Каждому по его деяниям

               
 Снежана  торопливо поднималась по тропинке, которая вела к улице. Она всячески старалась сократить путь, так как опаздывала в кино. Но теперь можно не спешить -  сейчас она пробежит через переулок Садовый и , опля, она  на главной улице – еще пять минут и она на месте. В детстве, когда Снежана была совсем маленькой, она боялась ходить через этот переулок, там жила старая баба Дуся. Сколько бабе Дусе лет никто  точно не знал, практически все жители поселка помнили ее уже старухой и тихонько, за глаза, называли ее ведьмой.  К ней многие прибегали  за помощью – баба Дуся искусно  лечила младенцев, выливала испуг, заговаривала зубную боль, варила травяные отвары, вправляла вывихнутые пальцы, руки  и врачевала прочие хвори. А что многие дети ее боялись, так это не мудрено – попробуй не испугаться , увидев старую-престарую  , с крючковатым носом и грубыми сросшимися бровями старуху с неизменной палкой в руках.  Мама Снежаны всегда, проходя мимо  калитки дома бабы Дуси, видя ее сидящей на лавке, здоровалась с ней, уважительно склоняя голову, а потом всегда начинала рассказывать дочери, как баба Дуся три дня выливала испуг Снежане, когда она была полуторагодовалой малышкой. Снежана фыркала пренебрежительно, но с мамой не спорила – верит местной знахарке и пусть себе!
 Баба Дуся, как всегда, сидела на лавке и несмотря на то, что стоял теплый сентябрьский день, была обута в валенки, укутана в пуховый платок и одета в теплую овчинную телогрейку. Снежана, подойдя ближе, негромко поздоровалась, но баба Дуся никак не отреагировала. «Во блин, бабка наверное глухая», - мелькнула  шальная мысль, и Снежана, наклонив в  поклоне голову и повысив голос, поздоровалась снова, справедливо рассудив, что если и сейчас ее не услышат, то поклон увидят и процедура  приветствия будет соблюдена. Снежана всегда старалась здороваться с пожилыми людьми в поселке, даже если не знала она их, ведь они прекрасно знали все и всех и,   потом ябедничали бабушке, что внучка ее не здоровается.
Старуха расплылась в улыбке, тоже покивала головой и неожиданно звонким молодым  голосом ответила: «Здравствуй, здравствуй девонька! Ты  ж это чья  будешь, такая уважительная?». Снежана остановилась и  громко сказала – «Я Снежана, деда Федора Васильева внучка». Из опыта детских лет Снежана не называла свою фамилию – ее отец был приезжим человеком, и несмотря на то, что уже больше восемнадцати лет жил в поселке, для местных он был «Зять Федора Васильева», и только на работе и в школе, где учились его дети, знали его фамилию. Поэтому для упрощения процедуры знакомства девушка сразу называла своего деда и это прекрасно срабатывало – деда все знали и уважали.
«Ишь ты, Сне- жа-на», словно пробуя на вкус имя, протянула старуха, -  « что дед такое имя придумал или бабка расстаралась?  У меня козу Снежкой звать, такая же беленькая как ты!» и старуха звонко рассмеялась,  гдядя на Снежану.  Девушка фыркнула  и не сдержавшись от смеха, сказала «А у нас кошку Снежкой звать!», а имя мне папа придумал, ему оно очень нравится и говорит, что оно мне очень подходит, я такая же светленькая как и он. Старуха внимательно посмотрела на Снежану  и сдвинув свои и так сросшиеся брови неожиданно спросила: «А голос у тебя в отца пошел?» Снежана смутилась и опустив голову пробормотала что да.  Тут баба Дуся , как говорится, ткнула своим пальцем в больное место – голос у  Снежаны и у ее отца был глухой, невыразительный, как будто крошащийся.  «До свидания, бабушка Дуся», снова наклонила голову Снежана, - «я побегу, в кино опаздываю». «Ишь какая уважительная, с поклоном здороваешься, с поклоном прощаешься» - снова повторила старушка и протянув руку Снежане , требовательно сказала:  « Помоги мне подняться!». Снежана  подошла поближе и взяв бабу Дусю  одной рукой за ладонь, а второй поддерживая за локоть, помогла бабуле стать на ноги. Старуха, продолжая держать Снежану за руку, сказала: «Всегда будь такой – внимательной и уважительной – каждому воздается за его деяния. Слыхала о таком Снежка, а?» Снежана утвердительно покивала головой , улыбнулась  и снова склонив голову, попрощалась . Баба Дуся отпустив руку девушки, повторила, теперь уже тише – « каждому воздается…ну беги, беги,  а то опоздаешь! Да уж, уважила ты старуху, уважила, так что воздастся тебе и очень скоро..».
Целую неделю Снежана не ходила в школу  - в горле першило, во рту пересыхало, она кашляла и не могла откашляться. Аллергия на что то, вынесла вердикт мама и выдав диазолин дочери, велела принимать по три таблетки в день.   А  в восресенье, вернувшись из магазина, мама неожиданно сказала,-  «слыхали новость? Баба Дуся умерла  сегодня, завтра уже и похоронят». «Не может быть!» - неожиданно звонким голосом сказала Снежана  и зажав рот рукой, испуганно посмотрела на маму. В горле  уже не першило, кашель прошел, и  голос , звонкий как хрусталь…
«Каждому воздается  за его деяния, слыхала о таком, Снежка, а?» явственно услышала Снежана голос бабы Дуси  и молча наклонила в почтительном поклоне голову.


Рецензии