Возвращение 10. Поиски духа

Зажав в кулаке красную ленточку, судор Ельне, Катя металась по поляне. Она в пятый раз обследовала чум  Антона, перевернула кучу меховых подстилок,  заглянула в каждый ларь.  Ельне нигде не было. Надежда, что девочка устала от взрослых разговоров и ушла играть в чум, таяла с каждой секундой.
–Девочка моя, бедная…., –причитала Катя. – Ну, где ты? Где?

Гоша тщательно проверил окружавшие поляну кусты, сбегал к месту общего собрания и пересчитал злых духов.

–Нигде нет? – дрожащим голосом спросила его Катя. – Это духи, да? Это они ее похитили?
Гоша подошел к ней, обнял, прошептал, уткнувшись в Катины волосы.
–Нет, родная моя, они тут не при чем. Сидят тихо, все на месте. И Парнане тоже там.

Катя смотрела на застывший мир, слезы ручьями текли по бледным от страха щекам.
–Гоша, что я за человек? Девочку не уберегла, потеряла…. Где она, одна? Ей страшно…
–Нет, Катюша, Ельне не страшно, она смелая.
–Просто маленькая еще, думает,  весь мир принадлежит ей и создан для игры. А мир… духи злые…  Это из-за меня…

Гоша, не выносивший слез Кати, буквально терявший рассудок от их вида, неожиданно резко отодвинулся, обхватил мокрое лицо девушки ладонями, строго посмотрел в серые глаза.
–Не смей так думать! Ты ни в чем не виновата! Лучше вспомни, о чем Ельне говорила с Ид ервом? Я видел, но не слышал.
–С хозяином воды? При чем тут он? Он не мог ее похитить.
–Катя, вспоминай, – настойчиво повторил Гоша. – Не зацикливайся на мысли о похищении. Ельне девочка самостоятельная, могла сама уйти.

Катя, верившая Гоше безоговорочно, наморщила лоб, пытаясь вспомнить. Вроде и недавно было, но потом случилось много всего…
–Она его спросила, почему дух озера не принял жертву.
Гоша с облегчением вздохнул.
–Понятно. Смотри, Кать, как интересно получается.
–А почему мне непонятно, я тупая да?
 Гоша, улыбаясь,  вытирал ладонями Катины слезы.
–И когда ты уже избавишься от страха, что у тебя что-то не получится?
–А ты не боишься за маленькую девочку? – удивилась черствости своего жениха Катерина.
 Гоша тяжело вздохнул.
–Боюсь, конечно. Но все дело в пропорции. В то, что с ней, с нами, с миром все будет хорошо, верю больше. 
Гоша сходил в чум, принес ковшик воды, протянул Кате.
–С благодарностью Ид ерву, пей и пошли.
–Куда?
–К озеру. Ельне там.
Катя чуть не захлебнулась от удивления.
–А где оно, это озеро?
–Я не знаю, – видя, что девушка больше не плачет,  весело ответил Гоша. – Зато я знаю, что если мы пойдем, то обязательно придем к нему. Главное идти! Быстро!

Быстро идти получалось плохо. Катя дважды споткнулась о тяжелые тела песцов, трижды чуть не наступила на толстых грызунов, и едва не раздавила большого жука. Гошка был ловчее, но и ему не очень везло: врезался плечом  в длинный, острый клюв крачки черноголовки. На рубашке расплылось красное пятно.
Катя ахнула, сорвала какой-то листок, помяла его в ладонях.
–На, приложи к ране.
–Ничего страшного, просто укололся, – успокоил ее парень, послушно прикладывая подорожник к ранке. – Это знак, что надо идти медленнее и осторожнее.
–Медленней пойдем, быстрее придем, – согласилась Катя. – У меня уже все прыгает перед глазами.  И сердце заходится, то от нежности, все таки я очень люблю эту живность, то от страха, за Ельне.
–Будешь смеяться, у меня тоже.
–Не буду. Как можно их не любить? – восхищенно разглядывая  застывшего поперек тропинки песца. –Такой красивый, лаконичный, правильный… Все вокруг – волшебное такое. Представляешь, они тут жили  своей полной жизнью, в своем мире. Независимо от нас.

Катя вдруг остановилась.
–Слушай, ты не рассказал, что "интересно получилось"?

Гоша обернулся, удивленно посмотрел на Катю.
–Я говорила, что Ельне спросила Ид ерва…
–А, – вспомнил Гоша. – Я понял, что девочка пошла к озеру. Интересно то, что ее больше волновало, почему дух не принял жертву, чем то, что родители спят, или что мир остановился. Удивительный ребенок, сердцем понимает, в чем причина всех бед.
–Но Ид ерв сказал, что дух озера умер, – огорченно сказала Катя. – Его больше нет. Зачем она пошла к озеру?
–Затем, что она не верит в смерть. Она же ребенок, у них все понарошку.

