником всех указаний двух бывших обер-прокуроров Самарина и Саблера, устраивая совещания для обсуждения вопросов практического проведения Самарино-Саблеровской линии... для обсуждения и корректировки готовящихся к выпуску документов митрополита Петра..."
8 апреля во время допроса епископу Дамаскину был задан вопрос: «Как часто Вы бывали в Даниловском монастыре и бывали ли в помещении братии (в столовой, в комнате епископа Феодора и т.д.)»? – Владыка ответил: «Почти ежедневно бывал за ранней обедней. Изредка бывал и в помещении братии, бывал с братией вначале, когда приехал с Украины. В комнате Феодора бывал, облачался там».
21 мая 1926 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осужден по статье 62, 68 УК РСФСР.
Приговор: 3 года ссылки в Туруханский край.
С 30 ноября 1925-го по 17 июля 1926 года содержался в московской Внутренней тюрьме ОГПУ, в Бутырках.
17 июня 1926 года был отправлен в Туруханск.

До ноября 1928 года отбывал срок ссылки на Крайнем Севере в низовьях Енисея вместе с архиепископом Владимирским Николаем (Добронравовым) и, возможно, епископом Чистопольским Иоасафом (Удаловым) – станок Полой (в устье Енисея за Полярным кругом) Туруханского уезда Енисейской губернии.
В 1927 году имел встречу и беседу с митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым), сосланным еще севернее, в станке Хантайка. По непродолжительной беседе святители стали друзьями.
После получения сведений о Декларации 1927 года митрополита Сергия (Страгородского) епископ Дамаскин написал в апреле 1928-го: "Для меня стало ясно, что перешагнули через черту допустимого".

В ноябре 1928 года был освобожден с прикреплением к определенному месту жительства.
По возвращении из ссылки, 11 декабря 1928 года, имел продолжительную беседу с митрополитом Сергием (Страгородским), чтобы лично узнать причины, побудившие его на подписание Декларации. Епископ Дамаскин не был удовлетворен ответом митрополита Сергия, что "Декларация полезна для Церкви, поскольку легализует ее положение в государстве".
Владыка обратился к митрополиту Сергию с резким посланием, обличая его призыв выражать «благодарность к советскому правительству за... внимание к духовным нуждам православного населения»: «За что благодарить? – Вопрошал Святитель. – За неисчислимые страдания последних лет? За храмы, попираемые отступниками? За то, что погасла лампада преподобного Сергия? За то, что драгоценные для миллионов верующих останки преподобного Серафима, а еще ранее – останки святых Феодосия, Митрофана, Тихона и Иоасафа подверглись неимоверному кощунству? За то, что замолчали колокола Кремля? За кровь митрополита Вениамина и других убиенных? За что?»

С конца 1928 года он проживал в городе Стародуб Брянской области Черниговской губернии, служил в Иоанно-Предтеченской церкви.
В апреле 1929 года, получив распоряжение митрополита Сергия о предоставлении духовенством органам власти сведений о церковных общинах, прекратил его поминовение.
В мае 1929 года епископ Дамаскин обратился к митрополиту Сергию с письмом, в котором обвинил его в том, что принятие его Декларации означает отказ от достоинства и внутренней свободы Церкви. Епископ Дамаскин призвал митрополита Сергия "далеко отшвырнуть от себя Декларацию, раз она производит такое возмущение среди верующих, раз она вызвала уже такие разделения".
Тогда же, в мае 1929 года, получил приглашение от Ленинградского митрополита Серафима (Чичагова), быть его помощником, но от этого предложения отказался, потому что «как и раньше, не хочет никаких сергиевских предложений». При этом написал: «Есть и другое предложение – от ссыльных отцов: приехать к ним в ссылку добровольно. Чувствую, что это было бы наиболее безопасное местопребывание, но не хочется ни о чем просить господ».
По мнению епископа Дамаскина, митрополит Сергий не имел канонических прав на издание Декларации без согласия епископата и благословения Патриаршего Местоблюстителя.

