Олег Погудин. Веков связующая нить...

28 июня, в Камерном зале ММДМ Олег Погудин даст концерт «Чайковский». Это самая молодая его программа, не считая «Дорогой длинною. Трагический тенор эпохи». В четвертый раз перед нами предстанет музыкальный портрет Петра Ильича Чайковского в переложении Олега Евгеньевича Погудина.

Большинство романсов Чайковского неразрывно связано с именем французской оперной дивы той поры Дезире Арто. По словам самого Петра Ильича, она была и его мучительницей, и вдохновительницей и своеобразной «мнимой любовью». С момента их знакомства весной 1868 года, в Москве до конца жизни Чайковского ее притягательный образ мерцает меж музыкальных строк произведений композитора. В романсах это мерцание усиливается до мощного лунного света, окутывающего спящую долину.

Однако, суть не в Арто. Она лишь «творческий прием», используя который Чайковский, проникает в сложную душевную конституцию женщины. Своеобразный дар – умение тонко чувствовать женскую душу, находя для нее точные музыкальные трактовки, - всегда был его отличительной способностью. В нем Чайковский достигал абсолютных высот, иногда доходя до излишней сентиментальности, но это больше заметно в симфонической музыке, - в увертюрах, симфониях.

В романсово-вокальном творчестве Чайковского доминируют трепетность, внимание к нюансировке, к разного рода оттенкам человеческого переживания, - все это порождает образ утонченной хрупкости бытия. Обязательный элемент романсов Чайковского - контрастирующая взаимосвязь человеческой природы и Божественного определения, фатума и людских желаний.

В традиционном понимании свои самые яркие, чувственные и драматичные романсы Петр Ильич посвящал Дезире Арто. Но важно то, что в этих музыкальных исповедальных произведениях он, прежде всего, выражает себя, поместив в их сердцевину свои собственные переживания, точнее, переживания лирического героя. Это почти мистификация, тонкий художественный ход – подать слушателю нечто изысканно-лирическое, облаченное в привычную форму бытового («домашнего») романса, сквозь которую так тонко и изящно просвечивает «альтер-эго» автора.

Дезире Арто была для Чайковского тем «маяком в ночи», свет которого притягивал его чувства, помогая им обрести наиболее гармоничное воплощение. Для композитора важна не реальная женщина, а образ - живой, трепещущий, страдающий, молящий о пощаде, оплакивающий невозможность реальной любви. Его существование вдохновляет Чайковского на ответ, в который он вкладывает свое плачущее сердце, нервную страстность и остроту восприятия. Это все приходится впору и самому Олегу Погудину, собственная творческая манера которого схожа с творческим характером Чайковского, с его музыкальным почерком, той эмоциональной насыщенностью и высокой концентрацией чувств, что поражает с первых мгновений звучания романсов.

Олег Погудин программу «Чайковский» выстраивает на романсах из разных жизненных периодов композитора, а не только из тех, которые можно определить как музыкальное приношение Дезире Арто. В программу вошли романсы 1869, 1875, 1888, 1993 годов. Каждый из них является воплощением конкретных биографических событий и сопутствующих им переживаний, все вместе они стали своеобразным лирико-музыкальным дневником композитора. И действительно – Чайковскому удалось в них не только достичь наивысшей степени музыкальной выразительности, но и отразить ряд необыкновенно сильных переживаний: обиду, надежду, стремление к счастью, тоску, разочарование.

Смыкание пронзительной лиричности, элегичности бытового романса и оперных элементов, оперной организации музыкальной архитектуры – вот, что еще является необыкновенно притягательным и дает возможность Олегу Погудину выразить весь свой диапазон. С одной стороны – фрак и пюпитр с установленной на нем партитурой, по-аристократически сдержанная манера и поведения на сцене и самого вокала. С другой, голос объемно, мощно выражает драматургию каждого романса – почти в каждом совершается переход от нежного, тихого почти полушепота до драматического интонационного взрыва в момент наивысшей кульминации чувств. И вновь плавный уход в спокойствие, созерцание, лирическое течение.

Так, в наши дни, на сцене Московского международного дома музыки встречаются два художника – композитор XIX века и Артист - наш современник, близкие друг другу по душевной органике, заключенные в свой дар без возможности существования вне его. Музыка – необходимый жизненный компонент и естественная среда для каждого из них. Лишь в ней они могут дышать, жить и любить.


Рецензии