Учись прощать

"Дающий мудрые советы" возился на своём маленьком огородике. Он принёс воды из колодца, что находился недалеко от его пещеры. Поставив деревянные ведра возле грядок монах посмотрел на тропинку, что вела из долины, где располагалась деревня, к месту его обитания. Отшельник увидел одинокую фигурку поднимающегося по тропе человека. Зрение уже начало подводить монаха, поэтому он не мог различить мужчина это был или женщина. К тому же смеркалось. А многие из тех, что помоложе тоже вряд ли распознали бы в чёрной точке старую, хромую Венлинг.

"Дающий мудрые советы" ждал. Наконец он узнал приближающегося гостя.

- Венлинг, - сказал он вслух, удивившись, - с чего бы это?

Монах хорошо знал эту женщину и много слышал о ней, хотя их личные отношения были весьма далекими. Жители деревни частенько  жаловались на её скверный характер и просили совета о том, как с ней себя вести.
Стало слышно как шаги Венлинг отдаются эхом в горах. Её деревянные сандалии стучали по мелким камешкам, которыми была усеяна дорога к жилищу даоса.

"Дающий мудрые советы" вошёл в пещеру и подвесили над очагом чайник. Что-то подсказывает ему,что разговор будет долгим. Когда он вышел, Венлинг была уже совсем рядом.

- Приветствую тебя, Венлинг! Скажи, что привело тебя ко мне в это время? Уже вечер,а в горах темнеет быстро! Ты не молода и рискуешь по дороге домой оступиться!

- Ты тоже не так уж молод монах! Но я видела неоднократно как ты даже ночью поднимался в гору! Так что как-нибудь доберусь! А вообще-то, тебе как монаху следует меня проводить, чтобы  со мной ничего не случилось! - скорее огрызнулась чем ответила женщина.

- Это ты верно заметила, Венлинг! Я обязательно провожу тебя! Ты поужинаешь со мной? Правда ужин мой скромен и прост: варёные овощи, чай и рисовая лепёшка.

- Лучше скромный ужин чем никакого! Конечно, поужинаю! Я потеряла так много сил пока добиралась к тебе! Так что ты у меня в долгу! - сказала Венлинг, словно монах и вправду был ее должником.

- Как скажешь, Венлинг! Ты пока посиди  здесь на камне, а я вскипячу воду для чая.

Венлинг присела на камень, лицом к долине. Её глазам открылся чудесный вид. Над деревней поднимались дымные столбы от очагов. Крестьяне готовили ужин. За деревней зеленело рисовое поле, а ещё дальше, извиваясь, подобно змее, через всю долину текла река. Пахло дымом, травами и цветами. Вид этой красоты настолько заворожил Венлинг, что она забыла про свою усталость.

- Ужин готов, Венлинг! Прошу к столу!

Венлинг вздрогнула от неожиданности.

- Ты меня чуть до смерти не перепугал!

"Дающий мудрые советы" повторил ещё раз.

- Ужин готов, проходи! - он отодвинул в сторону плотную ткань закрывавшую вход в его пещеру и жестом пригласил гостью внутрь.

Венлинг посмотрела ещё раз на деревню. В окнах зажигались огни, должно быть жители  садились к ужину, Венлинг пригнула голову и вошла в пещеру отшельника.
В пещере, было довольно просторно, в центре стоял большой плоский камень служивший столом, а вокруг него стояло несколько камней поменьше, застеленных плетеными соломенными ковриками, они, как догадалась Венлинг, служили сиденьями.
У правой стены стояла узкая деревянная кровать на невысоких ножках, которая была безупречно заправлена. В пещере горело несколько светильников и было довольно светло.

На столе стояло две чашки, в которых дымились тушеные овощи, возле каждой лежала небольшая рисовая лепёшка.

- Прошу садиться, Венлинг! Не откажись от этой нехитрой еды!