Летом 1929 года, с помощью диакона Кирилла Цокота, монахини Ирины (Буровой) и др. Владыка организовал передачу посылки находящемуся в ссылке в поселке Хэ Обдорского района Тобольского округа Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру (Полянскому). В переданном митрополиту Петру письме епископ Дамаскин просил ответов на многие вопросы церковной жизни, в частности, о границах полномочий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
Кроме того, он передал митрополиту Петру копии переписки митрополита Кирилла (Смирнова) с митрополитом Сергием, а также письма других архиереев, выражавших свои суждения относительно июльской Декларации 1927 года.
Хотя митрополит Петр не дал сразу письменного ответа о своем отношении к происходящим в Церкви событиям, епископ Дамаскин свидетельствовал, что на словах Местоблюститель осудил действия своего заместителя.

В письме к митрополиту Кириллу Владыка говорил о сложившейся ситуации в Церкви и России:
«Совершается Суд Божий над Церковью и народом Русским... Совершается отбор тех истинных Воинов Христовых, кои только и смогут... противостоять самому Зверю. Времена же приблизились, несомненно, апокалиптические... Все наши усилия теперь должны быть направлены на установление прочных связей между пастырями и пасомыми... и по возможности исправить совершенный грех путем противодействия злу до готовности даже кровью смыть грех свой...»

14 октября 1929 года епископ Дамаскин написал второе письмо митрополиту Сергию, в котором заявил, что разрывает с ним литургическое общение.
Святитель писал митрополиту Сергию:
«Верующие, возмущенные в глубине души своей изменой Вашей заветам Христа и правды Православной, отвернулись от Вас и от всех тех, кто с Вами; они предпочитают не ходить в храмы, где возносится Ваше имя и говеть вот уже два года из боязни сделаться причастниками греху Вашему. Они с упованием и страхом ждут голоса ссыльной Церкви… Грех Ваш еще внутренняя неправда самой Декларации, основанная на боязливости. Ведь только в таком освещении становится понятным восьмой стих двадцать первой главы Откровения, где боязливые поставляются наряду с неверными, убийцами и любодейцами. Но еще больший грех Ваш против внутренней правды церковной, против Евангельского завета – безбоязненно исповедовать Истину. Страшно подумать, как пошатнули, подорвали Вы вашей Декларацией авторитет церковной иерархии, какую обильную жатву собирают на этой почве враги наши, как много верующих, не видя для себя доброго примера в своих пастырях, усомнились в Вечной Правде, и как много их посему отшатнулось от Церкви и погибает в отщепенческих болотах и в струях сектантства!»

Епископ Дамаскин поддерживал связи с Даниловской группой и иными исповедниками.
Для того чтобы Церкви стала известна суть его разногласий с митрополитом Сергием, в конце 1920-х – начале 1930-х годов епископ Дамаскин написал в общей сложности около ста пятидесяти посланий и разослал их по стране. «Это не легализация (Церкви), а ликвидация!» – Писал он. Он противопоставлял понятию Церкви как административной структуры, нуждающейся в государственной "легализации", Церковь как "Богоучрежденный и таинственный союз всех верующих во Христа".
Он часто говорил о "наступлении последних времен" для Церкви, когда внешнее великолепие храмов потеряет свое значение, и для сохранения неповрежденной святости и чистоты веры нужно уйти в "катакомбы", в "пустыни".
Советский обман с декларацией был уже совершенно очевиден. У многих "легализованных" (то есть принявших декларацию митрополита Сергия) общин были отняты последние храмы. Происходила – действительно – не легализация, а ликвидация Церкви, но с поощрением уже главы Церкви. "Неисчислимы, бесконечно тягостны внутренние последствия декларации – этой продажи первородства Истины за чечевичную похлебку лживых и неосуществимых благ", – писал святитель Дамаскин.
О своем пребывании в тюрьмах Владыка говорил так: «А что же, там люди хорошие, я и сейчас готов опять туда», – считая, как и многие архиереи, что на свободе в это время было нравственно хуже, чем в заключении.
В 1929 году владыка Дамаскин сблизился с киевскими сторонниками митрополита Иосифа (Петровых) и архиепископом Димитрием (Любимовым), с которым вел переписку.

