Провал на экзамене. Записки репетитора

    Подходит к концу первая половина июня. На улице хорошая погода. Солнечные лучи ласково согревают землю после длительных холодов и дождей. Прекрасное время. Жары, которая часто изнуряет летом, пока нет. В школах подходят к концу экзамены.

    Тревожно зазвонил сотовый телефон. Я услышала плачущий голос моей ученицы Любы Плотниковой и поняла, что сегодня объявили результаты ЕГЭ по математике.

    -Наталия Владимировна, я не сдала экзамен, - я очень сочувствовала Любе, но сказала всё же осуждающим тоном:

    -А что ты хотела, Люба, я же тебя почти каждый урок предупреждала, что ты можешь не сдать, что надо серьёзней готовиться к экзамену. Те темы, которые ты знаешь неплохо, надо было оттачивать, чтобы получить правильный результат.

    -Я недобрала всего четыре балла, чтобы перейти порог, - продолжала говорить Люба в трубку, жалобно всхлипывая при этом.

    За все годы моей работы это был второй случай, когда мой ученик не сдал ЕГЭ. Года три назад учился у меня Вадим, симпатичный парень, способный, сдержанный, вполне положительный и умный мальчик. Родители медики: мать окулист, а отец патологоанатом. Вадим начал заниматься в начале девятого класса и сдал экзамен на четвёрку.

    В десятом классе программа по математике более насыщенная, первое полугодие тригонометрия, а второе производные. Занимался Вадим у меня один раз в неделю. Вижу, мы ничего не успеваем, только одну тему начнём, а у них в школе уже другая. Если с ним не разберёшь новую тему, у него двойки пойдут по контрольным работам. Так и пошли на поводу у школьной программы, но я всё-таки позвонила его маме:

    -Марина, надо бы ходить заниматься два раза в неделю, не успеваем мы ничего.

    -Хорошо, хорошо, - ответила недовольно мама Вадима, - мы подумаем.

    Но мальчик так и продолжал ходить заниматься один раз в неделю. Отметки были вроде бы ничего, но я сама видела, что пробелов очень много. Несколько раз звонила маме, но ответ был один и тот же. И только в конце одиннадцатого класса мама сказала:

    -Да, мы будем заниматься два раза в неделю с мая месяца. - В мае они пришли дополнительно несколько раз, а экзамены начались в начале июня. Когда объявили результаты экзаменов, мама, позвонив ко мне, спросила возмущённым голосом:

    -Наталия Владимировна, в чём дело, почему Вадим провалил экзамен. Он набрал только девять баллов, а порог двадцать семь.

    -Марина, я вам сколько раз звонила и говорила, что ему недостаточно ходить один раз в неделю, надо было больше заниматься.

    Пять лет назад.

    Люба и моя внучка Оля учатся в одном классе. Они закадычные подружки, почти никогда не расстаются и заканчивают шестой класс. Они дружат со второго класса, с того момента, как Люба перешла в Олину школу. Программа шестого класса очень трудная и важная: действия с дробями, положительные и отрицательные числа, проценты и.т.д. Именно с шестого класса начинается стремительное падение успеваемости многих, даже очень способных детей. Именно здесь надо бить тревогу, и если ребёнок не усвоил материал, то надо летом не на море ехать, а заниматься, иначе в седьмом классе проблемы вырастут как снежный ком.

    Некоторые учителя завышают отметки, усыпляя, таким образом, бдительность родителей. В результате чего проблемы по математике накапливаются, и в один прекрасный момент вдруг обнаруживается, что ребёнок ничего не знает.

    С Олей я занималась с первого класса, но особого рвения я у неё не наблюдала. Мама Оли не только не поддерживала занятия, но ещё и срывала их, как могла. Делалось это, конечно, не нарочно, а просто бездумно. В тот день, когда должен был состояться урок по математике, она приглашала её в кино или в торговый центр посидеть в кафе, или в гости к своей подруге. Масса находилось мест, чтобы пойти куда-нибудь развлечься. А урок что? Урок подождёт! Успеет.

