Пара фраз о русском театре начала 18-го века

Одним из результатов реформ «Царя-Преобразователя» на Руси Святой было появление  великого множества любительских театров. Чинов разных люди, и даже солдаты в своих полках, - ставили разные «действа феатральные».
 
«Канцеляристы, копиисты, стряпчие, заодно с дворовыми людьми, - с великим усердием занимались лицедейством и, истрачивая по времени немалую сумму на наем помещения, производили гисторические всякие  приличествующие действительные публичные тому комедии для желающих благоохотнейших смотрителей».
Естественно, гисторические всякие комедии производились «с известною платою за вход и, конечно, не без разрешения и под охраной полиции» [1]

Но меня занимают не «гисторические комедии с разрешения полиции» для сановной публики, где действуют различные «короли, цесари и дуки», а пьесы и интермедии, разыгрывающиеся среди простого народа. Мне аспекты жизни простого люда гораздо более интересны.

В начале XVIII  века, самого главного и знаменитого персонажа народного театра – Петрушки (он же, по пашпорту, - Петр Иванович Уксусов), - кажется, еще не существовало.
Зато, почетное место Петра Ивановича прочно занимал некий персонаж (видимо  взятый из итальянской «commedia dell'arte») - Арлекин (он же: Арликин, Херликин, Харлитин,  Гатлитин etc.), он же и немец Гаер [2].

Народные пьесы с Харлитинами и Гаерами, впрочем, как и «пиесы для благородного  сословия», - просты, безыскусны и  довольно грубы.
Но, по мне, они, тем не менее, - крайне интересны.
Видимо, эти пьесы как-то отражают состояние общества, появившегося в результате реформ «Преобразователя».

Вот один из типичных сюжетов из сборника драматургии начала XVIII века:

ХЕРЛИКИН приходит с вином к СТАРИКУ и его ЖЕНЕ и подносит им вина.

(Потом СТАРИК пьян изобразитца, а ХЕРЛИКИН шепчет ЖЕНЕ на ухо.
Посем стелет постелю и кладет СТАРИКА спать)

ЖЕНА:
Уже СТАРИК мой упился.
Положу его спать, чтоб не повалился.
На что было тебе много пить,
коли не можешь столько сносить?

ХЕРЛИКИН:
Хоть и разложить!

СТАРИК:
И ты ложись, ЖЕНА!

ХЕРЛИКИН:
А мне ж где?

ЖЕНА:
Да вот ложись зде!

(ХЕРЛИКИН туда же ложитца и обнимает ЖЕНУ)

ХЕРЛИКИН:
Ну, да ладно,
будет дело изрядно.
Мне до СТАРИКА и нужды нет,
лиж бы ты меня стала греть.

(Помолчавши несколько, приподняв голову, высматривает и слушает, а потом, став, н@срёт. Между тем и сам уйдёт.
ЖЕНА, проснувшись, по духу услышит, зачнет говорить)

ЖЕНА:
Я б не уповала, чтоб я проснутца не могла,
и чтоб за леностию на двор не пошла.
Разве СТАРИК спьяна не слыхал.
Тьфу, как ево прорвало, всю постелю об@срал.
Встань! Проснися!
Посмотри, какого напустил гнусу!

СТАРИК:
Что я? Разве ты, плюгавка,
напысала столь гатка!

ЖЕНА:
Пьяница беспутный,
не помниш уж безумный!

(СТАРИК начинает драцца с ЖЕНОЮ)

СТАРИК:
Вот тебе беспутный,
пьяница безумный!

(ХЕРЛИКИН выбежит с жгутом и разгонит их обоих)

ХЕРЛИКИН:
Что за шум и драка?
Вот вам моя управа!


---------------
[1] Забелин И.Е. Из хроники общественной жизни в Москве в XVIII столетии. – «Общества любителей российской словесности на 1891 год», М., 1891, стр.557-582

[2] Исследователи русского театра начала XVIII  века отмечают, что Гаер – это, скорее всего, искаженное немецкое  «Geiger» (скрипач). А, может быть, и нет, - я не знаю.


