Освободитель часть 2 глава 15
7 марта с утра в Петербурге большое движение. Планировался перенос тела покойного Государя из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость.
- Везде столько полиции, столько войск, что через них трудно что-либо видеть… - подумал полковник Дворжицкий, когда на правах придворного прибыл во дворец для участия в траурной церемонии.
Он переговорил с высшими чинами правоохранительных органов империи, которые сообщили:
- Меры предосторожности необходимы! Тревожные телеграммы, полученные из Берлина конфиденциально сообщают, что у дерзких врагов ужасные замыслы, что они ищут случай произвести беспорядок.
Траурную процессию возглавлял новый император Александр III. Чуть позади него шла венчанная, вторая супруга светлейшая княгиня Екатерина Юрьевская, в девичестве Долгорукова.
- Видно, что она искренне переживает смерть любимого мужа… - присмотрелся Андриан Иванович. - Бедняжка, в один миг потеряла всё!
Гроб с телом впереди и участники похорон перешли через Неву, попали в крепость и столпились перед Петропавловским собором, где была похоронена императорская фамилия.
- Теперь здесь будет лежать наш благодетель… - не смог сдержать слёз следователь.
Он не смог попасть вовнутрь собора. Провожающих в последний путь было слишком много. Полицмейстер видел гробницы императоров покрытые чёрными бархатными чехлами с инициалами усопших. Лампады теплились у икон, на стенах знамёна, взятые в сражениях.
- Есть здесь и турецкие знамёна… - подумал он. - Добытые в последнюю войну с Турцией.
Дворжицкий вышел из собора, не в силах переносить тяжесть последних минут прощание перед заключения тела в мраморный саркофаг. Он встал сбоку от входа и после окончания панихиды стал невольным свидетелем разговора нового царя и его ближайшего советника Победоносцева. Он после слов соболезнования сказал:
- Ваше Величество! Один есть верный путь, встать на ноги и начать самую святую борьбу, какая бывала в России. Весь народ ждёт Вашего властного решения. Народ возбуждён, озлоблен, если продлится неизвестность, можно ожидать бунтов и кровавой расправы. Последняя история с подкопом приводит в ярость народное чувство. Не усмотрели, ходили осматривать, не нашли ничего. Народ видит здесь измену. И ни за что не поймут, чтоб можно было теперь оставить прежних людей на местах. Простите мне мою правду. Не оставляйте Лорис-Меликова. Я не верю ему. Он фокусник и может играть в двойную игру. Если Вы отдадите себя в руки ему, он приведёт Вас и Россию к погибели!
Екатерина
В осенний день 1864 года в Смольном состоялся приём августейших особ. Император Александр II приехал посмотреть на работу лучшего учебного заведения для девушек в России. К государю в числе прочих учениц подошла миниатюрная девушка с копной каштановых волос и взглянула на него огромными тёмными глазами. Последовали реверанс, и приветствие дрожащим голосом по-французски.
- Милое дитя! - остановил её Александр II. - Как тебя зовут?
- Екатерина Долгорукова! - ответила красавица.
- Мы встречаться раньше? - спросил царь.
- Это случилось пять лет назад, - напомнила она. - В Полтаве.
- Точно! - воскликнул император. - Я прибыл туда для празднования славного юбилея. Сто пятьдесят лет назад мой прапрадед Пётр Великий разбил там армию знаменитого полководца, шведского короля Карла XII...
Екатерина по этикету отошла от него, пятясь, уступая место следующим воспитанницам. Он больше ни с кем не заговорил и вскоре уехал. Всю дорогу к Зимнему дворцу он вспоминал обстоятельства встречи с юной красоткой:
- Поездка была запоминающаяся!
Царь остановился в поместье отставного гвардейского капитана князя Михаила Долгорукого, из фамилии, происходившей от самого Рюрика.
- В их роду был даже святой - князь Михаил Черниговский! - напомнили ему. - Легендарный воин, бывший в XIII веке великим князем Киевским.
- Он был замучен татарами в Золотой Орде, - уточнил государь.
Долгорукие причисляли к роду основателя Москвы князя Юрия. Князь Михаил был удачно женат на богатейшей малороссийской помещице.
- В его доме Вам будет удобно! - заверили императора придворные.
Вечером случилось театральное представление. Князь увлекался театром, распространённым развлечений дворянского общества со второй половины XVIII столетия. Начавшись как забава, увлечение театральными представлениями приобрело у него характер настоящей страсти.
- Театр, конечно, хорош, - однажды решил Долгорукий, - но престижнее всего иметь именно собственный театр, своих актёров.
Его повара, лакеи, конюхи делались музыкантами, а горничные и служанки актрисами. Домашний театр служил развлечению хозяина. Кто-то искал почёта, другой хотел поразить гостей богатыми декорациями, некоторые удовлетворяли стремление к литературной славе.