    Заметив, что Оля отлынивает от занятий, я стала думать, как же мне её завлечь? В шестом классе Оля всё-таки закончила неплохо учебный год и получила честно заработанную четвёрку за последнюю четверть. Придя ко мне заниматься в очередной раз, она вдруг сказала:

    -Бабуль, а у Любы двойка выходит по математике.

    -Оля, так веди её ко мне, я с ней позанимаюсь. Денег не надо, пусть бесплатно приходит. Я буду учить вас двоих. – У меня давно уже была мечта заинтересовать учёбой кого-нибудь из Олиных друзей. А тут такой случай. На следующий урок они уже сидели вдвоём, обе счастливые, что они вместе.

    Девочки были такие разные, непохожие друг на друга. Оля высокая, стройная блондинка, с миндалевидными глазами и пухлыми губками, а Люба маленькая, полненькая, с тёмными вьющимися волосами, очень приятным и миловидным личиком. Когда они шли вместе, то были похожи на Дон Кихота и Санчо Пансо. Люба и по характеру была спокойным, верным другом для Оли. Они почти не расставались.

    У Любы действительно знания были на очень низком уровне. Действия с дробями вообще не понимала.

    -А почему ты раньше ни с кем не занималась? – Спросила я у Любы, решив прояснить всю ситуацию.

    -Мама ходила к Светлане Ивановне, нашей учительнице по математике, но она отказалась со мной заниматься, сказала, что я необучаемая. - И тут они наперебой стали рассказывать о своей учительнице. Она молодая и очень добрая. Во время контрольных работ даёт списывать, так как не смотрит за учениками, а сидит и всё время играет, держа в руках телефон, не поднимая головы. Объясняет только очень плохо, ничего не понятно.

    Люба была прелесть: тихая, спокойная, послушная, не то, что Оля – настоящий вулкан проблем, только и жди от неё извержения непредсказуемых поступков. Тряхнув своими тёмными кудряшками, она, наклонив голову над тетрадкой, старательно решала примеры, которые я ей только что объяснила. И получалось у неё очень хорошо. Необучаемая?!? Очень даже обучаемая!

    Я всячески поощряла дружбу Оли и Любы. Заметив однажды, что им не хочется расставаться после урока, и они подолгу сидят в Олиной комнате , я сказала приветливым голосом:

    -Девчонки, а давайте, в следующее занятие, после окончания урока, оставайтесь-ка у меня ночевать. Отпроситесь у родителей, а я приготовлю вам что-нибудь вкусненькое. Постелю вам в Олиной комнате, и вы будете болтать столько, сколько захотите.

    -Ура! – Закричали они радостным голосом. – Спасибо!

    Так и сделали. Я накрыла им на маленьком журнальном столике скромный ужин: отбивные из куриного филе с картофельным пюре и овощной салат. Потом они пили чай с конфетами и домашним печеньем. Они болтали, наперебой рассказывали о школе, об одноклассниках и учителях. Какие они были довольные! Утром встали, позавтракали и пошли гулять, так как было воскресенье.

    Получалось у Любы всё очень неплохо, но походив несколько занятий и кое-как разобравшись в дробях, она вдруг перестала заниматься. Когда Оля однажды пришла одна, я спросила её удивлённо:

    -А где Люба, почему она не пришла? Она, что, заболела?

    -Она больше ходить не будет, - грустно ответила Оля, - у неё собака, ей надо с ней гулять.

    Я была очень удивлена. Ну ладно, ребёнок поступил так бездумно и неосмотрительно, но ведь у неё есть родители. Они знали, что дочка ходит заниматься, бесплатно, занятия ей шли на пользу. Можно же было её как-то направить, остановить от такого необдуманного шага. Моя затея провалилась. Оля, оставшись без подруги, стала ходить редко, вяло и неохотно, и скатилась до двоек, кое-как ей выставляли тройки за четверть.


    Так пролетели седьмой и восьмой класс. В третьей четверти восьмого класса Люба вдруг очнулась, поняв, что она всё запустила и попросилась заниматься опять, но теперь я уже не стала делать им поблажек и взяла её на общих основаниях.

