Наталья Громик. В школьном музее

 

Почти 15 лет в стенах МОУ Черновская СОШ существует музей истории школы. В конце мая 2018 года музей посетили учащиеся начальной школы.

Школьный музей состоит из 4 экспозиций:
1.История школы.
2.История пионерской организации страны и школы.
3. Страницы военной истории края.
4. Знаменитые люди Дмитровской земли.

Материалы экспозиции музея размещены на стендах и выставлены в витринах. Основная экспозиция посвящена истории Черновской школы от ее истоков до настоящего времени.
В виртуальное прошлое ребята отправились с человеком, который создал этот музей и много лет является его экскурсоводом.
Это Взорова Клара Васильевна, проработавшая в школе 54 года! 

Впервые ребята узнали, что название школы произошло от деревни Чёрная, которая в свою очередь получила его от места, где находился мужской монастырь. Монахов называли чернецами. Это отразилось в названии поселения, появившегося вокруг небольшого монастыря.  По одним данным, в 1897 году монастырь под здание школы отдал деревянный дом на кирпичном фундаменте.
   
В 30-е годы прошлого столетия школа принадлежала земству и была малокомплектная. Во время войны школа работала в режиме военного времени. После уроков школьники трудились на полях вместо ушедших на фронт односельчан. Занятия были остановлены только однажды, зимой 1941 года, когда школа оказалась в прифронтовой зоне.
 
В 1954 году в военном городке открылся филиал сельской Черновской школы. Сначала обе школы работали одновременно, но в 1958 году сельскую школу закрыли из-за недостатка учащихся, а школа на Трудовой сохранила историческое название и продолжила традиции заложенные в прошлом столетии первыми учителями.
Через 38 лет, в 1992 году, школа переехала в нынешнее здание, третье по счету, бывшую солдатскую казарму, и, получив второе дыхание, поставила перед собой новые цели, открыла новые горизонты для деятельности и творчества.

 
В центре музея размещен материал о пионерской дружине нашей школы, которая носила имя Зои Космодемьянской. Здесь же находятся пионерские символы и атрибуты: галстуки, комсомольские и пионерские значки, горны.

 
Пионерия!  Пионерия!
Чуть  заслышу твой дружный шаг
Открываю окна и двери я,
Чтобы ветер звенел в ушах,
Чтобы сердце затрепетало
И рванулось через порог.
Пионерия! Ты начало
Самых дальних наших дорог.
 

Ребята с интересом и удивлением слушали о пионерских кострах, походах, ночевках в палатках, тимуровском движении и военно-патриотической игре «Зарница».

Со всех сторон летит - ура!
Идет военная игра.
Я другу говорю: - Игра...
А он кричит: - Вперед! Ура!
Кто на войне сражался -
Так просто не сдавался.
Со всех сторон летит - ура!
Идет военная игра.
          (Виктор Мусатов)


Познакомились школьники с правилами октябрят:
 
• Октябрята — будущие пионеры.
• Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
• Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
• Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.
• Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
 


Прочитали законы пионеров
Эти правила, первые версии которых были написаны для «детских групп юных пионеров имени Спартака» в 1922 году, сейчас звучат особенно актуально, т.к. ценности, которые заложены в них, в данное время размыты или подменены.
Духовно-нравственные традиции являются неотъемлемой частью жизни, развития страны и каждого отдельно взятого человека. Они по праву считаются высшими, т.к. во многом определяют поведение человека.
И сегодня как никогда остро перед школой встает задача возрождения утраченных духовных ценностей. Патриотическое воспитание наряду с краеведческим – это сложная социально-педагогическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, сохранением и приумножением лучших традиций народа,  его культурных ценностей.

Материал по истории школьной пионерской организации во многом был собран благодаря архиву учителя математики Русановой Валентины Матвеевны, педагогический стаж которой составляет 55 лет, из которых 51 год отдан Черновской школе. За заслуги в области образования Валентине Матвеевне в 2002 году было присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».
 
Постепенно разговор от темы экскурсии перешел на новую ступень. Ребят интересовало, что помнит Клара Васильевна о войне.
Вот что рассказала учительница о своем далеком военном детстве.
 
