120. Перевороты во Владивостоке

Недовольство колчаковской диктатурой рано или поздно должно было докатиться до восточных рубежей подвластной омскому адмиралу территории. Последним на этом пути должен был стать Владивосток.

Для сибирских партизан это был крепкий орешек, прикрытый эскадрами Антанты и многочисленным гарнизоном. Но по мере ужесточения оккупационный режим вызывал раздражение не только у сучанских шахтеров, но и у солдат белой армии, и даже в чехословацких частях.

Нечего было говорить о лояльности к интервентам со стороны социалистических партий. Во Владивостоке подпольные комитеты эсеров, левых эсеров, максималистов начали координировать свою деятельность с большевиками.

К эсеровскому заговору примкнул и бывший командующий Сибирской армией генерал Р.Гайда, отстраненный А.В.Колчаком 7 июля 1919 года, а затем уволенный 2 сентября с лишением наград и чина. Бывший генерал был разозлен настолько, что предложил свои услуги эсерам.

Первый мятеж планировалось устроить еще в конце сентября 1919 года, но его отложили в ожидании более благоприятного момента. 17 ноября 1919 года такой момент наступил, когда до Владивостока дошли известия о падении Омска. Восприняв, это как признак полного краха колчаковского режима, заговорщики в тот же вечер захватили одну из типографий и напечатали воззвание к населению с призывом "Довольно гражданской войны. Хотим мира!"

Выступление было поддержано некоторыми частями гарнизона во главе с Р.Гайдой. Мятежники заняли вокзал и попытались пробиться к центру Владивостока.

Руководство местных большевиков предложило эсерам наладить связь с Советским правительством, но получили отказ. В результате к мятежу примкнули только отдельные рабочие дружины и партизанские отряды. А тем временем, представители Антанты решали, что делать с несанкционированным стремлением к миру.

Решающее слово было за японским командованием, которое не всегда ладило с А.В.Колчаком, но не собиралось уступать власть противникам интервенции. Чтобы никто не мог упрекнуть Токио во вмешательстве во внутренние дела России, главный начальник Приамурского края генерал С.Н.Розанов получил от японского начальства пожелание успеха.

Вдохновленный этим напутствием, генерал приказал юнкерской школе, школе гардемаринов и егерскому батальону немедленно подавить мятеж. В ночь с 18 на 19 ноября началась артиллерийская подготовка, в которой приняли участие японские батареи с Тигровой сопки, орудия от штаба крепости, а также миноносцы и бронепоезда.

19 ноября юнкера заняли вокзал, а 35-й полк очистил станционные пути, оттеснив отряды грузчиков к пристаням. Р.Гайда был арестован, но по требованию миссий Антанты был освобожден и отправлен на родину, где неоднократно устраивал заговоры уже против чехословацкого правительства.

Впрочем, устранение бывшего генерала ничуть не облегчило положение интервентов. На этот раз против оккупационного режима выступил егерский батальон, который активно подавлял мятеж Гайды. Поводом к восстанию послужил приказ о разоружении солдат. Утром 24 января 1920 года егерский батальон выступил против властей Владивостока.

Мятеж егерей возглавил солдатский комитет во главе с Шипуновым. Восстание никем не было поддержано, но переполошило интервентов. Во Владивосток начали стягивать войска со всего Приморья. Подпольный оперативный штаб, готовивший восстание в другой день, убедил солдат сложить оружие.

Однако 26 января, когда егерский батальон сдавал свои винтовки, восстал гарнизон Никольск-Уссурийска, который тут же был поддержан партизанами из отряда Кокушкина-Андреева. Представители местной администрации при помощи японцев сбежали в Маньчжурию. Подпольные организации Владивостока достигли соглашения о свержении белой администрации и создании коалиционного демократического правительства.

29 января объединенный оперативный штаб призвал солдат и офицеров бывшей колчаковской армии поддержать новые власти Владивостока. Вечером того же дня было сформировано правительство Приморья - Областная земская управа.