27 ноября 1929 года он был арестован в городе Стародуб Западной (ныне Брянской) области по доносу Стародубского благочинного – ставленника митрополита Сергия и ревностного сторонника декларации.
28 мая 1930 года осужден Коллегией ОГПУ СССР по Западной области по групповому "делу епископа Дамаскина (Цедрика) 1930 г." по обвинению в "контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию как руководитель церковной к/р группировки".
Приговор: 10 лет концлагерей.
В обвинительном заключении "группировке", руководимой епископом Дамаскиным (Цедриком), приписывалось две задачи:
 1) "Организация активного противодействия мероприятиям Соввласти, направленным против церкви".
 2) "Подготовка перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы)".
В письме в областной отдел ОГПУ Владыка заявил о неполитическом характере "Истинного Православного" течения в Церкви: "Не желая служить орудием Ваших партийных целей, оно в то же время не желает быть и политическим орудием, представляя себе духовно-нравственные цели превыше всяких иных".
Говоря о бесперспективности государственной борьбы с Церковью, епископ Дамаскин указывал следователям: "Невозможно уничтожить вековечную идею Христианства, ибо она в духе человека".
С ноября 1929-го по май 1930 года он содержался в тюрьме в городе Смоленске.

С июня 1930 года по июнь 1933-го – в Соловецком лагере особого назначения, на острове Анзер.
Очевидцы рассказывали позже о его глубоко молитвенном настроении в лагере, о том, что он отдавал свою пайку голодным, а сам питался улитками.
В конце ноября 1933 года был освобожден из Соловецкого лагеря как полный инвалид.
Поехал в Херсон.

С 1 января 1934 года – в Херсоне.
В конце февраля 1934 года сообщил на приеме у заведующего по делам религиозных культов при ВУЦИКе, что не намерен заниматься церковно-административной деятельностью.
После этого переехал в окрестности города Глухова.
В 1934 году жил в селе Береза Глуховского района Сумской области, потом – в хуторе Светлый того же района. Затем поселился в городе Нежине, будучи прописан в Херсоне.

В феврале 1934 года в Гжатске епископ Дамаскин посетил митрополита Кирилла (Смирнова), где ознакомился с письмами митрополита Петра (Полянского) к митрополиту Сергию, в которых Патриарший Местоблюститель митрополит Петр предложил своему заместителю митрополиту Сергию устранить все превысившие его полномочия мероприятия.
В апреле епископ Дамаскин встретился в Киеве со схиархиепископом Антонием (Абашидзе).
Он также продолжал переписку со своими единомышленниками, в том числе с архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем).
В это время епископ Дамаскин уже склонен был разделять мнение многих "непоминающих" об "отщетении благодати" у митрополита Сергия, которого он перестал признавать Предстоятелем Церкви.
Он вел активную работу по объединению клириков, непоминающих митрополита Сергия, на юге России. Написал ряд посланий пастве и писем, адресованных верующим. Возглавлял ряд иосифлянских общин на Украине и в самой России, назначал благочинных в Киеве и Вятской епархии, собирая малое стадо.
Хотя Владыка перешел на нелегальное положение и Богослужения проводил тайно, но рясы не снимал, бороды и волос не стриг.

1 августа 1934 года был арестован в Нежине Черниговским областным управлением НКВД.
Содержался в тюрьме в Чернигове.
14 августа 1934-го переведен в Киевскую тюрьму в распоряжение УГБ НКВД УССР.
15 февраля 1935 года обвинен на Особом Совещание при НКВД СССР по статьям 54-10, 54-11 УК УССР в "организованной работе, направленной против мероприятий Советской власти как член к/р нелегальной организации церковников "Истинно Православная Церковь"".
Приговор: 3 года ссылки в Северный край.
На следствии не скрывал своих убеждений.
После окончании следствия направлен под конвоем в Архангельск.

В 1935-м – до 2 марта 1936 года проживал в Архангельске.
С лета 1935 года по переданной в письме просьбе архиепископа Серафима (Угличского) принял под свое пастырское окормление большую часть последователей отделившегося от митрополита Сергия епископа Глазовского Виктора (Островидова) в Вятской епархии.
3 марта 1936 года был арестован в ссылке.
Со дня ареста содержался в тюрьме города Архангельска.