Катя снова чуть не расплакалась. Она шла, переступая через зверьков, обходя птиц и бабочек и с тревогой думала, что будет с Ельне, когда она поймет, что мир не такой добрый, что смерть – это навсегда? Выдержит ли ее сердечко? Не сломает ли это девочку?
–Вон она, видишь? – воскликнул Гоша.

Ельне лежала на животе, на обрывистом берегу озера. Буквально нависнув над водой. Одной рукой она держалась за ветку кустарника, другой гладила воду, что-то приговаривая.
 
–Что она делает? – удивилась Катя.
–Разговаривает с водой, вернее с хехе, духом воды, – торжественно,  словно присутствовал при происходящем чуде, ответил Гоша. – Давай подойдем ближе, только так, чтобы она нас не видела.

Ельне действительно разговаривала с водой.
–Смотри хехе, солнышко отражается в твоей синей воде, смотри, как красиво. Возьми  глазки, посмотри на меня, я так тебя люблю. Каждой утро я прибегала к тебе, любовалась водой. Отец не разрешал здесь ловить рыбу. Я не ловила. У меня даже удочки нет.

Ельне гладила воду ладошкой, осторожно и нежно.
–Хехе, ты помнишь, я прибегала к тебе вечером, когда солнце становилось красным и красивыми полосками плескалось в воде. Совсем как полоски на моей паничке. Мне ее мама сшила, а теперь она спит. Ира говорит, что мама скоро умрет. Потому что человек не может долго без воды и еды. Я тоже умру, без них и без тебя.

Ельне зачерпнула ладошкой воду, поднесла к лицу.
–Я тебя очень люблю. И мама, и папа, и все тебя любят. Все говорят, что у тебя самая вкусная водичка. Это правда.  Ну, где ты, хехе?

Ельне опустила лицо в воду. Она долго, пока хватило дыхания, рассматривала  застывших не глубине рыб, траву на дне.

–Я даже не знаю, как ты выглядишь, хехе, на кого похож? –жалобно сказала девочка.
И было непонятно, то ли слезы текут по щекам, то ли это вода стекает с мокрых волос. Катя, глядя на Ельне едва сдерживала слезы.   
–Я думаю, ты похож на Ходако,  – словно рассказывала великую тайну, шептала  девочка. – Я сегодня ее видела. Хорошая такая. Я, когда вырасту, буду на нее похожа и буду с тобой дружить. Ты будешь со мной дружить? Ответь мне, хехе пожалуйста… Со мной хорошо дружить, вот увидишь. Хочешь я тебе спою про суляко или про колокольчик?
 
Наклонившись к самой воде Ельне тихо запела.
– Сенгакоця  тайнанов,
Сенгакоця мунонов
Нацян тэвравы,
Нацян тэмдавы…
У меня тоже был колокольчик на рукаве, он звенел, и мама знала, где я. Хехе, посмотри, сейчас цветут колокольчики, красивые, как твоя вода.

Вдруг девочка в красной паничке радостно  улыбнулась озеру, словно придумала новую игру.
–Хочешь посмотреть на мир моими глазами? Ты все увидишь, и снова станешь живым…

Прежде чем Катя с Гошей поняли, что произойдет, Ельне подтянулась к воде и головой вниз упала на глубину.

Когда они прибежали,  Ельне, раскинув руки, лежала на дне. Ее глаза, через толщу воды  смотрели в небо. У виска девочки сверкала какая-то искра, становясь больше и больше. Гошка разбежался, чтобы нырнуть в озеро.

И тут искра превратилась в шар. Он пульсировал нежным светом и выталкивал Ельне из воды.  Гоша подхватил на руки чуть живую девочку, вынес на берег.
 
–Елочка моя, солнышко, – теребила ребенка Катя,  прижимая к груди, гладя по мокрым волосам.  – Ты что придумала такое…

Ельне открыла глаза, увидела испуганное лицо Кати  и вдруг улыбнулась так радостно, что девушке показалось, солнце засветило ярче, птицы запели звонче, ветер стал веселее.
–Ка-т-я! – восхищенно произнесла Ельне. – Я его видела! Хехе сказал, что любит меня! Представляешь?

Катя прижала девочку к себе и удивленно посмотрела на Гошу.
Тот восторженно вертел головой, словно впервые увидел тундру.
–Мир вернулся, – ошеломленно прошептал он, словно к нему, глухому и слепому вернулись все пять чувств. А может шесть, восемь, двадцать…  – Мне кажется, что я могу летать, как Юрка, как Харна, – и  засмеялся от счастья.

