28 июня - память блгв. князя Лазаря Сербского

       Святой великомученик царь Лазарь воплотил всенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, а с собой и весь сербский народ.
       Отец великомученика царя Лазаря, Лазарь Прибац Хлебельянович, был вельможей при дворе могущественного сербского царя Стефана Душана (1331–1355). Родом он был из города Прилепца и имел троих детей: двух дочерей и одного сына – блаженного и славного Лазаря, который родился в упомянутом Прилепце около 1329 года; с детских лет он был воспитан в христианской вере. Имея добрый нрав, кроткий ум, храброе и благородное сердце, он быстро преуспевал в учении и благочестии. Лазарь обильно преумножал полученные от Бога таланты и вскоре превзошел многих своих сверстников, привлек внимание самого царя Душана и снискал его благосклонность. Лазарь был взят на царский двор в Скопье и скоро начал принимать участие в решении государственных дел.
       При дворе царя Душана молодой Лазарь быстро приобрел всеобщую любовь и уважение за свою честность, мужество и искреннюю веру. Как человек искусный в ратном деле, Лазарь стал воеводой царя Душана, который отдал ему в супруги свою благородную родственницу Милицу, дочь великого князя Вратко из рода Неманичей. (Воевода Топлицкий и Полимский Вратко иначе известен как старый Юг-Богдан. Он вел свое происхождение от Вукана, старшего сына Немани. Воспетый в народных эпосах старый Юг-Богдан привел на Косовскую битву всех своих девятерых сыновей и героически погиб вместе с ними.) Вскоре после женитьбы Лазарь был возведен в достоинство князя. Это произошло около 1353 года.
       Лазарь и Милица служили друг для друга примером в благочестии. Бог дал им сначала пятерых дочерей: Мару, Драгану, или Марию, Елену, Феодору и Оливеру, а затем и трех сыновей: Стефана, Вука и Добровоя. Насколько благочестивой была их семья, можно судить по тому, что отец, мать и старший сын со временем были прославлены в лике святых.

       Могущественный Душан распространил Сербскую державу на многие греческие земли, а в 1346 году даже был провозглашен императором в своей новой столице Скопье. Тогда же Сербская архиепископия была возведена в ранг патриархии. В это время все большую угрозу для христиан на Балканах представляли турки, стремившиеся продолжить свои завоевания из Малой Азии на Европу. Царь Душан двинулся на них со своим войском, но на пути внезапно заболел и 20 декабря 1355 года скончался.
       Престол перешел к его молодому сыну Стефану Урошу V, который не смог совладать с непокорными вельможами, и держава, созданная Душаном, начала распадаться. Не только Сербия, но и соседняя Болгария оказалась в ту пору раздробленной на части. Что же касается Византии, то малодушие ее правителей заставляли их даже вступать в союз с врагами Православной веры. Пользуясь общим упадком христианских государств, турки стали все чаще совершать грабительские набеги на балканские земли, а впоследствии и захватывать их. Южные пределы былого Душанова царства пали под их напором.
       Князь Лазарь был одним из немногих оставшихся верным кроткому и милостивому царю Урошу, и стал его надежной опорой в государственных делах. Тогда же Лазарь получает сначала титул Новобрдского и Топлицко-Полимского, а затем Рудницкого и Моравского князя. Миролюбивый по природе князь Лазарь всем сердцем желал соединить раздираемое междоусобиями сербское царство и сплотить сербов для борьбы с иноверными завоевателями.

       После смерти царя Уроша 4 декабря 1371 года Лазарь еще с большим усердием заботился об осуществлении своего благого намерения. Получив в свое управление Ново Брдо, Топлицу и Рудник, а затем Браничево и Мачву с Белградом, он перенес свою столицу в Моравскую область – в город Крушевац. Немало неприятностей причинял ему непокорный и вероломный Никола Алтоманович, который неоднократно нападал на его земли. Коварный Никола решил погубить Лазаря и завладеть его имением. Однажды он, якобы для разговора, пригласил безоружного князя, но, когда святой Лазарь пришел, один из слуг Алтомановича напал на него и ударил князя ножом. Лазарь упал будто мертвый, но, по Промыслу Божиему, избежал смерти. Золотой крест, который он все время носил на груди, помешал нанести ему смертельную рану.
       Влияние и почет Лазаря возросли еще больше, когда в 1375 году ему удалось помирить Сербскую и Цареградскую Церкви. Константинопольский Патриархат снял анафему, тяготевшую над сербами со времени царя Стефана Душана, и признал Сербского патриарха.
       После этого события благоверный князь заключил союз с сербским боснийским королем Твртко I (1353–1391) и победил Алтомановича. Вскоре он подчинил своей власти области Герцеговины и Баната и стал называться «во Христе Боге благоверным и самодержавным господарем Сербии и Приморья Стефаном великим князем Лазарем». Сербский же народ нередко величал его не иначе, как царем Лазарем.

