Блаженство - подставить щёку...

На недавней православной выставке решил я посетить мероприятие с загадочным названием: Психологический тренинг «Будь счастливым в любом возрасте».

Тренинг — это, кажется, тренировка? Ну что ж, потренируемся быть счастливыми.

Однако вместо тренировки нас ждала лекция по бумажке (точнее, по слайдам). Юная девушка с милой улыбкой зачитывала нам правила счастья. Я сейчас не буду говорить о том, насколько эти правила подходили для человека православного, не буду говорить, что большинство из правил как-то подозрительно походили на безответственные благоглупости, с которыми трудно не согласиться, но которые невозможно применить на практике (например: «Нужно видеть в жизни только положительное и не замечать отрицательного»). Скажу о другом, — вообще не о «тренинге» и не о счастье, а о Евангельских заповедях блаженства (блаженство — это ведь не что иное, как высшая степень счастья).

Меня зацепила фраза «тренера»: «Чтобы стать счастливым, нужно попытаться всё в жизни принять как есть, как должное и неизбежное. Представьте себе, что вы пришли в галерею и не все картины вам нравятся. Но ведь они имеют право на существование, их нельзя убрать с выставки!..»

А так ли это? — задумался я. Во-первых, как мы знаем, наш народ и выставки, оскорбляющие чувства верующих, научился «убирать». А во-вторых, наш мир не картинная галерея. Это на выставке картины, даже самые плохие, не прыгают со стены и не вваливаются в вашу личную жизнь, а в мире всякое бывает. Далеко не всегда удаётся просто пройти мимо того, что нам не нравится, иногда приходится вступать в конфликт, даже если нам этого очень не хочется.

Я думаю, каждому случалось сталкиваться с откровенным, наглым злом, которое направлено именно против вас: неожиданное, незаслуженное оскорбление, подлость, удар, предательство. Как поступить в таком случае? Пройти мимо, как советует «тренер»? Подставить левую щёку?

И вот, забыв о «тренинге» я принялся размышлять.

Строго говоря, Евангелие не даёт нам иного совета для всякого подобного случая: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк. 62, 29).

Тысячи лет эти слова смущают верующих людей своей вопиющей неприменимостью к повседневной жизни. Простите, но все мы знаем, что в девяноста девяти случаях из ста наглец и хам, которому поставили щёку, тут же с готовностью ударит по ней, а нередко и повторит удар, а потом, почувствовав безнаказанность, начнёт лупить направо и налево, и уже не вас только, а всякого, кто попадётся под руку. Остановить его можно, только применив силу, и чем раньше эту силу применить, тем больше пользы будет и окружающим, и самому драчуну.

О чём же говорил нам Господь? К чему же Он призывал?

Я отнюдь не чувствую в себе мудрости, достаточной для того, чтобы ответить на этот вопрос, на который по-честному, не для отговорки, мало кто мог ответить. Нужно быть Преподобным Серафимом, чтобы, имея в руках немалую силу, а за поясом топор, ничего не отвечать бьющим тебя насмерть разбойникам.

Сложность, однако, в том заключается, что всем нам именно и надо стать подобными святому Серафиму. Мы все призваны к святости, и к святости в самой высокой её форме, не меньшей, чем у саровского чудотворца.

Итак, что же? Неужели нам следует во всяком случае без рассуждений подставлять обидчику другую щёку?

Вот здесь-то и заключается загвоздка — в словечке «без рассуждений». Рассуждение, как учат святые отцы, необходимо всегда.

Призывать нас немедленно во всяком удобном случае подставлять другую щёку — это то же самое, что требовать от каждого молитвенного подвига, равного Серафимову. «Ну-ка все быстро становитесь на камень и сутками бейте поклоны!» Что выйдет, если простодушные люди послушаются такого приказа? Тысячи новых Серафимов? Или тысячи увечий — телесных и душевных?

