Липа

               
               
               
    Огромное, цветущее дерево. Вокруг аромат, от которого кружится голова. Ствол в два, а может, и в три обхвата. Сколько же ей лет? Липа быстро растущее дерево. Судя по высоте дерева, больше ста. Вековая липа. Когда-то главный ствол был, или обрезан, или сломан, отросли две ветви и  превратились в два мощных ствола. Теперь это пышное, ровное со всех сторон дерево. Сколько же она видела на своём веку, какие события, страсти разгорались под её кроной?

    Родился сын, и отец посадил молоденькую липу. Почему не дуб или яблоню, почему липу? Сейчас нам не известно. Росла липа, рос сын. Работящий,  послушный, уважительный к родителям. Помощник в большой родительской усадьбе. Первые разногласия возникли, когда сын сообщил родителям о том, что хочет жениться. Родители не были против того, чтобы сын женился, но не на той, которую он выбрал. Худая слава шла о матери его избранницы. А всем известно, что от осины не родятся апельсины. Отца невесты никто  и никогда не видел, мать родила дочь неизвестно от кого. Жили они в неказистом доме, не пахали, не сеяли, не было у них  во дворе никакой живности. Шёл слух, что мать зарабатывает в заведении, куда захаживают мужчины. Рядом большой город, порт, куда заходят суда со всего света. Моряки любят такие заведения. Дурная слава матери бросала тень и на дочь. Девушка красивая, ладная, но женихи обегают. Неприличные предложения от пьяных мужиков, это да, постоянно, но сватов никто не засылал. А тут влюблённый парень зовёт замуж, как не согласиться. Парень оказался настойчивым и уломал своих родителей, сыграли свадьбу. Вошла в семью, надо впрягаться в работу. А она не приучена к сельским работам. Нашли ей занятие, свёкор отвозил её в город, на базар, там торговала сельскими продуктами. У красивой, чисто одетой селянки покупали охотно.

   Случайно на базар занесло городского щёголя. Увидел красивую торговку, понравилась, стал часто захаживать. Молодухе он тоже понравился. Как – то само собой получилось, как только свёкор, выгрузив продукты, уезжал, красивую селянку подменяла женщина, которую за небольшую плату нанял щёголь. Парочка на несколько часов пропадала.  Когда свёкор приезжал за невесткой, она уже ждала его, рядом стояли пустые бидоны из-под проданного молока и прочая посуда. А тут свёкру понадобились скобы, он приехал раньше. Купил у кузнеца скобы, за невесткой ещё рано заезжать, решил пропустить рюмочку. Возле парка увидел красивую даму, одетую по-городскому. В красивом платье, в шляпке, с кружевным зонтиком, в перчатках до локтей. Уж очень она на его невестку походила. Рассмотреть не удалось, она зонтиком заслонилась. Даму держал за локоть щеголевато одетый мужчина. Вечером, на базаре, невестка, как всегда, ждала его с пустыми бидонами. Свёкор усмехнулся и подумал, что привидится же  такое, городская дама показалась похожей на жену сына.

   Известно, что верёвочка, сколько не вьётся, а кончик найдётся. Муж стал подозревать молодую жену, к себе не стала подпускать, часто задумывается. Остановится на полпути, смотрит в пространство, окликнет её, а она, как не слышит. Решил сам отвезти её на базар и по дороге расспросить, что мучает жену, может, заболела. Разговора не получилось. Довёз до базара, выгрузил продукты, но домой не поехал. Через время вернулся, жены за прилавком не было, продукты продавала незнакомая женщина. Озадаченный, не зная, что и подумать, вышел из базара.  Вот тут то и открылось всё. Увидел жену и городского мужчину. Жена со слезами умоляла незнакомца не бросать её, говорила о своей  любви, пыталась удержать. Мужчина грубо её отталкивал, совал деньги, говорил, что у него скоро свадьба, и они не могут больше встречаться.  Увиденное, было, как гром среди ясного неба. Она мужа не заметила, он не подошёл. Домой ехали молча, жена сидела, отвернувшись, глотая слёзы.

   Вернулись домой, и пока он распрягал лошадь, жена исчезла. Нашёл её в петле, верёвка была перекинута через толстый сук липы. Наверно, он бы простил и помог справиться с её горем, потому, что любил, но она сама нашла выход. Для него жизнь потеряла смысл, часто сидел возле липы, ходил на могилу. Утешение нашёл в рюмке. Потихоньку горе стало притухать. В стране назревали перемены, рушился привычный уклад жизни. Народ выступил за свои права, которые заключались в том, чтобы то, что принадлежало немногим, поделить на всех. Не очень разбираясь в тонкостях событий, он тоже включился. Но тут выяснилось, что его семья тоже имеет излишки, которые надо поделить. Это уже попахивало несправедливостью, достаток в семье копился годами и трудом. А за такие убеждения посылали в места не столь отдалённые. Семью сорвали с насиженного места. Перед отъездом он подошёл к липе, обнял ствол и горько заплакал.

  У матери не выдержало сердце, вслед за ней ушёл отец в мир иной.Сын вернулся обратно только через много лет. От дома остался только фундамент, среди бурьяна сиротливо торчали сухие стволы плодовых деревьев. И только липа красавицей возвышалась над разоренной усадьбой. Сохранился просторный погреб, вход зарос бурьяном, завален камнями. В этом погребе он и поселился. Работать не мог и не хотел. Восстанавливать документы на право приватизации  земли,  тоже не было желания и средств. К нему прибились такие же бедолаги, которых теперь называли бомжами. Они собирали бутылки, из мусорных контейнеров,  разживались выброшенным тряпьём, если была охота, ходили в город за бесплатными обедами. Тем, что удавалось добыть, делились с хозяином погреба. А он подолгу сидел в тени липы, прислонившись спиной к её стволу, и вспоминал прошедшую тут жизнь. Его постояльцы, вернувшись вечером, пили то, что удалось достать. Часто вырученных за бутылки денег хватало только на жидкости, от которых наступало не то, чтобы опьянение, а, скорее всего, отравление. Он пил вместе с ними.

   Однажды он понял, что сегодня его последний день на этом свете. С трудом выбрался из погреба, дошёл до цветущей липы, опустился на колени и прижался лицом к стволу. Обрывочные воспоминания постепенно затухали в его сознании. Постояльцы, вернувшись вечером, в этом положении и нашли его. Похоронили недалеко от липы, положили так, чтобы видел своё дерево.


Рецензии