Битва при Креси

Битва при Креси, глазами участника – средневекового французского рыцаря.

В дождливом тумане сутулились дали холмами,
Над войском взвилась орифламма, вся злато и пламя,
Откликнулась рыцарской коннице гулом земля.
За милую Францию и своего короля
Стремились мы в бой, прозревая победы задатки.
И меч обнажить свой уже приготовился я
Рукою в железной перчатке.

Но тисы шумят под ветрами валлийского края,
Оружием дьявольским простонародье снабжая.
Звенит тетива, оперение древка свистит,
Сраженных тела оседают в кровавой грязи.
Позорная бойня – нет схватки с достойными близко.
Французского рыцарства цвет в черный день при Креси
Расстрелян из луков валлийских.

Закат развернул над залитыми кровью холмами
Взамен посрамленной в сраженье свою орифламму,
И там, со стрелою в груди оставаясь лежать,
Я мог лишь, страдая, удар милосердия ждать
От подлого люда и смертью погибнуть бесчестной,
Меча бесполезного даже не сжав рукоять
Рукою в перчатке железной.
08.02.2017

***
                Черная легенда рыцарства.

     Битва при Креси (Северная Франция, графство Понтье) – 25 августа 1346 года, одно из сражений Столетней войны между французами и англичанами (лилии против леопардов), вошла в анналы истории как «черная легенда рыцарства», поскольку вразрез с правилами рыцарских поединков французских рыцарей расстреляли на подступах к английским позициям лучники-простолюдины из Уэльса (старинное название края – Валлис), вооруженные знаменитыми валлийскими длинными луками (в рост человека, в отличие от других луков изготавливались только из цельных кусков тиса).

Дальность боя тисового длинного лука  несколько сот метров, дальность наиболее эффективного поражения цели – 90 метров, наибольшей пробивной силой обладал  железный наконечник типа «бодкин» листообразной формы.

В 14-том веке вооружение рыцарей еще не достигло своего максимума. Уже начали распространяться пластинчатые панцири (их стрела пробить не могла, даже с бодкином на конце), однако железный комплект был еще не сплошным, да и стоили хорошие доспехи  дорого, будучи доступными лишь для знатных господ, в то время как их вассалы обходились в лучшем случае кольчугами или просто панцирями из кожи. На лошадей полноценную металлическую защиту еще не надевали. В общем, лучникам было где разгуляться.   

     Французские рыцари рвались в бой, чтобы отомстить бесчинствовавшим на французской земле англичанам, уничтожавшим все на своем пути, и в бою они проявили большое упорство, снова и снова возобновляя атаки, однако удача им не сопутствовала. Причин было несколько: отсутствие разведки (не сразу нашли противника после переправы через Сомму, дав ему время оглядеться на местности), неважная дисциплина в войске (не послушались приказа короля Филиппа остановиться и подождать отставшую пехоту и обоз с частью вооружения), дождливая погода (арбалеты отсырели, лошади теряли силы и скорость, увязая в раскисшей почве), некоторые отряды были прямо с марша и не отдохнули перед боем, - а также сказался полководческий талант и  прагматичный взгляд на вещи английского короля Эдуарда III, расположившего свою армию на холмистой гряде, навязав французам битву в невыгодной для них позиции и позволив своим людям поступить с благородными рыцарями отнюдь не благородно. Наверное, история битвы при Креси – это еще история о том, как не надо и как надо воевать, не позволяя эмоциям взять верх над разумом, не пытаясь игнорировать препятствия и с толком используя подвернувшиеся возможности.

Наемные арбалетчики французов в начале битвы выступили неэффективно, основной удар противника приняла на себя французская рыцарская конница, и этот удар в первую очередь нанесли лучники. Они же и добивали раненых ими рыцарей после боя. Обычай добивать тяжелораненых считался милосердным, так как избавлял их от лишних страданий, даже кинжал, которым наносился смертельный удар в прорези забрала или щель доспеха, назывался «мизерикордия» - милосердие. Но наносить этот удар должна была рука рыцаря, а не простолюдина.

     Орифламма, реявшая над французским войском во всех сражениях Средневековья, - священный королевский штандарт, на красном фоне золотое солнце или звезды. Название сочетает в себе два слова – золото и пламя. В битве при Креси орифламма была утрачена побежденными. Потери французов были колоссальны. Даже перечень самых знатных погибших воинов весьма длинен. 

     И еще немного о луках и лучниках. Это оружие было широко распространено с незапамятных времен в простонародной среде и в умелых руках представляло серьезную угрозу даже для хорошо вооруженных рыцарей. Церковь, которой всегда свойственно выступать на стороне богатых и знатных, на Втором Латеранском соборе в 1139 году объявила луки «дьявольским оружием» и попыталась наложить на них полный запрет. Что, конечно, не сработало, поскольку лучники были востребованы во всех европейских армиях того времени. Как побочный эффект – появлялись державшие в страхе окрестности Робин Гуды.

Лучшими лучниками считались жители Великобритании, а лучшими среди них - валлийцы. Владение длинным луком опиралось на много-тысячелетнюю народную традицию, тренировки начинались с раннего детства. Король Эдуард III всячески поощрял тренировки лучников, постоянно и повсеместно устраивались стрельбы и соревнования (каждое воскресенье после мессы в каждом более-менее крупном населенном пункте). Лучников, доставивших ему победу при Креси, он наградил титулом фримана (свободный человек), который давал наследственные налоговые льготы.

    Луки и рыцарские доспехи исчезли с исторической арены одновременно, с массовым внедрением порохового огнестрельного оружия. Но битва при Креси не забылась даже тогда, став олицетворением неминуемого, хотя порой и трагического ухода овеянной легендами старины под натиском наступающей, далекой от романтики современности, которая тем не менее всегда в конце концов побеждает. 
***

Иллюстрация: старинная миниатюра «Битва при Креси» из Хроники Фруассара. На рисунке отражены главные моменты:
     справа английские лучники – стреляют, слева наемные арбалетчики французов – возятся с перезарядкой арбалетов (лук значительно скорострельнее арбалета), часть арбалетчиков уже обратилась в бегство; за арбалетчиками видна переходящая в атаку французская конница;
     на заднем фоне справа показаны холмы, среди которых располагались позиции англичан;
     на заднем фоне слева – укрепленный город – Нуайель, находивший в тылу французов и во время битвы выглядевший значительно хуже, чем на рисунке, поскольку только что был сожжен англичанами;
     над французским войском развевается узкий красный стяг с двумя концами и золотыми узорами – орифламма и за ней синий флаг с тремя золотыми лилиями;   
     над английским войском виден четырехчастный флаг короля Эдуарда – дважды на красном фоне (в червленом поле) золотые «Идущие львы настороже»(с точки зрения геральдики это леопарды, но в Англии о своих леопардах принято говорить «львы») и дважды лилии на синем (английские и французские короли состояли в довольно близком родстве; Эдуард, сын французской принцессы Изабель, развязывая войну, присвоил себе титул короля Франции, несмотря на наличие у французов салического закона). 

Жан Фруассар – наиболее часто цитируемый хронист, современник битвы при Креси, находился на службе при английском дворе (который в те времена был франкоязычным). Его описание битвы изобилует литературными штампами и преувеличениями (численность войск обеих сторон увеличена в 10 раз).
10.02.2017    
***

Интернет-ресурсы:
http://colonelcassad.livejournal.com/3163927.html
Видео лекции  Соколова О.В. о битве при Креси.


Рецензии