Одинокий смех

(из цикла жизнеописаний "Северный Плутарх")

Чарухин Егор Степанович ( 1678-1722 ) - отшельник, дезертир  из подразделения войсковой команды Императорского Приморского полка. По одной из основных версий — Егор Степанович и старец Вениамин, выживший отшельник Антониево-Сийского монастыря — это одно и то же лицо. Но лицо это было неузнаваемо, потому что из тайги вышел лысый человек, без зубов, плохо говорящий и плохо понимающий человеческую речь. Сквозь кожу головы проглядывали даже трещины на черепе, сквозь кожу на теле были видны все вены и артерии. На съеденный кусочек хлеба часть его тела(желудок) реагировала так, будто это было внутреннее отдельное существо, которое рычало и ворочалось клубком под венами и артериями. Возможно, в  том человеке — в старце ли, в таежном ли «робинзоне крузо» жило действительно какое-то существо, потому что остались свидетельства, что под кожей по телу Е.С. бегало что-то, рычало, вело себя, как самостоятельный отдельный организм. «Бесы!» - поставили диагноз монахи и заковали старика в подземелье. Старику было около 40 лет. В подвале он прожил три зимы... Не умер. Наоборот — откормился. Умер от другого — от смеха. Привычка у него появилась — ржать по ночам. Что-то там в его голове просыпалось, он, видимо, выкапывал из своей памяти какие-то картинки . И хохотал. От коликов, от смеха и задохнулся. Бесы — они такие. «Зашшекоченный вусмерть», - так и написали епископу монахи.

Сколько лет Егор-Вениамин бегал по тайге? Сам он говорил, что тринадцать зим, и что с ним было тринадцать таких же отшельников, которые жили по 20-30 верст друг от друга. «А один близко жил, пять верст. Близко, но недолго — на вторую зиму и окочурился...» - так по памяти восстанавливали его рассказы монахи. Сам Вениамин ни в какие святки, конечно, не записан. Чудес на могиле его тоже не было. Было чудо само по себе, что выжил человек в тайге без оружия и без снастей аж целых тринадцать лет. За каждым отшельником, ставшим святым, стоит длинная очередь теней тех, кто сгинул в дебрях Севера безвозвратно и безымянно.


Рецензии