       Особую любовь и заботу князь Лазарь проявлял к святым Божиим храмам и монастырям, став для многих из них ктитором и благотворителем. После примирения Сербской и Константинопольской Церквей первым его благодеянием стала постройка в Крушевце прекрасной церкви святого Стефана, известной сейчас под названием Лазарица.
       Многие монахи из порабощенных областей Балканского полуострова и со Святой горы, спасаясь от турок, стекались в державу Лазаря. Благочестивый князь с любовью принимал подвижников и предоставлял им убежище в своих землях. Особенно много монашествующих поселилось в окрестностях Крушевца и Сталача, где и по сей день сохранилось немало церквей того времени.
       Приходили к святому князю и известные подвижники-синаиты – ученики и последователи преподобного Григория Синаита. Один из них просил Лазаря подарить им какое-нибудь уединенное место, где бы они могли подвизаться в тишине и удалении. Вняв их мольбам, святой князь построил в тихом и укрытом месте на реке Млаве церковь Пресвятой Богородицы и основал около нее монастырь. В 1379 году Лазарь снабдил монастырь необходимым хозяйством и подарил его синайским монахам и святому Григорию. Этот монастырь, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, существует и по сей день и носит название Горняк.
       В 1380 году в Крушевац прибыл с Афона попечитель монашеской больницы Хиландарской лавры монах Герасим, который был родным братом Вука Бранковича, зятя Лазаря. Подвижник явился к благородному князю и сообщил ему о том, что больные и престарелые монахи обители ждут от него помощи и утешения. Лазарь тут же издал грамоту, в которой повелевал ежегодно выдавать на содержание больницы Хиландара 100 золотых, а на пропитание и уход за больными монахами завещал два села. Лазарь послал на Святую гору зодчих и все необходимое для расширения храма.
       Благодаря этому, главная церковь, построенная еще святым королем Милутином, была расширена, а князь Лазарь вошел в число великих строителей Хиландарской обители.

       Не забывал он и о других святогорских монастырях. Так, в 1381 году князь пожертвовал русскому Пантелеимоновскому монастырю церковь Спаса в Хвосно и несколько сел с необходимыми привилегиями. Благочестивый князь заботился и о сербских монахах на Святой земле, посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители.
       Но самой большой задушбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница, основанный им в 1381 году и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. В это время в Раванице подвизался и известный подвижник преподобный Ромил Раваницкий, который после своей кончины был похоронен в обители.
       Князь Лазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Он проявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницы и больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так, в Крушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другие дети столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Были здесь и искусные изографы, и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насилия «злобных измаилтян».
       По словам Константина Философа, видя «огнем попаленные» и разрушенные турками города, «обители и церкви благочестивых» и «многие убийства и текущие реки крови», князь Лазарь всеми силами старался восстановить и привести в порядок все, что мог, и утешить обездоленных. Но турецкая напасть все сильней терзала сербские земли, христиан уводили, других обращали в рабство, третьих грабили, четвертых убивали. Царь Лазарь боролся против турецких набегов. Не терпя страданий вдовиц, он твердо решил, что или устранит их позор или сам примет мученическую смерть.