30 января практически все русские части, находившиеся во Владивостоке, заявили о поддержке Земской управы. Одновременно в столицу Приморья вошли партизанские отряды. Обстановка во Владивостоке радикально изменилась.

Город, наводненный интервентами, в течение суток сверг существовавший режим. Большевики и многие другие левые партии вышли из подполья. При этом командование Антанты ничего не могло возразить против этого переворота, так как формально новая администрация не была советской. 31 января во Владивостоке официально была сформирована Приморская земская управа, в которую вошли эсеры и меньшевики.

Задачами этого правительства провозглашались: "1) освобождение политзаключенных, 2) ликвидация остатков колчаковской власти; 3) восстановление политических и гражданских свобод; 4) установление общественного контроля над торговлей и промышленностью; 5) организация снабжения продовольствием и товарообмена; 6) нормирование заработной платы - установление тарифных комиссий с участием рабочих и служащих; 7) восстановление земельных комитетов; 8) принятие мер к полнейшему удовлетворению общественнно-хозяйственных нужд населения".

Коммунисты в Земскую управу не вошли, но согласились участвовать в военных и экономических органах, сохраняя контроль над партизанами и многими гарнизонами Приморья. Такая тактика позволяла наращивать свое влияние, чтобы в удобный момент с минимальными потерями выдворить интервентов с Дальнего Востока и установить Советскую власть.

Они не знали, что 30 января госдепартамент США вручил послу Японии в Вашингтоне меморандум, в котором говорилось:

"Американское правительство не будет иметь никаких возражений, если у Японии возникнет решение продолжать одностороннее размещение своих войск в Сибири, или оказывать помощь в операциях Транссибирской и Китайской Восточной железнодорожных магистралей."

Возражения против этого плана могли возникнуть у жителей Приморья, но их мнением дипломаты Антанты интересовались в последнюю очередь.


1. Г.С.Куцый. Борьба рабочего класса Дальнего Востока против интервентов и внутренней контрреволюции. 1918 - 1920 гг. Владивосток. 1967.

2. Д.В.Салдугеев. Радола Гайда: военачальник и политик. Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных нау наук. 2015.

3. В.Г.Кокоулин. Политические партии в борьбе за власть в Забайкалье и на Дальнем Востоке (октябрь 1917 - ноябрь 1922 гг.). Новосибирск. Издательство Новосибирского университета. 2002.

4. В.П.Пак. Земля вольной надежды. Книга 2. Тревожные годы Приморья (1917-1922 гг.). Свидетельства эпохи. Владивосток. Валентин. 2013. 304 с.

5. В.П.Аничков. Екатеринбург - Владивосток (1917-1922). М. Русский путь. 1998. 368 с.

6. М.И.Светачев. Империалистическая интервенция в Сибири и на Дальнем Востоке. Новосибирск. Наука. 1983.

7. К.В.Сахаров. Чешские легионы в Сибири (Чешское предательство). Берлин. 1930. 136 с.

8. С.Н.Шишкин. Гражданская война на Дальнем Востоке. М. Военное издательство Министерства обороны СССР. 1957.

9. Г.Я.Тригуб. Деятельность Приморской областной земской управы в качестве временного правительства (январь – декабрь 1920 г.). Ойкумена. 2006. Вып. I. С. 44-54.

10. Борьба за власть Советов в Приморье (1917-1922 гг.): сборник документов. Владивосток. Приморское книжное издательство. 1955. 831 с.

11. Л.И.Беликова. Коммунисты Приморья в борьбе за власть Советов на Дальнем Востоке (Приморская организация РКП(б) в 1917-1922 гг.). Хабаровск. Книжное издательство. 1967. 287 с.

12. И.В.Швец. Республиканизм и форма политико-правового устройства Приморья в 1920 году. Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. Хабаровск. 2005. № 1 (8). С. 125-128.

13. А.И.Крушанов. Борьба за власть Советов на Дальнем Востоке и в Забайкалье (апрель 1918 март 1920 гг.). Владивосток. Приморское книжное издательство. 1962. 355 с.


Рецензии