Возвращение 9. Духи добрые, духи злые

–Я не понимаю, зачем мы собрались? – выкрикивала горбатая старушка в рваных одежках, резво бегая по большой поляне. – Все и так понятно! Все уже случилось! О чем тут говорить?

Старушка металась между  группой духов подземного мира, затаившихся в кустарнике и большой синей птицей, которая заслоняла  группу людей, распахнув семь пар железных крыльев.

–Что, что, что вам еще надо,  все и так понятно! – скандалила бабуся.
Увидев, что на поляну пришли Антон с ребятами, скандалистка буквально взвилась, зацокала языком, затопала ногами, замахала худыми руками, чуть не оторвав  дырявые рукава.
–Что путного могут сказать эти неразумные? Они же дети, ума чайная ложка!  На всех!
Духи, в знак согласия мотали мордами, скалясь и облизываясь в предвкушении сладкой добычи.

И вдруг, Ельне, вырвав ладошку из руки Кати, побежала вперед, к страшной бабке.
–Стой! – одновременно испуганно крикнули Катя с Гошей и бросились за девочкой, но их остановил Антон, покачал головой и приложил палец к губам.
Выбежав на середину поляны, Ельне  слегка присела, хлопнула себя по коленкам и засмеялась. Громко и радостно.

 –Я Вас знаю! Вы бабушка Парнане!
Ельне подбежала к оторопевшей бабке, обняла ее за пояс, прижалась к ней, как к родной.
От такого нахальства бабка растерялась, весь ее боевой дух испарился. Оглядываясь по сторонам и шмыгая крючковатым носом, она недоуменно спросила:
–Это что?
–Это я, Ельне, – ласково улыбаясь, ответила девочка. – Мне про Вас мама рассказывала.  Я думала, что это сказки, а Вы настоящая. Ань торова, Парнане.
–Торова, – автоматически ответила Парнане, пытаясь вырваться из объятий девочки. – Антоша, будь человеком, забери ее, – жалобно попросила бабка.
–Не могу! – очень серьезно ответил шаман. – Девочка знает, что ты Баба Яга, сказочный персонаж, с тобой хорошо играть. Так что, играй Парнане…
–Не умею я,… не хочу,… – заныла бабка и все вокруг, включая уродливых духов засмеялись.
–А посмотри, какая птичка, – в отчаянии пролепетала  Парнане.

Ельне оглянулась, увидела  птицу, и, несмотря на то, что была ей по колено, смело пошла к ней, считая на ходу.

–Пять, шесть, семь… – Ельне остановилась, задумалась и вдруг улыбнулась и с восторгом заявила:
–У Вас семь пар крыльев, значит Вы….  Минлей!
Девочка тихонько подошла ближе, нежно погладила птицу по крылу.
–Ан торова, Минлей! Это правда, что Вы сын Нума?
Минлей медленно сложил крылья, в знак согласия польщенно склонил голову.
–А то, что я хозяин ветра, тебя не удивляет?
–Когда  ветер сильный, мама говорит, что Минлей шалит и знает, что делает.

–А я кто? – посмеиваясь в усы, спросил дядечка, выходя из-за спины Минлея.
Ельне внимательно разглядывала странного человека. Он менялся на глазах, словно перетекал: одновременно был и худым и толстым, и низким и высоким. Его лицо невозможно было запомнить: оно словно река, тоже все время изменялось, становясь то старше, то моложе. Только глаза, синие, как небо, которое отражается в воде, оставались неизменными. Ельне смутилась и, отступив на шаг, вежливо ответила:
–Я еще маленькая, не всех знаю.

–Это Ид ерв,  хозяин всей воды на земле, –  сказала Катя, подходя к Ельне. – Ан торова, Ид ерв. Ань торова, Минлей.

Ельне решительно подошла к хозяину воды.
–Ид ерв, скажите, почему дух моего озера не захотел принять жертву. Я отнесла ему глаза оленя, а он их не взял. Ему что, не нужно смотреть на мир? Или я что-то не так сделала?
–Ты все правильно сделала, девочка, – печально ответил Ид ерв, став темным  и старым. – Если хехе не взял жертву, значит, он умер.
–Умер? – растерянно переспросила девочка. – Разве духи могут умирать?
–Могут, когда их не любят.
–Но я любила его, – отчаянно воскликнула Ельне.
–Боюсь, что этого мало, – задумчиво ответил Ид ерв и стал совсем темным, как темная  от горя вода.
Ельне жалобно всхлипнула, прижалась к Кате, вздрагивая всем телом.

–Не плачь, Елочка, – Катя гладила девочку по темным волосам. –Смотри, кто здесь?   

Вслед за Катей к хозяевам воды и ветра подошли Гоша, Ира, Юра и Антон. Пока они здоровались и знакомились с духами-помощниками, Катя объяснила Ельне, кто есть кто.