В апреле 1936 года был направлен в распоряжение УНКВД по Кировскому краю.
С апреля 1936 года – в тюрьме в городе Кирове (Вятка).
Находясь там, написал развернутую объяснительную записку в ОСО при НКВД СССР о "ненормальном положении верующих граждан СССР", в котором уличил государственные органы в "неконституционных формах отношений к Церкви".
27 октября 1936 года Особым Совещанием при НКВД СССР осужден по статье 58-10 УК РСФСР по групповому "делу епископа Дамаскина (Цедрика). 1936 г.".
Приговор: 5 лет исправительно-трудовых лагерей.
Из обвинения: "Нелегально возглавил "Вятскую епархию Православной Церкви" викторианской ориентации, нелегально руководил таковой через к/р группу церковников, давая им указания контрреволюционного характера".

С 1936-го до 15 сентября 1937 года – в Карлаге, Бурминское отделение, город Караганда, Казахстан.
В лагере работал бухгалтером.
В это время уже были запрещены посылки заключенным и переписка с ними. Владыку с разными этапами переводили с места на место. Отстающих по дороге расстреливали. Святитель, чтобы спасти от этого своего друга-соузника, священника Иоанна, донес его на себе до стоянки. Рассказывали и о другом случае, когда Владыка снял с себя рясу и закутал в нее замерзшего священника со словами «у кого две одежды, тот дай неимущему» (Лк. 3, 11). Сам же простудился и тяжело заболел.
13 августа 1937 года арестован в лагере. Поводом послужило то, что епископ Дамаскин и его соузники праздновали Пасху.

10 сентября 1937 года Особой тройкой при УНКВД СССР по Карагандинской области обвинен в "антисоветской агитации, организации нелегальных сборищ".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

15 сентября 1937 года в 23 часа расстрелян в Карлаге.

Священномученик епископ Дамаскин (Цедрик) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 856-857, 970.
2. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 1. С. 157-163.
3. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 43, 284.
4. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С. 138.
5. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 3. С. 12-14.
6. Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С. 280.
7. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ Мемориал", 1999. С. 282-283.
8. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
9. Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001 г. Издание Соловецкого монастыря.
10. Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208 с., илл. С. 169-171.
11. Медведев Г.Н., Медведева Н.А. От южного города до "Южного городка"// Богословский сб. М., ПСТБИ. 2001. № 8. С. 364-394.
12. Косик О. "Совершается суд Божий над Церковью и народом русским...".; Архивные мат-лы к житию сщмч. Дамаскина, еп. Стародубского. Предисловие// Богословский сб. М., ПСТБИ. 2002. № 9. С. 323-375.
13. Косик О. "Совершается суд Божий над Церковью и народом русским...".; Архивные мат-лы к житию сщмч. Дамаскина, еп. Стародубского. Продолжение// Богословский сб. М., ПСТБИ. 2002. № 10. С. 432-470.
14. Косик О. "Совершается суд Божий над Церковью и народом русским...".; Архивные мат-лы к житию сщмч. Дамаскина, еп. Стародубского. Окончание// Богословский сб. М., ПСТБИ. 2003. № 12. С. 280-301.
15. Косик О. "Истинный воин Христов". Книга о священномученике епископе Дамаскине (Цедрике). М., ПСТГУ. 2009.
16. Мазырин А., диак. Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) как глава "правой" церковной оппозиции. Круг его ближайших последователей (Продолжение)// Богословский сб. М., ПСТБИ. 2003. № 12. С. 224-279.
17. Лопушанская Е. Епископы-исповедники. Сан-Франциско, 1971. С. 36-71.
18. Пуцко В. Глуховский еп. Дамаскин// Московский журнал. 2002. № 10. С. 46-47.
19. http://pstbi.ru

Документы:
1. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Том_Лист Т.5. Т.7.
2. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-31265.
3. ГАРФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.79.
4. ГАРФ. Ф.6343. Д.343.
5. РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.211;218.
6. ГА Карагандинской обл. Д.3422
7. Архив типографии Джорданвилльского монастыря.
8. Архив УФСБ по Брянской о. Д.П-8979.
9. Архив УФСБ по Кировской обл. Д.СУ-9730.


Рецензии