Памяти Славы Говорухина

        
    ЭРА МИЛОСЕРДИЯ

      В субботу 16 июня 2018 года, хоронили Славу Говорухина на Новодевичьем, с воинскими почестями, чинно и помпезно. Один важный господин, с печально-надуманным лицом, словно бы раздосадовался, что «не он и не ему», на панихиде не задержался и на кладбище не поехал. Другой важный человек в надгробной речи так и сказал, что «не узнал Славу в гробу», будто бы это вовсе и не он («не ему»), а он вот встанет и скажет, что мол «всех разыграл».  В этой печальной шутке много правды. Слава, несмотря на импозантность и кажущуюся неприступность, был скромный, застенчивый человек. Он и по смерти, очутившись на Новодевичьем, не чуть не меньше, чем живой, у многих вызвал неприязнь, раздражение и горькую отрыжку зависти.
    Когда уходит такой человек, мир кажется беднее. Нет больше Володи Высоцкого, нет Севки Абдулова (мой товарищ мхатовский), ушёл и Слава Говорухин. Свыше нам отпущено до семидесяти земного пребывания, а что сверху то по благодати даётся на дела и свершения. У Славы были и дела и были свершения. Он прожил по-настоящему две судьбы: творческую и политическую. Честный, открытый, настоящий товарищ и преданный друг. Он жил по закону, чувствовал и любил по благодати. Он был широк и справедлив, если ошибался, то ошибки признавал.
     Жизнь его протянулась от «Владимира к Владимиру», - сказала Т. Друбич. Это прозвучало так наивно и просто, так умно и справедливо, что лучше и не скажешь. Тонкий женский ум уловил главный душевный настрой человека, судьба которого связана с двумя «Владимирами». Высоцкий оказал влияние на всё его творчество, Путин повлиял на формирование гражданской позиции. Реверсивное движение силы объединило всех троих энергией созидания, жаждой любви и справедливости.
Многие годы меня не покидало чувство какой-то странной обделённости, как будто бы со мной поступили несправедливо и виновником (конечно же) был Слава.
Я пробовался на роль Шарапова в фильме «Эра милосердия», так первоначально назывался сценарий будущего фильма «Место встречи изменить нельзя». Мне это название не нравится, не понимаю почему Слава его изменил. У него были какие-то разногласия с авторами романа и возможно это сыграло роковую роль и в моей судьбе. Кто-то из Вайнеров предложил меня на Шарапова, но снимался В. Конкин. Я спросил Славу почему он так поступил. Он, со свойственной лаконичностью ответил, что так решило Госкино Украины. Я не стану вдаваться в детали и нюансы этого драматического для меня события. Всей правды никогда не выскажешь. Славы рядом нет и не с кем эту правду разделить.
Я уехал зализывать раны в Крым. Это было необычайно закрытое место под Евпаторией, вроде базы подготовки космонавтов. Глушь, море, рыбалка. Вдруг вестовой приносит телеграмму. Лицо торжественно-идиотское, слегка перепуганное. «Вам телеграмма из Москвы. Правительственная». Я пацан, никому неизвестный, всеми отвергнутый актёришка, беру телеграмму. Действительно «правительственная». Там кратко (по говорухински) примерно так: «прибыть Одессу фильм «Вторжение».  Я сразу в бутылку. «Да, ни за что!»  После фильма Леонида Осыки «Тревожный месяц Вересень» какой-то критик обозвал меня «гимнастёрочным героем». За мной потянулся «военный шлейф». В Госкино давно размышляли над тем, чтобы военную тему закрыть, как исчерпавшую себя. К «военным фильмам» отношение было так себе. Сценарий мне понравился, но влезать в сапоги и гимнастёрку не очень-то хотелось. Молодой был, дурной был…
Мобильников тогда не было, но была на берегу правительственная связь. Начались переговоры. Я пошёл в отказ. Говорю помощнику режиссёра, что согласен, если будет сниматься такая-то актриса, зная, что актрису не найти так как во МХАТе отпуск. Мне отвечают, что Вилен Новак будет снимать только Н. Вавилову. Там у них и без меня атмосфера прилично накалилась. Слава, видно, продавливал свой сценарий «Вторжение», и таки продавил т.к. отснятый материал «Место встречи» в Госкино одобрили. Он был на коне. Проблема была с режиссером. Кто-то отказался, кто-то запил, один даже в психушку загремел. Тут ещё я со своими заморочками. Умоляют: «Говорухин просит». Без проб, сразу на съемки в «Город без Сна» (Херсон).
У меня был чёткий принцип никогда ни от чего не отказываться. Я дрогнул. По дороге в аэропорт я должен был умереть от сердечной недостаточности ввиду дикого похмелья. Жены военных с детьми и боевые подруги с любопытством разглядывали меня, но так и не поняли почему с ними летит какой-то полуживой пацан, разящий перегаром. Военный борт десантировал нас в Одессу. Меня встречала чуть ли не директорская волга прямо у трапа. У жён и подруг это вызвало ещё большее недоумение т.к. ни в какие ворота не пёрлось, а переться надо было далече, потому что военный транспорт тормознул в значительном удалении от посторонних глаз.