- Иные попросту дурили на забаву себе и остальным! - шутили зрители.
Князь Михаил продавал билеты на представления, ведя отчётность доходов в кассу. Местные шутники расплачивались с ним, сидевшим на месте билетёра в парадном мундире, медной мелочью. Но скупой вельможа не ленился пересчитывать гроши, на что уходило до получаса времени.
- При этом только на костюмы для постановки «Калиф Багдадский» им было истрачено около тридцати тысяч рублей… - удивлялись дворяне.
В честь приезда императора пригласили выступить знаменитого танцовщика из столицы. Он был жутко близоруким. Вышла звезда балетных подмостков перед основным спектаклем, начала крутить фуэте.
- Один виток, второй... - считали восхищённые зрители.
Танцовщики при исполнении па, как правило, старались при каждом обороте отмечать точку в зале или на декорациях:
- Чтобы голова не кружилась и ориентацию в пространстве не потерять.
Крутил балерун фуэте, сбился на секунду и опять продолжил крутиться. На последнем витке плавно перешёл в позу умирающего лебедя, став на одно колено и вытянув вперёд над головой руки.
- Всё бы ничего, - опешил князь, - но оказался он задом к переполненному залу, а лицом, соответственно, к заднику на сцене.
В зале стояла тишина, балерун поднял голову, увидел перед собой задник, который напоминал занавес изнутри и во весь голос изрёк:
- Вот, ****и! Занавес опустили!
С видом оскорблённой невинности покинул сцену, забыв дотанцевать спектакль. Чтобы сгладить неловкость Долгоруков приказал без паузы начать следующее представление. Он ставил спектакли исключительно по пьесам собственного сочинения и сам принимал в них участие.
- Одной из любимых его ролей, - шепнули императору, - и, как говорят, отлично ему удававшейся, была роль львицы на четвереньках…
В спектакле «Воевода» был момент, когда главный герой стрелял вверх, оттуда падала птица, пронзённая стрелой. Птицу должен был сбросить старичок, который сидел над сценой. Но было жарко, дедушка уснул. Герой достал стрелу и выстрелил ввысь. Ничего не произошло, птица не упала.
- Мимо! - воевода вторую стрелу и выпустил её ввысь.
Опять ничего не упало. Тогда он достал третью стрелу, долго-долго целился, выстрелил и сверху, слетев с ноги деда, упал лапоть.
- Попал! - весело оценил Александр II.
Объявили антракт, пока высокие гости закусывали, князь разбирался с нерадивыми артистами. На стене персональной ложи эксцентричного князя висели плети. Во время представления он записал оплошности, допущенные исполнителями, и отправился за кулисы, прихватив одну из плёток.
- Опозорили меня перед государем! - крикнул Михаил.
Князь был изобретателен в мерах физического воздействия на артистов. Их секли розгами, пороли плетьми или сажали на стул с железной цепью, и на шею одевали ошейник, принуждая сидеть без пищи и сна.
- Плохо! - господину не понравилась игра главной героини. - После представления ступай на конюшню за заслуженной наградой.
Актриса приняла гордый вид, необходимый по роли, и продолжила игру во втором отделении. Царь на него не вернулся. Долгоруков после спектакля прошёл за кулисы и сделал ей замечание отеческим тоном:
- Ты не выдержала роль! Графиня должна держать себя с достоинством.
На следующий день император участвовал в торжествах посвящённых победе в полтавской битве. После великолепного обеда он отправился погулять в одиночестве по огромному парку. Навстречу шла кукла с милым личиком. Из розового капора вываливалась тяжёлая каштановая коса.
- Кто вы, дитя моё? - спросил царь
Прелестная девочка ответила важно:
- Я Екатерина Михайловна Долгорукова.
- А что ты здесь делаешь?
- Ищу императора, - сказала двенадцатилетняя девочка.
- Ты его нашла! - улыбнулся Александр II.
Они погуляли по парку, мило беседуя. Вскоре после отъезда царя князь Михаил разругался с супругой и переехал в Москву. Там он занимался театром, с каждым годом относясь к подневольным артистам всё строже.
- Как шарманщики палками и хлыстами заставляют плясать собак, так и помещик розгами заставляет смеяться и плясать людей… - знали его зрители.
Человек европейской образованности, в частной жизни князь обладал привычками азиатского деспота. Крепостные актрисы были любовницами господина. Это был гарем, предмет явной гордости владельца. Актрисами добродушный хозяин «угощал» друзей.
- В доме, где устроен домашний театр, нередко спектакль заканчивается пиром, а пир оргией! - сплетничали обыватели.
В особняке он держал группу личных танцовщиц, пятнадцать красивых девушек, отобранных из числа актрис домашнего театра, уроки которым давал за огромные деньги знаменитый танцмейстер Иогель.