Воздух звенел радостью полета стрекоз и бабочек. Щебетанье птиц сменялось трелями, и складывалось в торжественный гимн. Трава шуршала и перекатывалась волнами в такт птичьему хору. Ветер наполнял жизнь тундры силой, помогая птицам взлетать выше, кружа кустарники багульника  и щедро одаривая всех вкуснейшим  медовым ароматом.

–Я и забыла, какой он красивый, наш мир, – изумленно сказала Катя. Малышка на ее коленях засмеялась, запрокинув голову. – И добрый.
–И звонкий! И ласковый! И вкусный! – хлопая ладошками, восклицала Ельне.

–За такой мир можно все отдать… – раздался глубокий голос позади ребят.

Катя вздрогнула, прижала руки  к лицу, вздохнула глубоко-глубоко и, наконец, обернулась.
–Я ждала тебя! Так ждала, боялась за тебя.

Огромный белоснежный олень с высоко поднятой головой, которую украшали семь веток рогов,  шел  медленно и величаво. Высокая  трава  стелилась перед ним ковром.

От волнения у Кати не слушались ноги. Она встала и медленно пошла навстречу повелителю оленьих стад.

–Ань торова, Пыялета, – сказала она, обнимая старого друга.  – Ты был занят? –Охранял стада, спорил с Я Небя. Представляешь, она решила не идти на собрание, знала, что земля никогда не будет под властью Нга.
–Но ты ее уговорил?
–Конечно. Иногда и духам и людям полезно вернуться к началу, расставить все точки, и заново определить границы.
–А разве между миром и сказкой есть граница? –  спросила Ельне. 

Пыялета наклонил к ней голову.
–Для кого-то есть, для кого-то нет. Все зависит от человека. Если он верит в чудо и волшебство, это будет в его жизни.
–Я верю, дедушка Пыялета.

Пыялета смотрел на нее с  гордостью.
–Катюша, ты не против, если мы с Елочкой немножко полетаем?
–Я буду счастлива, Пыялета. Только один вопрос: Это Я Небя вернула мир или Ельне?
–В этом приключении были еще герои: ты, Гоша, Юра, Ира… а еще Антон и Харна, и даже Парнане.
–Какой из меня герой?

Повелитель оленьих стад, склонил голову перед девушкой, словно хотел поделиться тайной.

–Нужно особое мужество верить, поддерживать друзей, признать ошибки, взять ответственность за ребенка. И любить, несмотря ни на что. Я Небя все знала, она же Мать земля.

Гоша подхватил девочку, усадил на спину оленя. Пыялета стукнул копытом, вскинул семь веток рогов и полетел, высоко-высоко, выше облаков.
 
Катя с Гошей стояли обнявшись, смотрели, как летит волшебный олень, слышали, как смеется от счастья маленькая девочка Ельне. Гошкины волосы щекотали Катину щеку.
–Знаешь, тебе надо подстричься, – сказала она, открывая глаза.

Они лежали на пригорке и смотрели  на облака.

–Я что, спала? – удивилась Катя. – Я  помню, что мы пошли погулять…
–Мы сбежали, – засмеялся Гошка. – От предсвадебной суеты.
–Гуляли, устали, лежали, смотрели на облака, и  я уснула…
–Да так сладко, что всю руку мне отлежала, – ответил Гошка.
–Ты мог меня разбудить…
–Не мог, я сам спал. Мне снился такой волшебный сон…
–Мне тоже, чудесный. О том, что наступает время перемен.

Гошка перевернулся на бок, чтобы удобней было смотреть на улыбающуюся Катю.

–Ты о нашей семейной жизни? После свадьбы все меняется, ты это знала.
–О да, я это знала! – засмеялась Катя. – Я не знала главного!

Гоша удивленно смотрел на невесту.

–Что надо сделать, чтобы последствия перемен были счастливыми.
–Спорим, тебе снился Пыялета? И он сказал...

–Гошка! Я конечно схожу с ума от счастья, но не настолько же, чтобы спорить с тобой о снах. Еще со школы они у нас общие.
–Но восприятие-то разное! Так что сказал повелитель?
–Что иногда необходимо возвращаться к началу. Кстати о возвращении, вставай, нам пора  домой. Еще столько дел перед свадьбой… давай, вставай…
Гошка нехотя поднялся на ноги, легко поднял Катю.
–Ух ты, как хорошо дышится, – раскинув руки радовалась она.

Гоша наклонился за рюкзаком. В траве мелькнуло что-то яркое.
–Откуда это у тебя? – недоуменно спросил Гоша, поднимая запутавшуюся в траве  красную ленточку. – Это же судор Ельне…

Катя вздрогнула, окинула взглядом привычный мир тундры, растерянно посмотрела Гоше в глаза.
–Ты уверен,  что мы проснулись?



Москва 2018.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.