       Турки же неуклонно продвигались на запад, не довольствовались выплатой дани и податей со стороны христиан, но стремились все христианские народы полностью покорить себе. За несколько лет им удалось захватить большие и сильные города Сер (1383), Софию (1385) и Солунь (1387). В 1386 году пал и сербский город Ниш.
       Во главе огромной турецкой силы стоял султан Мурад I (1362–1389). Его первая встреча с войском царя Лазаря произошла у местечка Плочник на Топлице в 1387 году. Тогда, по сообщениям древних сербских летописей, Мурад отступил перед князем Лазарем. В следующем году турки прорвались в Боснию, но там их встретил храбрый Влатко Вукович, воевода боснийского краля Твртко, и одержал над турками героическую победу под городом Билечем.
       Но, как предзнаменование надвигающихся бед, среди сербов вновь вспыхнули междоусобия, ссоры и предательства, порожденные властолюбием сербских правителей. Не было среди них так необходимого перед лицом грозной опасности единодушия и преданности князю, который должен был с мольбой призывать сербов на бой на Косово. Для этого он провел в Крушевце собор со своими воеводами и вельможами и оттуда направил общее обращение ко всем сербам. Но и на этот призыв отозвались не все. Не пришла помощь и от западных христиан.
       Сербские войска начали собираться около Крушевца и во главе с царем Лазарем и воеводами двинулись на юг в направлении Косово, а войска Мурада двигались им навстречу северней от Скопье. На помощь князю подоспели боснийский воевода Влатко Вукович и с ним бан Иваниш Хорват из Хорватии. Зять Лазаря Вук Бранкович, господарь Косова, тоже приготовил войско.

       Косовская битва
      
       В день накануне битвы князь собрал своих воинов около белой церкви Самодрежи (храм святого Иоанна Предтечи), где была отслужена Божественная литургия и патриарх Спиридон причастил все сербское войско.
       В это время Мурад со своими сыновьями Якубом и Баязидом, военачальниками и многочисленными отрядами турецких эмиров из Малой Азии уже расположился на Косовом поле между Приштиной и реками Лабой и Ситницей.

       По преданию, в ночь перед Косовской битвой ангел Господень предложил Лазарю выбор: победить турок султана Мурада, но тогда вся страна, несмотря на все усилия властителя должна будет рухнуть в бездну нечестия или проиграть сражение и погибнуть, но Сербия даже под иноземным игом отстоит Православие и пронесет свою веру через все горести и испытания. Лазарь избрал второй путь: «Как я могу выбрать земное царство, такую незначительную вещь, тленную и недолговечную, тогда как Царство Небесное сохранится в вечности?».
       Перед битвой царь Лазарь еще раз от всего сердца помолился Богу и обратился с воодушевляющей речью к своим воинам.
       15 июня 1389 года на Косовом поле объединенная сербская армия встретились с армией султана Мурада, превышающей сербское войско по численности в два раза.
       Когда разгорелся кровавый бой между христианами и магометанами, один из храбрых сербских воевод Милош Обилич сумел пробраться к шатру турецкого султана и поразить его ножом. Внезапная гибель султана Мурада внесла смятение в турецкие ряды, и сербы начали одолевать врага. Сам Лазарь геройски сражался и, как сообщает один летописец, «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним».
       Но Промысл Божий уготовал князю и его войску другой конец сражения. После гибели султана Мурада руководство турецким войском принял его сын Баязид. Сильной атакой и хитрыми маневрами ему удалось переломить ход битвы. Баязид схватил и обезглавил благородного царя Лазаря и многих его воевод.
       Согласно жизнеописанию святого, преклоняя голову под меч, князь Лазарь произнес такую молитву: «О, мой Создатель, судящий мои грехи, ведомые и неведомые! Я к Тебе взываю и прошу: прости мне, Господи, все, в чем нарушил я Твою волю, и сохрани мой народ, вернее — Твой народ».
       Видя, с каким достоинством принял смерть христолюбивый князь, Баязид позволил монахам взять тело Лазаря и предать погребению в церкви Вознесения Господня в Приштине.
      
       Спустя почти год, по совету Сербского патриарха, сыновья Лазаря Стефан и Вук вместе с клиром и народом открыли мощи святого великомученика и нашли тело его нетленным. По свидетельству Печской летописи того времени, оно источало прекрасное благоухание. Так Всемогущий Господь дал нетление телу царя Лазаря как несомненное свидетельство его мученичества за Христа, богоугодной жизни и святости. Взяв святые мощи, все отправились крестным ходом в Раваницу. По дороге процессию встретила честная вдова Лазаря княгиня Милица. Святое тело великомученика Лазаря было торжественно принесено в Раваницу в 1391 году и положено в храме Вознесения Господня.
       Вскоре благоверная супруга Лазаря княгиня Милица удалилась в монастырь, а перед смертью приняла великую схиму с именем Ефросиния. Сын великомученика, князь Стефан Лазаревич в 1403 или 1404 году пришел на Косово поле и в память о своем отце и сербских мучениках, погибших с ним, установил здесь большой каменный столб из мрамора. На нем была написана похвала, посвященная подвигу царя Лазаря и сербских воинов. Такие и подобные похвалы святому великомученику Лазарю написал не только его сын Стефан, но и другие его современники и позднейшие писатели.
      
