Освободитель часть 2 глава 15

Трагедия
Император Александр II и императрица боготворили наследника престола. Их старший сын Никс - красавец, необычайно одарённый, истинный европеец по убеждениям, должен был продолжить реформы отца.
- Надежда России! - восхищались им придворные. - Невероятно блестящий молодой человек.
Высокого роста, широкоплечий, с гибким станом кавказского джигита. Замечательно правильные черты лица, высокий гладкий лоб, тонкие губы и энергичный подбородок - вся его наружность дышала силой, здоровьем, умом, сверкающим в его глазах, то весёлых, то задумчивых. 
- Какой гибкий и тонкий ум, пылко откликающийся на всё новое! - эпитеты его учителей всегда были восторженными.
Наследника обожали все, но особенно преданно его любил младший неуклюжий брат Саша. Он был следующим по старшинству претендентом в наследовании русского престола. Но зная о детском соперничестве между своим супругом Александром и великим князем Константином, императрица не дала Саше того воспитания, которое получил Никс.
- Верх совершенства! - называл цесаревича дядя Константин Николаевич. - Другого наследника России не надо!
Саша на балах никогда не танцевал, так как стеснялся своего неуклюжего вида. Спасался в углу среди стариков и оттуда влюблённо смотрел, как великолепно танцевал старший брат и без зависти думал:
- Как он красив и элегантен!
Саша обладал нечеловеческой силой. Мальчиком брал подкову и, смеясь, гнул её. Затем смотрел на Никса, ища одобрения. В 1865 году в жизни императора произошла великая трагедия, которая стала бедой для страны. Во дворце гостил старший сын сестры Маши, молодой герцог Николай Лейхтенбергский. Никс увлекался гимнастикой и борьбой.
- Давай поборемся! - Никс предложил ему схватку.
Во время борьбы Никс больно ударился об угол мраморного стола, что если бы его не поддержали, то он упал бы на пол.
- Удар пришёлся прямо в позвоночник… - понял он по резкой боли.
Паткуль бывший дежурным в Зимнем дворце, вошёл в зал, где они тренировались. Увидев наследника бледным и не имеющим силы даже подняться с места, он побежал на кухню и принёс стакан воды.
- Что случилось? - он расспросил, в чём дело, и, узнав от великого князя Александра Александровича все подробности, сказал графу Строганову, наставнику цесаревича: - Следует немедленно послать за доктором, на такой серьёзный ушиб спинного хребта, надо обратить внимание...
- Ерунда! - бравируя, отмахнулся наследник. 
Вскоре приехала невеста Никса, датская принцесса. Миниатюрная, очаровательная Дагмара была влюблена в жениха. Она прекрасно держалась в седле, и в Петергофе устроили лисью охоту на лошадях.
- Догоняйте! - Никс вскочил на лошадь, но скривился от боли.
Отец спросил его, в чём дело. Вместо ответа наследник пришпорил лошадь и, вскрикнув от боли, чуть ни свалился с коня. Однако к этому отнеслись несерьёзно, но цесаревич начал меняться на глазах.
- Сильно похудел, горбился при ходьбе… - отец не понимал причин, сердился, выговаривал ему за то, что тот ходит стариком.
Никс старался преодолевать боль и губил себя.
- Это пройдёт!
Вскоре его обследовали врачи. После чего лейб-медик Боткин пришёл в кабинет государя и рассказал диагноз. Император вышел из кабинета бледным и сообщил его матери:
- От удара у сына развилась неизлечимая болезнь - костный туберкулез. 
Никса отправили лечиться в Ниццу. Ему становилось всё хуже, и Саша попросился поехать к нему:
- Хочу быть с братом!
В апреле царь получил страшную телеграмму. К туберкулезу добавилось заболевание мозга. Дни наследника были сочтены, он был приговорён.
- Спешите... - сообщили в Дании, и невеста с матерью выехали в Ниццу.
Александр II со всей семьей отправился в путь, чтобы в последний раз повидать сына. Перед отъездом состоялся молебствие в Казанском соборе. Всей семьей молились у святых икон. В Берлине их встретил король Вильгельм, дядя наследника. Оба монарха молча обнялись.
- Мужайся! - сказал Вильгельм при прощании.
В прусской столице к императорскому поезду подцепили вагон с Дагмарой и матерью. Обе плакали. В Париже поезд встретил император Наполеон III. Царь был благодарен ему за скорбь на лице и пообещал:
- Я этого никогда не забуду!
С небывалой скоростью, всего за три дня и три ночи они достигли Ниццы. Недаром Александр II особое внимание уделял железнодорожному строительству. Сеть железных дорог в стране стремительно росла, что стимулировало собственное паровозо и вагоностроение.
- Однако развитие железных дорог сопровождается множеством злоупотреблений и ухудшением финансового положения государства, - даже при дворе не все были довольны техническим прогрессом.