Рецензии
Данный Ваш текст, Кузьма, может навести читателя на совершенно разные рассуждения. Приведённый Вами текст сценки восемнадцатого века с участием Херликина очень напоминает скоморошьи представления. Есть такие исследователи, которые даже происхождение русских скоморохов выводят из Европы: будто бы произошли они от названия такой европейской театральной маски, как Скарамуш. Что же получается? До пятнадцатого века не было на Московской Руси никакого театра, даже передвижного, скоморошьего? А что же было? Была служба в православном храме. А в предыстории Московской Руси были обряды-ритуалы языческих волхвов и певцы, музыканты при великокняжеском дворе и при дворах князей помельче. Простой народ в предыстории Московской Руси якобы не столько развлекали, сколько просвещали гусляры-сказители былин и другого героического эпоса. Ни у кого из русских людей язык не поворачивался, - назвать былинников, гусляров-сказителей лицедеями. Сказители не корчили рож и не сквернословили, что потом, уже в семнадцатом веке, например, позволяли себе скоморохи, маски которых царь Алексей Михайлович называл "харями бесовскими". Неужели и правда, что сказители и сказительницы были хранителями былин и другого русского героического эпоса, а русские скоморохи сохраняли русский мат? Да, сложная это тема, даже для диссертаций - демократизация деятельности сказителей и сказительниц, опустившаяся до площадного и ругательного скоморшества! Шутка. Извините, Кузьма, за такую сумбурную рецензию на Ваш достаточно яркий и точный текст!

Светлан Туголобов   06.11.2024 07:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлан, за Ваш обстоятельный коммент.
По поводу родственности маски француза Скарамуша и русских скоморохов могу показать следующее:
Мы крайне мало знаем о том, что и как реально происходило в Европе (в т.ч. восточной) до 17-го века. Все выводы историков о жизни в это время имеют более или менее спекулятивный характер.
Когда скоморохи появились на Руси Святой?
Кем они были?
Что представляли?
Есть ли связь с французами или её нет?
Ответов, заслуживающих полного доверия. – не существует.
Возможно, что и Скарамуш и скоморохи восходят к "скамара" (маска) и "скамарам" – фракийским разбойникам 6-го века.
Так ли это – Бог весть. Мы не знаем и вряд ли узнаем когда.

Кстати, есть вопрос, давно занимающий меня: как связаны русская "кобыла" и романские "кабаль, шеваль"? Возможно, благородных кабальеро и шевалье по русски следует попросту называть "кобыльеро" и "кобылье"?

Про былины тоже интересно:
почему былины, действие которых обычно происходит на юге России (Киев, Чернигов и проч.), сохранились только у нас (более того – на русском севере), а на современной Украине о них нет ни слуху, ни духу?
Фольклор современной Украины не восходит дальше 17-18 веков (разные "козаки Голоты", "Маруси Чурай" и т.п.)

Вопросы, вопросы…
С уважением,

Кузьма Калабашкин   06.11.2024 13:18   Заявить о нарушении
Один дяденька объяснял мне, что слово "скоморохи" произошло от слова "скоромный", то есть нарушающий требования религиозных постных дней и многодневных религиозных воздержаний от употребления определённой пищи. А скоморохи словесно не воздерживались. Поэтому и получили своё название. Теперь уж и не проверить эту версию! А относительно былин в Великоросссии и Малороссии: Золотая орда не устраивала больших нападок на употребление русского языка, без которого былины не смогли бы выжить, а поляки, как католики, устраивали притеснения не только православной религии, но и восточнославянских диалектов, на которых могли бы сохраниться былины. Да, и большая загадка: почему казаки, точнее, - козаки Запорожской Сечи не сохранили древнерусские былины? Может быть, потому что поддерживать былины в памяти некому было среди "козаков"-сечевиков? Разноплеменное происхождение запорожских казаков привело к поиску диалекта, который легко было бы осваивать и на нём общаться без особых затруднений, но найденный малороссийский диалект оказался менее богатым чем язык, на котором жили древнерусские былины и легенды? Это всё догадки, конечно...

Светлан Туголобов   06.11.2024 14:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.