Венлинг села на камень. Тот был словно под неё подогнан. Стоял на оптимальном расстоянии от стола и на удобной для гостьи высоте. Гостья придвинула к себе чашку и взяв с подставки керамическую ложку, зачерпнула горячего бульона, подула на него остудив и отправила в рот.

"Очень вкусно!", отметила про себя Венлинг. Отломив кусочек рисовой лепешки и разжевав его, она так же нашла её довольно съедобной. А "Дающий мудрые советы" ел не глядя на гостью, он так был увлечен процессом, что Венлинг невольно залюбовалась им. Покончив с овощами, монах выпил бульон и отставив чашку, посмотрел на женщину.

- Что же ты не ешь? Неужели тебе не понравилось? - поинтересовался даос.

- Нет-нет, все приготовлено очень хорошо, просто я наблюдала за тобой. Я вспомнила своего мужа. Ли всегда ел с такой же сосредоточенностью и удовольствием, в точности как ты сейчас.

- Ты кушай, Венлинг, а я пока приготовлю чай, - ласково сказал отшельник.

Венлинг доела овощи, выпила бульон и смотрела как "Дающий мудрые советы" убирает со стола. Монах, тем временем, поставил на каменный стол чайник и две пиалы. Он налил ароматный напиток в пиалы и глядя на гостью спросил.

- Так что же тебя привело ко мне?

Гостья подняла пиалу, вдохнула аромат исходящий от напитка и сказала:
 
- Ты ведь знаешь как люди относятся ко мне в деревне? Но, впрочем, это не важно! Меня все это мало волнует! Но вот моя соседка Мэйли... Она ужасно обидела меня на днях, никогда ей этого не прощу! - сжав кулаки прошипела гостья.

"Дающий мудрые советы" с интересом смотрел на Венлинг.

- Расскажи мне обо всем подробнее. Если, конечно, хочешь чтобы я помог тебе, - попросил он.

- Хорошо, я расскажу, - вздохнула Венлинг, - ты ведь, наверняка, видел эту Мэйли?

- Да, видел,- подтвердил монах, - она полностью оправдывает своё имя, воистину Мэйли прекрасна!

- Я тоже была недурна в молодости!- завелась Венлинг. - Но дело не в её красоте! А в её прескверном характере и в споре,который продолжается между нашими семьями уже много лет!

- Это интересно, что за спор? По какому поводу?

Было видно, что даосу очень не терпится узнать всю историю с самого начала. Венлинг вздохнула и начала:

- Этот спор возник между моим отцом и отцом Чена. Отец Чена,срубил засохшую яблоню росшую на границе наших участков. Наша семья тогда была в поле. Отец Чена воспользовался отлучкой и без согласия моего отца срубил дерево пустив его на дрова. Наши родители не разговаривали с того дня до самой смерти! И я не забыла! И не простила семью Чена за их самоуправство! А потом появилась эта Мэйли!Чен,женился на ней четыре года назад. И с тех пор она все пытается примирить наши семьи.

- А что в этом плохого? - поинтересовался монах.

- Возможно, в этом и ничего. Но Мэйли, она... она... оскорбила меня! Эта невоспитанная девица обозвала меня "старой, несговорчивой ведьмой"! - ответила Венлинг и глаза её заблестели от нахлынувших слез.

- А что было до этого, Венлинг? До того, как Мэйли обозвала тебя? - спросил даос.

- До этого?- удивилась гостья. - Ах,ну да,конечно! До этого,это наглое создание заявилось ко мне домой. Её муженек привёз из города целую повозку яблок, все как на подбор:огромные, спелые, прозрачные до такой степени, что видны семечки в их центре! У нас такие не растут! Так вот, значит, Мэйли принесла мне мешок этих яблок. Я уверена, как напоминание о ссоре между нашими семьями! И заявила, что хочет посадить со своим муженьком несколько саженцев в знак примирения.