    -Наталия Владимировна, - услышала я голос Любиной мамы, взяв телефонную трубку, - она хочет заниматься только у вас. - Голос у неё был пафосный, надменный, она пыталась разговаривать высокомерным тоном:

    -А вы знаете, скажу вам по секрету, мы ведь из рода Шереметьевых, - я не совсем поняла, зачем она это мне сообщила? Речь её была примитивной, смешной и нелепой. Где-то я уже слышала подобное. Ах, да! Вспомнила. У Константина Тренёва в пьесе «Любовь Яровая» есть реплика: «Пустите Дуньку в Европу». Очень похоже, только здесь не в Европу, а в дворянское сословие.

    Мы стали усиленно заниматься с Любой. За то время, что девочка не занималась, она запустила много тем: квадратные корни, степени, решение квадратных уравнений. Я перечислила только маленькую часть запущенного материала. Пришлось всё это с трудом нагонять, а новый материал наступал на нас с неимоверной скоростью. Тем не менее, в девятом классе Люба сдала экзамен на пятёрку, а Оля из-за своей лени на тройку.

    Никто не мог остановить Олю остаться в школе, и после девятого класса она поступила в колледж на дизайнера. Люба пошла в десятый класс и продолжала заниматься до конца одиннадцатого класса. Она поставила себе цель поступить на экономическое отделение в какой-нибудь ВУЗ, но для этого надо было сдавать математику-профиль.

    Воодушевлённая пятёркой на экзамене в девятом классе, она решила, что дальше всё будет легко и просто. Она до конца не понимая, что особо глубоких знаний у неё нет, так как всё изучалось в спешке. А они нужны ей для прохождения дальнейших тем.

    Дисциплина у неё стала неважная, опоздания почти на каждый урок были по двадцать-тридцать минут. Отчитывать её было бесполезно, она просто стояла, опустив голову, и молчала. Иногда и вовсе отпрашивалась с занятий, жалобно ссылаясь на плохое самочувствие.

    К этому времени девчонки выросли, и их внешность сильно изменилась. Оля росла вверх и становилась всё выше и выше. На улицах подходили к ней и предлагали то сняться в рекламе, то работу модели. Она не принимала таких предложений. Однажды пришла подруга её мамы, увидев Олю, она стала уговаривать её стать моделью для рекламы её товаров. У неё была сеть своих магазинов одежды. Оля наотрез отказалась.

    А Люба росла вширь. Она немного подросла, но стала ещё полнее. Свои чудесные тёмные локоны она покрасила в чёрный цвет. Сделала пирсинг носа, а в ухе тоннель. Губы красила яркой помадой и стала похожа на Атоманшу из мультфильма «Бременские музыканты». Когда я смотрела на неё, мне хотелось спеть:

    -Говорят мы бяки-буки
    -Как выносит нас земля?
    -Дайте, что ли карты в руки,
    -Погадать на короля.

    Конечно, вся эта шелуха отвлекала её от основной цели, она занималась без особого старания и много времени тратила на прогулки. Её способностей вполне хватило бы, чтобы сдать математику-профиль, но надо было приложить немало усилий.

    После десятого класса я сказала Любе:

    -Тебе обязательно надо заниматься летом, хотя бы в августе, у нас запущена геометрия, а её и в базе и в профиле очень много. В году мы не сможем уделить ей необходимое количество часов, так как программа одиннадцатого класса очень насыщенна, в неё входят логарифмы, показательные функции, интегралы и.т.д., работы очень много.

    Люба всё поняла и явилась после каникул в конце сентября. Первое, что я от неё узнала, она пошла на курсы вождения автомобиля.

    -Люба, сейчас не время этим заниматься, ты знаешь материал, но ещё пока очень слабо, надо все силы кинуть на математику. Ты решила сдавать профильный уровень, это не так просто. С твоими знаниями, боюсь, у тебя ничего не получится, если ты не возьмёшься серьёзно за дело. Сейчас решается вопрос, от которого зависит вся твоя дальнейшая жизнь – выбор профессии.