Государство гарантировало создаваемым частным железнодорожным компаниям полное возмещение их расходов и поддержание за счёт субсидий гарантированной нормы прибыли. Для покрытия возросших расходов бюджета государство впервые начало активно прибегать к внешним займам.
- При Николае Павловиче их не было... - осуждали царя аристократы.
Вплоть до 1858 года поддерживался твёрдый курс рубля к золоту, следуя принципам денежной политики, проводившейся в царствование Николая I. Но начиная со следующего года, в обращение были введены кредитные деньги, не имевшие твёрдого курса к золоту.
- Бумажки! - презрительно кривились дворяне.
Императору было наплевать на разговоры, главное, что они быстро добрались до больного сына. Так быстро из Петербурга никто не ездил. На перроне их встречало множество русских с заплаканными лицами.
- Все так любят Никса, - нежно подумал отец.
Его сын и наследник престола умирал на вилле Бермон. Вошли к нему всей семьёй. Никс лежал с весёлой улыбкой на восковом исхудавшем лице. У кровати стояли Дагмара с матерью, и над маленькими датчанками возвышался гигант Саша. Императрица бросилась к сыну со словами:
- Мальчик мой!
Никс всех перецеловал. Он был в памяти, но ночью в бреду обращался к депутациям с речами, командовал полками и объяснял заслуги отца. Ближе к утру наследник цитировал латинские изречения, затем говорил о нуждах угнетённых турками славян:
- Они ждут от нас освобождения!
На исповеди умирающий признался священнику:
- Я чувствую за собой свой главный грех - недостаток терпения и грешное желание поскорей умереть.
Потом снова вошли семья и Дагмара. Никс сказал отцу шутливо:
- Не правда ли, папа, она у меня милашка?
Так он хотел хоть немного всех развеселить. Наступило 12 апреля. Царь с семьёй жили через улицу на вилле Verdie, которую купили к их приезду. В шесть часов утра всех разбудил прибежавший воспитатель со словами:
- Кончается!
Никса рвало от мускуса. Дагмара, стоя на коленях, вытирала ему подбородок. Он держал её руку, потом попросил:
- Папа, берегите Сашу, это такой честный, такой хороший человек.
Часу в третьем он поднял правую руку и, поймав голову Саши, левой искал как, будто голову принцессы Дагмары. Язык у него стал слабеть, и скоро он произнёс последнюю фразу. Взяв за руку императрицу и указывая на неё врачу Гартману, сказал по-французски:
- Позаботьтесь... о ней хорошенько.
После похорон император объявил семье:
- Смерть есть таинство, никто из смертных не разгадал её. Как же располагать тем, чего мы не знаем? Может быть, смерть есть величайшее благо, а мы в святотатственной слепоте ругаем сею святынею! Может быть, сие таинство есть звено цепи нам неприступной и незримой, и что мы, расторгая его, потрясаем всю цепь и расстраиваем весь порядок мира. 
Наследником престола стал Саша. Воспитатели были в печали. Они знали истинные способности своего подопечного. Великая княгиня Елена Павловна умоляла государя объявить наследником Владимира:
- Он тоже звёзд с неба не хватает, но в нём нет статичности мышления.
Александр II был подавлен потерей. К наследнику приставили множество учителей. Знаменитые историки, правоведы, экономисты. Те, кто воспитывал Никса, теперь взялись пополнять образование Саши.
- Всё, чем владел старший брат, нравилось ему… - знали родители.
Саша был из породы однолюбов. В юности он влюбился в княгиню Мещерскую и трогательно хранил в секретере её туфельку, похищенную для него служанкой. Княжну пришлось выдать замуж, и отец строго объяснил:
- Мы имеем право только на гостиную интрижку.
Саша мечтал о Дагмаре и поговорил с отцом. Сказал, что любит её и хотел бы на ней жениться.
- В Ницце мне показалось, что она не будет против этого... - заверил он.
Несколько огорошенный отец написал в Копенгаген, пригласил Дагмару в Петербург. Вскоре император узнал, что Саше не показалось.
- В Дании на брак согласны, но следует повременить, иначе в Европе решат, что они торопятся выдать дочь за нового наследника! - поведал царь.
Приличия были соблюдены, после смерти Никса прошло время. Дагмара готова была приехать. Готовилось обручение. Она приехала в сентябре.
- Я так рада! - призналась принцесса наследнику.
Дни стояли солнечные, несмотря на осень. Начался ряд положенных празднеств. Всевозможные балы, иллюминации, фейерверки. Это стало пыткой для неуклюжего наследника, ненавидевшего танцы. Он решительно заявил, что танцевать не будет, и слово это сдержал.
- Красавица! - невеста всех покорила.
Дагмара смотрела на окружающих лучистыми глазами. Простота её и прелесть сулили счастье и покой будущей семье. Хотя далеко не все при дворе приняли спешный переход от умершего брата к живому. 
- Она его уже полюбила, - присмотрелся к невестке император. - Ибо её маленькое, изящное тело принадлежало не Никсу!.. Оно с рождения принадлежало наследнику русского престола.