- А что ты ей ответила? - наклонился в сторону гостьи монах.
 
- Я выгнала её вон! А яблоки высыпала с порога ей вслед! Эта наглячка, обернулась и обозвала меня старой ведьмой! - ударила Венлинг по столу кулаком и замолчала.

"Дающий мудрые советы" подлил ей в чашку чая.

- Знаешь, Венлинг, а ты ведь и вправду старая, несговорчивая ведьма!

Гостья отпрянула и гневно взглянула на монаха.

- И ты туда же! Вся деревня против меня, но ты ведь монах! Как ты смеешь оскорблять меня?

- Венлинг, оскорбляющий отвратителен! Но тот, кто не умеет прощать поступает в десять раз хуже! Оскорбляющий не владеет собой, не прощающий не имеет сердца! - спокойно сказал отшельник.

- По-твоему, я бессердечная? - сверлила Венлинг монаха взглядом.

- Я лишь констатируют факты, Венлинг.

- А не надо их констатировать! Лучше скажи, что мне делать? Как мне жить дальше?
Я ведь понимаю, что моя злоба больше вредит мне, но поделать с собой ничего не могу! - взмолилась женщина.

"Дающий мудрые советы" подлил ещё чая гостье и зажег дополнительный светильник.

- С чего, ты говоришь, начался спор между вашими семьями? - спросил даос.

- Со старой, сухой яблони. Только я не пойму, причём здесь это?

- Тебе пора, Венлинг! Подумай об этой яблоне, а сейчас, идём, я провожу тебя до дома...

Миновало пять дней. Красавица Мэйли проходила мимо дома старой Венлинг.

- Мэйли, - окликнула её Венлинг, - мне необходимо кое-что показать тебе. Идём на наши участки.

Женщины прошли между грядок засажённых зеленью и  корнеплодами, и оказались как раз на границе их земель. В том месте где росла яблоня, которую срубил отец Чена, торчали три свежепосаженных деревца.

- Это яблоня, слива и груша,- сказала Венлинг, - когда деревца подрастут половина плодов будет принадлежать твоей семье: тебе, Чену и вашим детям.

- Многоуважаемая, Венлинг! Простите меня! Я обозвала вас старой ведьмой, а вы не такая! - сложив руки взмолилась Мэйли.

- Такая, такая, - отозвалась Венлинг. - Мэйли, я постараюсь исправиться насколько получится. Времени на это у меня осталось не так уж много, но, что будет в моих силах я сделаю!

- Ну, что вы, что вы, многоуважаемая Венлинг! Мы ещё вместе соберем плоды с этих деревьев! Знаете,если вы не против, мы  с Ченом посадим ещё несколько деревьев и у нас с вами вырастет целый сад!

- Вон там,- указала Венлинг, -  неплохо было бы посадить несколько вишен. А у ручья виноградные кусты и смородину. Смородина любит влагу!
 
Мэйли широко улыбнулась.

- Мы так и сделаем! А там, - Мэйли указала на небольшой холм, - давайте посадим ещё несколько яблонь и груш!

- Да, там хорошее место! Твоим детям, Мэйли, наверное, понравится играть в тени  деревьев!

- Конечно, Венлинг! А ваш сын приведёт внуков и они будут играть вместе с моими детьми!

Венлинг вздохнула.

- Ну что же сад, так сад! Излишки плодов всегда можно продать в городе, на рынке! Или нет, лучше раздать соседям! - Венлинг отвернулась от Мэйли и вытерла слезу...

Восточный ветер доносил до пещеры "Дающего мудрые советы" запах реки, монах ждал гостя, наконец, он увидел как маленькая чёрная точка начала подниматься по тропинке в гору, это была старая Венлинг. В корзине женщина несла несколько яблок из тех, что ей подарила красавица Мэйли."Дающий мудрые советы" зашёл в пещеру, повесил чайник над очагом и приготовился к долгому разговору...


Рецензии