–Вон там, видишь, похож на Ид ерва, Яха ерв – хозяин реки. В каждой реке свой Яха ерв, его зовут хехе.  А там сидит дедушка в меховом плаще. Это хозяин и даритель пушнины и всякого зверя. Его зовут Илебям пэртя.
–Катя, – вытирая слезы ладошкой, спросила Ельне. –  А это правильно, что у той бабушки волосы горят?
–Правильно, это Ту хада, бабушка огня. Она дарит огонь в каждом чуме.
–Какая хорошая!
–Они все хорошие.
Нум поселил их на земле, чтобы они помогали людям жить правильно. Но главная среди них, покровительница Я Небя, светлая мать-земля. Она и охраняет, и учит, и руководит жизнью людей.

И тут  на поляне появилась еще одна гостья. От нее исходило удивительное сияние доброты. Катя обрадовалась, улыбаясь, оглянулась и увидела, как расцветают улыбки на лицах Гоши, Юры и Иры. Как  радостно вздохнул Антон и подмигнул ворону,  нетерпеливо переминающемуся с лапы на лапу.
–А это Ходако, – нежно сказала Катя. – Я  ее очень люблю.

–Ань торова, дорогие мои, – сказала  Ходако. – Давайте поговорим. Нга утверждает, что люди  не берегут землю и будет лучше отдать ее ему, Нга.

–А Нга ее будет беречь? – ехидно спросил Гоша. – Что умеет Нга? Поедать души?

–Гоша, ты не о том, – волнуясь, остановила его Катя. – Здравствуйте, Ходако. Я скучала. Мы все скучали и часто вспоминали Вас с любовью.

Ходако улыбнулась, чистое сияние  засияло радугой вокруг поляны. Подземные духи тихонько взвыли и отползли подальше.

–Долгим будет наш разговор, или его вообще не будет? Давайте присядем.

Когда все расселись широким кругом, Парнане истерично заорала:
–О чем тут говорить? Люди стали равнодушными, каждый день я слышу от них: "мне все равно". Они стали слепыми, не видят, что рядом творится зло. Они стали глухими, не слышат, как плачет тундра, зачем им эта земля?

–Не все люди, не все...  зато люди знают, что такое счастье, и что такое боль, – задумчиво возразил Гоша. – Ты знаешь, что такое боль, а Парнане?

В ответ Парнане скорчила злую рожу.

–Не надо нервничать,– миролюбиво сказала Ходако.– Пересядь поближе ко мне, подальше от духов подземного мира, они на тебя дурно влияют.

Парнане послушно пересела и сразу  из ведьмы превратилась в обычную бабу Ягу.
–Я хотела сказать, что Нум создал людей, чтобы они берегли землю, а они устроили тут технический прогресс! – уже нормальным голосом сказала Парнане.
Ребята дружно рассмеялись.
–Что смешного? – обиделась Парнане.
–Да все! – весело ответил Гоша. – Потому что именно этого хотел Нум.
–Нет! – помотала космами баба Яга.
–Да! – серьезно ответил Гоша. – Нум создал людей! Людей, понимаете? Не тупых тварей, а думающих людей, способных творить. Значит, он хотел, чтобы люди творили. Все что вы называете техническим прогрессом, это творчество людей.
 
Парнане лихорадочно соображала, выискивая новые аргументы.

–А почему тогда хехе умер? И земля остановилась? Почему?  Кто виноват? Люди! – непонятным торжеством заявила Парнане.
–Ты совершенно права, Парнане, – ответила ей Катя. – Люди виноваты, но не очень. Тут и твоей вины предостаточно, и ты это знаешь.
–Ну, нет, каждый человек делает свой, осознанный выбор, мне служить или Я Небя.
 
–А разве Нум создал вас, чтобы люди вам служили? Я так понял, что вы все – духи-помощники, должны помогать людям, – удивленно сказал Юра.

–Я вот не знаю, чем ты, Парнане, помогла людям, – звонко сказала Ира.– А я, как мой отец,  буду врачом, буду сохранять жизни людей. Это – реальная помощь. Юра будет заботиться о здоровье животных. Катя будет сохранять историю. А Гоша… вот он сейчас тебе сам скажет.

–Мне не нравится, что мы переходим на личности. В нашем мире много разных людей, и настоящих  помощников, и тех, которые не думая следуют за Парнане.  И первым приходится расхлебывать деяния вторых.

Гошка перевел дыхание, оглядел всех и серьезно спросил:
–Вы сами, чего хотите? Чтобы земля жила, или умерла? Потому что, передав ее Нга, вы подписываете смертный приговор ей, да и себе тоже. Чего вы, земные духи-помощники,  хотите?

Последние слова Гоши заглушил глухой вой духов подземного мира.
 
Катя оглянулась, посмотреть, не испугалась ли Ельне, но на том месте, где сидела девочка, лежала ее красная ленточка-судор.

Девочки на поляне не было.


Рецензии
Интересный поворот сюжета, Мария Алексеевна.
С теплом,
Любовь

Любовь Царькова   27.06.2018 17:39     Заявить о нарушении
Рада, что Вам нравится. все, я закончила эту историю. можно еще поработать, но это потом. хорошей дороги! созвонимся. с теплом, Мария

Мария Кравченко 2   27.06.2018 22:03   Заявить о нарушении