       Весь сербский народ почитал царя Лазаря как святого Христова великомученика. Дивную похвалу написала святому князю и благодарная монахиня Ефимия, вышив ее золотыми и серебряными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами.
       Мощи святого Лазаря почивали в Раваницком Вознесенском храме вплоть до великого переселения сербов во главе с патриархом Арсением III Чарноевичем в 1690 году, когда монахи, спасаясь от турок, покинули монастырь и перенесли тело святого князя в Сент-Андрею.
       В 1697 году святые мощи были перенесены на Фрушку гору, где монахи обновили монастырь Врдник и назвали его Новой Раваницей. В Врднике тело святого великомученика Лазаря почивало вплоть до Второй мировой войны.
       14 апреля 1942 года профессор Богословского факультета Радослав Груич перенес мощи в кафедральный собор в Белграде и тем самым спас его от поругания хорватскими фашистами-усташами. Тогда же были спасены и перенесены в Белград мощи святого царя Уроша V и князя Стефана Штильяновича. Почти полвека мощи святого царя Лазаря находились в кафедральном соборе архангела Михаила в Белграде.
       В 1989 году, во время празднования 600-летия Косовской битвы, мощи святого князя Лазаря вновь были перенесены в Раваницу.

       Косовский плач супруги и сына князя Лазаря и остальных сербов не остался без утешения. «Ибо, – как сказал преподобный Иустин (Попович), – силой и благодатью Божией плач этот превратился в похвалы и богослужебные гимны и славословия святому великомученику и его Подвигоположнику Христу Богочеловеку, Победителю смерти и Воскресителю жизни».
       Особенное значение для почитания Царя Лазаря сыграли Сербские героические песни докосовского, косовского и послекосовского цикла. Они могут многое объяснить, почему Святой мученик царь Лазарь – самая значительная личность в сербской истории. Народ его запомнил как царя в своих преданиях, хотя он и не был им в действительности. Значение его личности вневременное, вечное – нам он оставил ответ на самые важные жизненные и национальные ответы.
       Значение жизненного подвига св. мч. Лазаря актуально для каждой жизненной ситуации, даже по той простой причине, что он на собственном примере показал нам, что царство земное преходяще, а Царство Небесное вечно. В момент, когда у Сербии отнято Косово и Метохия, сербы заново возвращаются к святому Лазарю – он напоминает им, что Косово и Метохия значат для сербского народа.
       Святитель Николай Сербский (Велемирович) в статье «Царев завет» (1933 г.) написал следующее: «Именно Косово сделало сербов великим народом. Оно — наша национальная Голгофа, но в то же время наше национальное воскресение, духовное и нравственное». Поражение в мире сем обернулось победой духовной.
      