«Вот здесь и здесь распишитесь». Я подписал договор после того, как увидел в примерочной Наталью Вавилову. Это было настоящее чудо. Позже я в этом не раз убеждался. Наташа на тот момент не была профессиональной актрисой, но ей и не надо было, она и так всё умела.
«Вторжение» -  блистательная работа Натальи Вавиловой. Наташа совершенна в этой роли. Дело даже не В. Новаке и В. Крутине, снявшие скромный шедевр с участием Натальи Вавиловой, а всё дело в Славе Говорухине, Слава которого всегда будет зажигать сердца.
Фильм «Вторжение» получил вторую категорию, прошёл по второразрядным кинотеатрам и клубам. Начиная с 90-х это телевизионный бестселлер на всех каналах TV.
Я вернулся в Москву и готовился к съемкам, когда мне позвонили и назначили встречу с Говорухиным. Это был затейливый ход ко мне в виде подбора каких-то специальных ключей, и я не сразу понял, простояв довольно долго у дверей тонателье, где шла перезапись «Места встречи». Наконец Он вышел и сказал: «Зайди, посмотри». Слава был игрок и большой любитель покера. Он играл всегда и по-крупному, но в этот раз сильно рисковал. Я был зол и непримирим, свежая рана саднила. Я пошёл во банк, блефуя чутка, конечно. Договор-то был подписан, и съемочная группа ждала в «Городе без Сна» 
У меня бешено колотилось сердце все десять минут, пока шла часть «Горбатого», где Жиглов вызывает из подвала бандитов. У В. Конкина в этой сцене был небольшой эпизод, но мне «хватило». Я забыл обиду. Меня накрыло какой-то необыкновенной радостью. Я всё простил. Мы вышли из зала, и Он спросил: «Как?»  Это, кажется, последняя серия, точно не помню, потому что я избегал смотреть фильм, когда город вымирал по вечерам. «Если бы я был продюсер, я бы это купил не глядя, не зная, что там в предыдущих сериях», - сказал я.  «Спасибо, - был ответ»
Не знаю какой из меня получился бы Шарапов, но В. Конкин был хорош. Слава всегда был безупречен в подборе актёров. Через генералов милиции он разыскал меня в Крыму, и ему стоило бы малой крови отстоять меня в Госкино Украины. В. Конкин был его выбор. Правильный выбор.
Говорухин - всегда открыто, честно, справедливо. Он сокрушался по поводу своей документальной трилогии, считая, что излишне резко и драматично подал исторические факты, слишком «перебрал». В то время, и без кино людям было тошно. Е. Драпека рассказала, как они однажды были на просмотре «Так жить нельзя» и люди спрашивали, «как им жить» и у них не нашлось ответа.  Никто не знал «как жить».  В 90-е было тяжело, но разве сейчас в 2018-ом легче? Найдётся ли у кого-нибудь сегодня ответ «как всем нам дальше жить»? 
Меня потрясает одна Славина особенность в отношении к женщине. Многие двусмысленно намекают на его «донжуанство» т.к. рядом с ним всегда было много необычайно умных и красивых женщин. Это, разумеется, балаганный миф завистников и губошлёпов. Слава видел в женщине начало божественного происхождения любви Христовой. Это давало ему силы любить жизнь и принимать её такой, как есть. У него всегда и на первом месте была его супруга Галя, которой он был предан до гроба. Он завещал, со слов вдовы, сжечь его, и чтобы урна стояла у её ног. Это ли не высший гимн любви и верности!?
Слава был государственный человек и не заботился о славе земной.
… не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что пить? Или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам.  Библия. Матф. г.6. 31-33.
Грустно расставаться. Кажется, что с кончиной Славы Говорухина «закатилась эра милосердия». Мы живём в жестоком и беспощадном мире. Враждебные страны, льют на Россию потоки грязной лжи. С нами ведут беспощадную войну на истребление. Всем нам, простым смертным, надлежит сомкнуть ряды и противостоять врагу, насылающему на страну проклятие ада. Соратникам-думцам надо бы утроиться в силе и любви к Отечеству.
Будем биться за Россию, которую обрели! Родине служить, как служил ей Станислав Сергеевич Говорухин. 
Светлая память тебе, дорогой Слава.


Рецензии
светлая память большому художнику! спасибо что пишите об этом уникальном человеке. парадоксально но мне больше нравилась его живопись... впрочем, мастер во всем мастер. с ув. махно

Жека Махно   22.07.2023 13:16     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.