Нужно твёрдо понимать, что Серафимов подвиг молитвы на камне и Серафимовский подвиг непротивления разбойникам — это явления одной духовной высоты, и такой высоты нам не достичь нахрапом. Нельзя вскочить на вершину лестницы, не пройдя её ступеньку за ступенькой. Нужен долгий молитвенный труд, нужен огромный духовный опыт (который накапливается через бесчисленные ошибки и промахи), нужна мудрость духовная — и только с нею подвиг станет приносить плоды…

Вот и евангельский призыв подставить обидчику щёку — это не побуждение к немедленному действию, а указание цели: «Вот какой степени любви ты должен достигнуть в конце пути!».

Любовь к обидчику не родится в одно мгновение, и мудрость не приходит по первому зову.

Механически, по приказу, подставить щёку можно. Только пользы от этого не будет ни тебе, ни наглецу-драчуну, — лишь боль, конфуз и умножение зла. Давайте вспомним тот эпизод из Евангелия, где говорится, как Господа действительно ударили по щеке.

«Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18, 22-23).

Когда начинаешь задумываться над этой историей, дух захватывает от бездны любви и мудрости, заключённой в словах Господа, — и эта любовь и мудрость излились на обидчика… Наверное, это и называется «подставить другую щёку»?

Любовь и мудрость имеют силу остановить зло, а если нет их, нет и силы.

Пока не научился читать «Отче наш», не рассеиваясь помыслами, не пытайся скопировать подвиг Преподобного Серафима. Пока нет в тебе любви и мудрости, способной напитать обидчика, не спеши подставлять щёку. Придёт время для этого, не спеши. А пока — имей рассуждение. Поступай так, как подсказывают тебе совесть и здравый смысл, — лишь бы не отступить от совести и здравого смысла!.. И дай нам, Боже, мудрости, чтобы всякий раз, при всяком ударе в щёку, выбирать верное решение.


Рецензии
Не сможем мы подставлять свои щёки всякому обидчику . В идеале так должно быть. Но мы далеки от идеала и нуждаемся в покаянии.

Валекий Черненко   27.06.2018 11:23     Заявить о нарушении
Да, верно. Об этом я и говорил тут.

Алексей Бакулин   27.06.2018 11:54   Заявить о нарушении
Да..правы вы..
А вот Иисус Христос.. который сотворил всё... в котором заключена вся полнота Божества..которому подчинены все Ангелы, все силы (если верить Библии)...смог унизится перед людьми, которые и близко недостойны Его..
..

Валекий Черненко   27.06.2018 12:14   Заявить о нарушении
Он не унижался. Бог ни перед кем не унижается. Просто Его любовь к людям настолько велика, что перед ней все наши несовершенства - ничто. Но для нас-то они существенны! Нам они мешают и друг друга любить, и к Богу приблизиться...

Алексей Бакулин   27.06.2018 13:04   Заявить о нарушении
За что нас любить Богу? качества наши очень плохие. Ненавидит Бог их. "Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый..." и далее по тексту - Притчи 6:16-19. Мы не подставим свою щеку обидчику...гордость не позволяет... И к тому же все носим в карманах "удостоверение лжеца", так называемый паспорт. На любовь Божию надеяться нам никак нельзя. Только на милость.

Валекий Черненко   27.06.2018 15:50   Заявить о нарушении
Бог любит не за что-то. Бог Сам есть Любовь. Ненавидит Он только грехи, но не грешников. И милует тех, кто ненавидит свои грехи. И не нужно заморачиваться псевдопробемами, вроде "паспортной проблемы", лучше подумать о своих настоящих грехах - их у каждого предостаточно, не стоит сочинять дополнительные.

Алексей Бакулин   27.06.2018 16:32   Заявить о нарушении
Не сердитесь. Поймите, любовь есть истинная и неистинная. Истинная любовь - любить добро. А мы любим зло и любовь наша не истинная. По этой причине помышления сердец человеческих зло во всякое время. Читали такое? Это бытие 6:5. Что сделал Бог с любителями зла? утопил всех кроме одной семьи (Бытие 6:6).
Поэтому прошу вас быть серьёзнее с термином ЛЮБОВЬ. Любовь - серьёзная "штука"...

Валекий Черненко   27.06.2018 21:11   Заявить о нарушении