Как я воспринимаю окружающий мир
Все мы знаем, что чувств у нас пять – осязание, обоняние, слух, зрение и вкус. Интуицию иногда называют шестым чувством. Существует еще и один нейрологический феномен – синестезия или идеастезия. Например, восприятие звуков в цвете. Визуализация дат в виде каких-то графиков или объемного их расположения в пространстве. Цвет, вызывающий вкус карамельки на языке. Все и не перечислишь.
Литераторы много говорят об ауре. Мол, у того произведения есть аура, а у этого – нет. И все сразу понимают, о чем идет речь, ведь аура – это некое послевкусие, тайное пространство, возникающее за буквами, за текстом и обычно оставляющее то, что читатель называет «впечатлением». Вам же приходилось слышать такие слова: «Я три дня находился под впечатлением от этой книги»? Три дня – мало, бывает впечатление, остающееся в душе даже тогда, когда и книга совсем забыта, и даже имена героев не всегда получается вспомнить. Но аура, «впечатление» настолько срастается с твоим Я, что оказывается чуть ли не вариантом памяти о прошлом: «это мое, это случилось в моей жизни, я помню такое чувство».
Ауру произведения невозможно создать специально, с помощью каких-то литературных приемов, она целиком и полностью зависит от мировосприятия самого писателя, от его собственных ассоциаций и от его способности воспринимать окружающий мир.
Однажды, один из друзей попросил меня рассказать о своем опыте сосуществования с миром. Хотя я постоянно описываю свой опыт в каждом произведении и другого у меня нет, я попробовал проанализировать взаимодействие себя и мира. Это оказалось сложным процессом, так как у меня одно из наиболее ярких проявлений синестезии или чувственного смещения – задействованы все пять чувств. Естественно, что буквы и слова я «вижу в цвете» и в «объеме». Но плюс к этому слова или тексты я ощущаю также на вкус, на запах и на ощупь. Целые рассказы или романы воспринимаю в виде неких предметов, имеющих форму, типа скульптур или ваз, часто абстрактных, но весьма материальных с собственной текстурой, которую можно пощупать. Музыкальные произведения, особенно симфонические я вижу в переливах цвета и это настолько тяжело для психики, что музыку я не могу слушать больше десяти минут. Симфония заливает разноцветными потоками, а эстрадная музыка из-за постоянного ритма кажется серо-черной. Еще, наблюдая какое-то действие, я слышу звуки, даже если оно происходит на экране с отключенным звуком. А когда пишу что-то, то постоянно тоже звучит музыка. Пишу о взрыве, а слышу «Прелюд» Рахманинова или рассказываю о любви, а в это время в голове играет ария Орфея.
По этой же причине я не могу слушать передачи, которые ведут дикторы с противными голосами - постоянно заглатывают что-то, картавят. Часто не выношу даже присутствия человека, чей голос мне кажется грязным или мокрым. Бывают разные ассоциации.
Сейчас модно говорить о запрете на мат, утверждать, что это неотъемлемая часть культуры, что необходимо его использовать для самобытности текста. А я не могу. Мне «воняет». Или же читать тексты с неточными словами или корявыми построениями предложений – тоже мука. Я знаю, к примеру, что тут должен быть желтый цвет, а автор почему-то использует синий – и все, я уже не воспринимаю и не верю автору. Особенно, когда дело касается поэзии. Если же появляется необходимость прочитать текст, во что бы то ни стало, я предпочитаю бесцветный. Он, конечно, трещит, но хоть не мелькает.
Объяснить, как все это происходит, я не умею. Но поскольку вы сами говорите, что у меня легкий литературный язык, то, наверное, все происходит правильно. В силу своих возможностей, я нащупываю верные ноты и выстраиваю их так, чтобы самому не было больно. Не переношу крик в реальности, но, точно так же, не переношу его и в тексте. Зато сразу вижу в чужом тексте плагиат чувств и ворованные цвета. Конечно, в том случае, если читал первоисточник, потому что очень четко запоминаю запахи и цвет, а уж они рождают ассоциации.
Вот, как-то так. Не знаю, сумел ли хоть немного что-то прояснить. Возможно, что и у вас существует такое же смещение. Тогда вы меня поймете. А я просто живу в этом и стараюсь не задумываться, чтобы не оказаться той сороконожкой, которая задумалась и не смогла определить, с какой ноги она начинает танцевать.
Публикация https://renemaori.blogspot.com/2018/06/blog-post_26.html
Свидетельство о публикации №218062600945
Алексей Курганов 26.06.2018 14:38 Заявить о нарушении