       Многим русским православным людям хорошо известны знаменитые слова святителя Николая (Велимировича), «сербского Златоуста», о подвиге России и о самом царе-мученике Николае II , вступившемся за сербский народ в Первую мировую войну:
       «Еще один Лазарь и еще одно Косово!».
       Подобная оценка, безусловно, является высочайшей похвалой, какую только можно услышать из сербских уст, поскольку сербская традиция рассматривает всю сербскую историю через призму Косовской жертвы и Косовского завета.
       Интересно то, что в жизни государя был вполне реальный эпизод, связанный с именем благоверного князя Лазаря Косовского. Речь идет об удивительном даре, преподнесенном царю в день его коронования по просьбе известной сербской меценатки и благотворительницы Драгини Петрович (1831–1901): государю был передан крест самого князя Лазаря, бывший с ним во время сражения на Косовом поле.
       На протяжении нескольких веков святыня бережно хранилась в одной сербской семье, впоследствии отуреченной, а затем была выкуплена за значительную сумму госпожой Петрович. Вместе с драгоценной сердцу каждого серба священной реликвией царю вручили письмо следующего содержания:
       «Ваше Царское Величество, Всемилостивый Государь!
       С глубоким чувством преданности смиренно склоняюсь пред Величием Царя всея Руси, Защитника также и сербского народа, и, преклоняя колена у подножия Престола Вашего Величества, в день священной коронации Самодержца Царя Николая Александровича и Царицы Александры Федоровны дерзаю преподнести в дар это святое ознаменование спасения христианского.
       Ваше Императорское Величество, окажите любезность милостиво принять данный святой крест в этот великий и священный день Вашего Венчания на Царство с любовью православной сербки и от имени всех сербов, разделяющих мою преданность и любовь к России. Сей крест – расцветшее древо – был обнаружен на поле Косовском, где погиб сербский царь, великомученик князь Лазарь, защищая православную веру, свой народ и державу от агарян. Уповаем, что Вездесущий Господь наш Иисус Христос, Который знает верных своих и Который воздвиг Россию защищать и оберегать святую веру православную и Божию Церковь, сохранит все Православие.
       Да воссияет сербам Солнце Правды, благодаря помощи и участию Русского Монарха – Первого Славянина. На коленях припадаю у престола Вашего Царского Величества, даруя это святое знамение из великой любви к Царю Всея Руси, защитнице также и сербского народа.
       Май 1896 г., Белград. Вашему Царскому Величеству наипокорнейше Драгиня Петрович».

       Письмо продиктовано самыми глубокими и искренними чувствами к сакральной фигуре русского царя как Божия Помазанника, исконного защитника Православия и единоверных славянских народов, на помощь которых в свою очередь всегда уповали русские государи, стремившиеся к восстановлению исторической справедливости и правды Божией в отношении Царьграда и Святой Софии.
       Вместе с тем подобный дар как зримое воплощение знаменитого девиза Косовских витязей, полагавших свою жизнь «За Крест честной и золотую свободу!», есть выявление своего рода доминанты сербской истории и потому служит знаком высочайшего доверия, какое только может быть оказано со стороны сербов.
       Показательно, что святитель Николай (Велимирович), описывая духовную программу истории своего народа последних восьми веков, определяет ее как «безпримерную эпопею кристаллизации личного и национального характера, эпопею труда, борьбы, страдания и славы. Все – под знаком креста и свободы <…>. 
       Под знаком креста означает зависимость от Бога, под знаком свободы означает независимость от людей. А еще под знаком креста значит идти за Христом и сражаться за Христа, а под знаком свободы значит освобождаться от страстей и всякой нравственной гнили. Мы не говорим: просто крест и свобода, но – честной крест и золотая свобода».

       Святой мученик Царь Лазарь, его житие и дела могут быть значимыми и для остальных православных народов в эру глобализации. Почему? Просто потому, что все православные земли пребывают в той же опасности, а опасность велика, ввиду того, что, стремясь к материальным благам Европы, мы можем потерять нашу православную духовность. Потеряем ли мы православную духовность из-за европейского материализма, тогда станет ясно, что мы приняли царство земное, преходящее, а потеряли Царство Вечное на небесах. Да поможет нам Бог не повторить судьбу Византии.

       Тропарь благоверному князю Сербскому Лазарю, глас 3:
       Красоту возжелев славы Божия, в земней Тому благоугодил еси и, порученный ти талант добре возделав, усугубил еси, о немже и подвизався до крове. Отонудуже и мзду болезней твоих, яко мученик, приял еси от Христа Бога: Егоже моли спастися поющим тя, Лазаре.

       Кондак, глас 8:
       Возбранника благочестия всеизрядна и мученика о истине непостыдна, честне и по долгу восхваляет тя стадо твое, Богомудре, но яко имея дерзновение ко Христу Богу, тебе славящим смирение испроси, да зовем ти: радуйся, Лазаре приснопамятне.

       Величание
       Величаем тя, святый благоверный княже Лазаре, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

       СВЯТЫЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЖЕ ЛАЗАРЕ, МОЛИ БОГА О НАС.



Источник:
https://www.serbskoeslovo.ru/svyatoi-
velikomuchenik-lazar-_-car-serbskii/
http://www.segodnia.ru/content/176277


Рецензии