- Готовили этих невольниц в княжеском особняке для целей, далеких от чистого искусства… - догадывался он.
Великим постом, когда прекращались представления на императорских театрах, Долгоруков приглашал закадычных приятелей на представление крепостного кордебалета. По его приказу юных девушек вырывали из семей, живущих религиозными представлениями, и насильно учили пороку.
- Какие физические и духовные мучения вытерпели эти несчастные Ариши и Фени, прежде чем научиться со смехом обнажаться перед взорами похотливых вельмож? - судачили в обществе. - Могли бы какие-нибудь иноземные завоеватели причинить большее унижение народу, его традициям, чести и достоинству, чем эти «природные» господа?
Вскоре князь умер. Министр двора, старый Адлерберг передал императору письмо от его жены, которая просила о помощи.
- Князь Михаил умудрился промотать одно из крупных состояний. Семью оставил без гроша, - произнёс государь, прочитав его. - Но зато сумел передать детям весьма важное наследство - красоту...
Четверо красавцев сыновей и две красавицы-дочери оказались без средств. Александр II стал их опекуном. Заложенное и перезаложенное имение, где он встретил Екатерину, перешло под императорскую опеку.
- Он оплатил расходы по воспитанию детей, - оценила мать.
Мальчиков определили в престижнейший Пажеский корпус и в военные училища, Екатерину и сестру в Смольный институт благородных девиц.
- Их мать, княгиня Вера, переехала в Петербург и на оставшиеся скудные средства сняла жалкую квартиру, - доложили императору.
В ходе реформ значительно расширили сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные училища, в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук.
- Смольный институт благородных девиц является подобием монастыря, где воспитывают будущих жён русских аристократов... - понимала Катя. - Избыток образования, естественные науки, считается здесь опасным.
Музыка, рукоделие, домашнее хозяйство, танцы, изящные манеры, хоровое пение, кулинария, вот чему серьёзно обучали в институте. Выстроив классы в зале, часами обучали придворным церемониалам:
- При целовании руки императора нужно сделать глубокий поклон и, став на одно колено, приложиться отчётливым поцелуем к руке императора. Затем надлежит подойти к императрице. Удаляться нужно пятясь задом.
После их встречи император не смог забыть Катю и предпринял нужные шаги. В дело вступила родственница, госпожа Варя Шебеко. Она появилась в нищей квартирке княгини-матери, рассказала ей о подарке судьбы. В безнадёжной семейной денежной ситуации Катя могла обеспечить семью.
- А главное, устроить свою жизнь... - уверяла она.
В Петербурге на красоте не женились, только на деньгах. Поэтому, заканчивая Смольный, бедные воспитанницы, как правило, становились воспитательницами в институте. Часто навсегда оставаясь старыми девами.
- Катя очень хороша, но, сколько юных красавиц мечтает занять место в сердце государя! - понимала мать. - Надо спешить.
Приятнейшая госпожа Шебеко стала другом семьи. Катенька была странно непонятлива. Хотя ей явно нравился государь. Она была счастлива, когда он навестил её во время болезни в больнице Смольного института.
- Государь, естественно, приезжал инкогнито, - рассказала она матери, - и больница в тот день была поистине на военном положении.
К полному изумлению Шебеко, император вместо того, чтобы устать от непонятливой девушки, привязывался к ней всё больше.
- Он гуляет с ней в Летнем саду! - изумлялись все вокруг.
Смольный институт был разбужен реформами Александра II, как и вся страна. Ветер перемен ворвался в самый консервативный институт России. Туда пришёл знаменитый педагог Ушинский и реформировал его.
- При Ушинском начали преподавать литературу и математику, - делилась она новостями с монархом, - всерьёз давать образование.
Произведения знаменитых писателей, герои романов всё, что прежде запрещалось в стенах института, теперь обсуждались. Эта красотка открыла государю неведомый ему мир, который он сам породил.
- Это мир новой России... - рассказывала девушка во время прогулок.
Прогулки теперь происходили на Крестовском острове. Затем карета императора отвозила её домой. Прохожие видели счастливые лица семнадцатилетней девушки и постаревшего царя.
продолжение http://www.proza.ru/2018/07/01/720
Свидетельство о публикации №218062700377
На памяти местная история. Жили два брата, молодые здоровые парни. С избытка сил над разумом бывало боролись между собой где попало. И как-то раз один уронил другого спиной на дверной порог. Быстро со временем развилась шишка. Удаляли, лечили. Года два-три протянул, и умер. Осталась от него жена с дочкой. Спилась жена, умерла от наследственной сердечной болезни. Что стало с дочкой - не знаю.
Владимир Прозоров 30.06.2018 19:14 Заявить о нарушении
Владимир Шатов 30.06.2018 19:23 Заявить о нарушении