Война началась, когда маленькой Кларе исполнилось 6 лет. Папа был военный.  Жили на тот момент в Иваново. Город заполнили беженцы. Очень большой поток беженцев шел из Прибалтики, где пограничные части первыми приняли на себя удар фашистской машины смерти. Вокзал в Иваново принимал бесконечный поток эшелонов. Людей, чаще всего даже без документов, в основном женщин с детьми, голодных, напуганных и измученных опасной дорогой в теплушках, кормили, одевали и распределяли для дальнейшего места проживания. Этим занимался отец. В первые дни войны его призвали на фронт, но потом очень скоро вернули. Он служил в разведке и работал над подготовкой разведовательно-диверсионных групп и отправкой их в тыл врага. Об этом семья узнала только после войны. Мама состояла в женсовете и тоже помогала в работе с беженцами.
В 7 лет началась учеба в школе. После уроков дети ходили по госпиталям. Давали небольшие концерты. Клара Васильевна помнит, как в госпитале она стояла на большом табурете, чтобы ее было лучше видно лежачим раненым, читала стихи и пела песни. До сих пор перед глазами ей видится боец, которого ребятишки между собой прозвали «пропеллер», т.к. ходил на он костылях, а руки были в гипсе и зафиксированы шинами в разные стороны. После одного из таких концертов солдат подошел к юной «артистке» и, как мог, обнял девочку, прижав к груди, как родного ребенка.
Запал в душу и худенький бледный мальчик-беженец, который сам, из какой-то серой грубой материи, сшил для бойцов кисет для табака и черными ниткам вышил на нем: «БЕЙТЕ ФАШИСТОВ».
Однажды во время эвакуации семей военных в г. Курган, в поезде, движущемся через реку Волгу, вся семья попала под сильнейшую бомбежку. Бомбы летели со всех сторон, падали в воду, взрывались, поднимая высоченные столбы воды. Машинист гнал на всех парах, а мама, сидя на нарах в теплушке, прижала её и брата к груди и шептала: «Погибнем – так все вместе».
Когда Япония перешла границы и вступила на территорию Китая, отца перевели служить из Казани в Ташкент для решения вопросов формирования армии на Дальнем Востоке. Здесь, в Ташкенте, встретили они новость о Победе.
Рано утром их всех динамиков, из всех радиоприемников звучало долгожданное: «ПОБЕДА! ПОБЕДА!» Дети бегали по улице, стучали во все двери и кричали: «Ура!!!» Местные жители вышли из своих домов, вынесли столы, приготовили плов. Было много радости и слез.
 
После войны Клара Васильевна училась в Ростове. В школе была пионервожатой. Затем окончила Ростовский Государственный педагогический институт. Работала учителем биологии и химии много лет. Занимала должность директора Черновской 8-летней школы. В настоящее время Клара Васильевна руководит школьным музеем, собирает экспонаты, организует и проводит экскурсии.

После официальной части экскурсии школьникам разрешили самостоятельно осмотреть экспозицию музея. Многие из них были приятно удивлены, найдя на стендах фамилии и фотографии своих близких родственников, которые в разные годы учились или работали в стенах родной школы.
Ребята пришли в музей не с пустыми руками. Они подарили музею макет Мемориального комплекса: Стела памяти и Аллея воинской славы защитников Дмитровской земли, сделанный Чугреевой Анной.  Корявец Анастасия рассказала стихотворение собственного сочинения.
 

Нам нужен Мир!
Война, война, ты смертная.
Ты страшная такая.
Уходи с земель ты наших,
Уходи ты навсегда!

Нам нужен Мир!
Открытый, светлый, добрый.
Мир всей земле родной,
Любимой и надёжной.
               А. Корявец 3 класс
 
 
На прощание К.В. Взорова процитировала слова великого советского географа Н.Н. Баранского: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. И в заключении добавила: «Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, делайте его лучше и красивее».

На память приходят слова песни Михаила Матусовского «С чего начинается Родина».
В песне говорится, что Родина для одних начинается с букваря, для других «со старой отцовской буденовки». Кому-то помнится стук вагонных колес, а кому-то просёлочная дорога, «которой не видно конца».
Складывается такое впечатление, что в этой песне отразилась вся жизнь Взоровой Клары Васильевны, выполнившей перед своей Великой Родиной клятву учителя, которую «в юности ты ей в своем сердце принес».
Счастье Учителя, если он смог «воспитать своих учеников достойными людьми и достойными гражданами и патриотами великой России» ( Из Клятвы учителя).
Пожелаем Кларе Васильевне новых побед и достижений в области патриотического и духовно-нравственного воспитания нашего подрастающего поколения, что «послужит славе, величию и процветанию нашей Родины - Великой России! ( Из Клятвы учителя)
      
Громик Наталья Александровна,  учитель Черновской СОШ

На фото автора: Взорова Клара Васильевна


Рецензии