    Она опять начала часто опаздывать и пропускать занятия. В начале второго полугодия, когда стало понятно, что дело двигается очень медленно, и мы ничего не успеваем, я сказала:

    -Тебе надо дальше заниматься три раза в неделю, - она, как всегда, пропустила эти слова мимо ушей и отмолчалась. У Любы только что был день рождения, ей исполнилось восемнадцать лет. Её папа, который живёт и работает на Камчатке, подарил ей телефон за сто тысяч рублей, хотя у неё уже было два новых телефона почти такие же. Папа собирается подарить ей машину, на которой она будет ездить в институт, если поступит, хотя права она так и не получила. Я позвонила маме:

    -Валерия Викторовна! Я очень переживаю за Любу. Боюсь, что она не сдаст математику-профиль.
    -Не переживайте, папа думает, куда её устроить учиться, в Москву или в Санкт-Петербург. Нам надо только перейти порог, - всё это опять было сказано уверенным высокомерным голосом. Мама была убеждена, что Люба сдаст, хотя у неё и по русскому языку за первое полугодие вышла двойка.

    На весенних каникулах, за два месяца до экзаменов, вместо того, чтобы усиленно заниматься, Люба с мамой уехали отдыхать на турбазу. На майские праздники они уехали на дачу к маминой подруге. Тогда я уже не говорила, а почти кричала:

    -Ты что творишь, ты же провалишься на экзамене? - Но она опять, опустив голову и хлопая огромными ресницами, отмалчивалась.

    Перед самыми экзаменами по математике, она обречённым голосом сказала:
    -Хоть бы базу сдать, там надо всего семь заданий решить, чтобы не получить двойку.

    Базу Люба сдала, а профиль нет, и со своей мечтой о получении экономического образования ей пришлось расстаться.

    -Ну что ты плачешь теперь, Любочка! Теперь расстраиваться поздно!

    26.06.2018г.


Рецензии
Сам я к репетиторству не был причастен никаким боком. Хотя знаю этот вопрос досконально. Да и как иначе, если проработал столько лет в университете и имел массу знакомых и друзей с преподавателей, да и со студентами встречался не на раз. В том числе и в неформальной обстановке, не потому что запанибрата, а потому что приходилось вместе работать.

И могу авторитетно заявить, что такой репетитор, каким вы рисуете себя, если и существовал, то в статусе rara avis для занесения в Красную книгу. Я имею в виду репетитора, который имел глупость всерьез заниматься с абитуриентами.

Обычная же работа репетитора строилась так. Сам репетитор вербовался или из преподавателей вуза или из школьных учителей, которые имели личные связи в вузах. За неделю, а лучше две до вступительных экзаменов, он начинал колготится. Первый этап состоял в активизации личных связей. Либо знакомый преподаватель принимал экзамен -- и это было лучше всего, -- либо на него нужно было выйти через эти те самые личные связи.

А далее шел договорняк: какой билет нужно подсунуть поступающему и на какие допвопросы тому предстояло ответить. И именно на этот билет и на эти вопросы и натаскивался абитуриент. А на экзамене без сучка и задоринки -- будь хоть самым последним тупицей -- выкладывал все в лучшем виде.

Такая практика процветала в 1990-е гг, и университетское руководство нещадно с нею боролось: особенно после того, как обучение стало платным. Ведь поступающие несли в университетскую кассу, читай в карман ректора и тех, кто у кормушки, деньги, и в допольнительных поборах они не были заинтересованы. Математиков же и физиков и так был вечный недобор, поэтому и репетиторы там не требовались.

Как обстоят дела сейчас не в курсе, но к середине 2000-х репететиторство отошло в историю.

Владимир Дмитриевич Соколов   28.02.2023 18:17     Заявить о нарушении
Добавлю, что много работал с программистами, а там собирались студенты, которые были увлечены будущей профессией и с которыми я много и плодотворно сотрудничал в рамках выполнения зхоздоговоров и грантов

Владимир Дмитриевич Соколов   28.02.2023 18:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.