Сёстры Дагмары и её братья породнили все королевские дома от Англии до Греции. Мать называли тёщей всей Европы.
- Своим многочисленным потомством датская королева создала объединённую Европу… - с уважением подумал царь. 
С момента помолвки миниатюрная Дагмара совершенно завладела гигантом цесаревичем. Женившись, он от неё уже не отходил. Когда она на время уезжала в Данию, он сидел потерянный в её комнатах.
- Саша должен был быть при ком-то, в кого-то влюблён! - пошутила его мать. - Прежде был Никс, теперь Дагмара.   
Императрица Мария Александровна отнеслась к ней сдержанно. Это отметили все. Ей было больно смотреть на невестку:
 - Она напоминает мне время нашей молодости, время любви… 
Пять лет назад она родила ему последнего ребёнка. Туберкулез - результат проклятого промозглого петербургского климата и частые роды разрушили её организм. По утрам супруг по-прежнему приходил к ней выпить ритуального кофе, поцеловать, спросить о детях и отметить:
- Ты сегодня прекрасно выглядишь!
Как-то она не выдержала и зло ответила на комплимент:
- Я теперь прекрасна только для анатомического театра поучительный скелет, покрытый толстым слоем румян и пудры.
Это была минутная слабость, через мгновение её всепрощающие глаза преданно глядели на мужа. Людей вокруг императрицы становилось меньше. Её гостиная, знаменитый салон опустел. Смерть наследника подвела итог её жизни. Доктор Боткин объяснил государю:
- Лёгочная болезнь, съедающая императрицу, не позволяет ей более выполнять супружеские обязанности.
Супруги вздохнули с облегчением, у них сложились другие отношения. Она с истовостью отдалась религии. Её кабинет завешан иконами, и царица постоянно сообщала ему о найденных новых нетленных мощах святых.
- Святая! - императрицу двор всё чаще стал называть так.
Двор, который прежде её не любил, теперь не любил юных красоток, которые стремительно сменяли друг друга в постели императора.
- Теперь он как бы мне не изменяет! - оправдывала она мужа.
Одной из любовниц стала княгиня Александра Долгорукая. Она считалась истинной красавицей. Стоило княгине заметить интересующий её мужской взгляд, как гибкий стан мгновенно выпрямлялся, румянец играл на щеках, и все движения приобретали опасную грацию.
- И играет блистательно! - завидовали другие фрейлины.
Когда у неё всё случилось с государем, она решила объявить двору:
- Я новая фаворитка!
Однажды императрица сидела, окружённая фрейлинами, листала «Словарь по истории и географии». Вошёл государь, и Александра упала в обморок. Царь торопливо бросился ей помогать.
- У неё на лице ни кровинки, пульс слабый, - он держал её в объятиях.
Но императрица была на высоте, она преспокойно продолжала листать «Словарь по истории и географии». Она стоически перенесла и эту связь.
- Как бывало до того, страсть Александра быстро угасла, и её ждёт отставка! - вскоре злорадствовали фрейлины.
Как и было положено, император быстро устроил её брак с генерал-адъютантом и написал ей то галантное письмо, которое она хотела получить:
- «Моя душевная рана долго не зарубцуется, и моё бедное сердце, которое вы читали, как детскую книгу, будет страдать. Прощайте навсегда!»
Однако в конце года императрица обеспокоилась всерьёз. Она почувствовала, что с Сашей происходило что-то необыкновенное. Как обычно, новая влюблённость была у него на лице.
- Но никто точно не знает, кто она, - гадали любопытные придворные.
Доходили странные слухи о какой-то воспитаннице Смольного института, с которой он гулял в Летнем саду.
- Но платоническая любовь не для Романовых… - шутили они.
Из окна её Золотой гостиной было видно, как даму в экипаже подвозили к дворцу. В мемориальном кабинете Николая I, где он умер, загорался свет.
- Там всё и происходит, - понимала императрица, - оскорбляя тень отца!
Однако вынужденно молчала. Наступил новый, 1866 год. Уже одиннадцать лет продолжалось успешное царствование её супруга.

 
продолжение http://www.proza.ru/2018/07/01/720


Рецензии
Написано трогательно. Ну что ж, богатые тоже плачут. Возможно, это в некоторой степени даёт толчки к развитию медицины и для нас. Мы ведь тоже бывает плачем.
На памяти местная история. Жили два брата, молодые здоровые парни. С избытка сил над разумом бывало боролись между собой где попало. И как-то раз один уронил другого спиной на дверной порог. Быстро со временем развилась шишка. Удаляли, лечили. Года два-три протянул, и умер. Осталась от него жена с дочкой. Спилась жена, умерла от наследственной сердечной болезни. Что стало с дочкой - не знаю.

Владимир Прозоров   30.06.2018 19:14     Заявить о нарушении
Я недавно упал с лестницы и чудом избежал подобной беды...

Владимир Шатов   30.06.2018 19:23   Заявить о нарушении