Успех у картины был колоссальный
Сам же Петров-Водкин, по окончании написания картины, опасался, что её могут не вывесить на всеобщее обозрение. Он считал, что образ красного коня и судьбы России может стать во многом провокационным.
Однако организаторы мероприятия сразу выделили картину. Как и ожидалось, она вызвала некоторый резонанс. Современники проводили параллели между данной картиной и событиями предреволюционной и послереволюционной эпохи страны.
Долгий путь домой
Через два года «Купание красного коня» вместе с другими работами Петрова-Водкина отвезли на «Балтийскую выставку» в Швецию, где они остались на долгое время. Первая Мировая, революция и гражданская война, Вторая Мировая стали причиной того, что полотна все эти годы находились в Швеции.
Только в 1950 году после изнурительных переговоров произведения Петрова-Водкина вернулись на родину. В начале картина попала в руки вдовы художника Марии Фёдоровны. Потом её передали в коллекцию собирательницы Казимиры Басевич. И лишь в 1961 году Казимира Константиновна преподнесла её в подарок Третьяковской галерее. Там картина находится и по сегодняшний день.
Бытовое полотно приобрело символическое содержание
Поначалу автор задумывал свою картину как бытовое полотно. Потом Петров-Водкин вспоминал о лете 1912 года: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».
Однако в процессе работы она приобрела символическое содержание. В итоге, по окончанию работы для одних современников художника «Купание красного коня» стало знамением будущих перемен. Для других предвестием катастрофы. Говорят, что сам художник, когда началась Первая мировая война, воскликнул: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!»
Что скрывает красный конь?
До сих пор искусствоведы пытаются найти ответ на вопрос: что скрывает красный конь, занимающий на картине почти весь передний плане? Спорят, гадают. Едины только в одном — от данных в холодных тонах воды и пейзажа цвет его шкуры кажется ещё ярче.
А вот всадник, считают одни, напоминает традиционный для русской иконописи образ Георгия Победоносца — символа победы добра над злом… Другие апеллируют к иконе «Чудо архангела Михаила», где конь изображается именно красным цветом.
Приём сферической перспективы
К слову, в этой работе художник использует приём сферической перспективы. Суть его заключалась в том, что, подобно иконописцам, предметы изображаются одновременно сверху и сбоку. Кроме того, этот приём подразумевает использование трех классических в иконописи цветов — красного, синего и желтого.
Об этом принципе художник узнал в юности, когда наблюдал за работой иконописца-старовера. Петрова-Водкина уже тогда завораживали баночки с красками: «Они сияли девственной яркостью, каждая стремилась быть виднее, и каждая сдерживалась соседней. Казалось мне, не будь между ними этой сцепленности, они, как бабочки, вспорхнули бы и покинули стены избушки».
Взгляд мальчика отрешён
Ещё очень любопытно движение на картине. Оно скорее только обозначено, но никак не выражено. Всё как бы застыло на полотне. Естественно, подобный образ вызывает у зрителей ощущение неясности, ощущение тревоги и ожидания чего-то грядущего.
На фоне величия коня другой герой картины, юный всадник, кажется маленьким и хрупким. Сначала бросается в глаза, что именно юноша держит поводья коня. Чуть позже становится понятно, что, даже держа поводья в руках, всадник не управляет лошадью. Это заметно по выражению лица. Его взгляд отрешён и как будто погрузился в свой внутренний мир.
Кто из мальчиков изображён на картине неизвестно
Примерно за год до того, как Петров-Водкин создал свой шедевр, его ученик Сергей Калмыков показывал свою работу «Купание красных коней». На ней в воде плескались желтоватого цвета люди и рыжие лошади. Кузьма Сергеевич отбрил: «Написана точно молодым японцем».
Калмыков, кстати, позднее утверждал, что именно его Петров-Водкин изобразил на своей картине. Он написал в дневниках: «На этом красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. Только ноги коротки от бедра. У меня в жизни длиннее».
Однако имеется ещё два претендента на роль прототипа всадника.
Летом 1912 года Петров-Водкин писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь…».
Существует мнение, что художнику позировал писатель Владимир Набоков. Так, по крайней мере считал бывший директор музея писателя в Рождествено Александр Семочкин.
Кто из трёх претендентов отображен на финальной версии картины, осталось неизвестным. Скорее всего, справедлива версия о том, что на полотне изображен не конкретный человек, а некий образ-символ, для создания которого были использованы наброски сразу с трёх моделей.
Судьбу будущего художник изменил петербургский архитектор
Кузьма Петров-Водкин вполне мог продолжить семейное дело — выбрать сапожное мастерство или работать на железной дороге. Но он провалил экзамены в железнодорожное училище и пошёл работать вывесочником и учиться в классы рисования Федора Бурова.
Жизнь будущего художника кардинально изменил приезд петербургского архитектора Роберта Фридриха Мельцера. Увидев работы юноши, пообещал помочь с учебой в Петербурге и обещание своё выполнил. В 1895 году Кузьма выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона Штиглица и учился на деньги хвалынских купцов. Одной из первых работ художника Петрова-Водкина стал образ Богоматери с младенцем на стене церковной аспиды в Александровском парке Петербурга.
Его учителем был Серов
Как потом написал в своей книги «Моя повесть» сам художник: «Вот, очевидно, в это короткое время получил я запасы образов, запасы семян моей родины, от напевов, шепотов, сказов, с утра до постели баюкавших меня, научивших биться детское сердце в унисон с людьми»…
Спустя два года Кузьма поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем становится знаменитый Валентин Серов.
По принятой тогда моде, молодой художник отправился завершать образование за границу. Побывал в Греции, Италии, Франции и даже Северной Африке, поднимался к жерлу Везувия, спасался от бедуинов. В этот период написал «Семью кочевников», портрет «Африканского мальчика», «Кафе» и множество этюдов и картин.
Главная работа
Первая персональная выставка художника прошла в 1909 году. Спустя два года Петров-Водкин становится членом объединения «Мир искусства». Широкую и несколько скандальную славу художнику принесла картина «Сон», которую в своей статье разгромил реалист Илья Репин. Пришлось одному из руководителей «Мира искусства» Александру Бенуа становится на защиту художник и публично заявить, что он считает эту картину шедевром.
«Купание красного коня» считается главной работой Петрова-Водкина тех лет. Мало, кто знает, но знаменитым стал именно второй вариант картины. Первый известен зрителям лишь по чёрно-белой фотографии.
Картина потрясла всех. Даже Илья Репин, который так сильно нападал на молодого художника, увидев работу, произнёс: «Да, этот художник талантлив!».
«Петроградская Мадонна»
После революции художник много преподавал, в том числе по собственной живописной системе. Писал портреты, обращался к натюрмортам. «Натюрморт — это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту», говорил он. К примеру, известная всем картина «Селёдка». На ней изображены сама рыба, кусок чёрного хлеба и пара картошин — роскошь в голодном городе. Набор продуктов нехитрый, но для того революционного времени настоящий пир.
В это время он создаёт свою самую трогательную работу, которая стала известной как «Петроградская Мадонна». Сам же художник назвал её «1918 год в Петрограде». На ней молодая работница с младенцем на руках. Петров-Водкин сумел нарисовать лик, который стал словно эхом старых образов иконной Богоматери. Женщина на картине полна смирения и спокойствия… .
Кто-то увидел в этом младенце символ зарождающейся Советской страны. Для кого образ матери ассоциировался с Россией.
Сам же художник хотел показать, что материнство — это символ продолжающей жизни. Кстати, картина также хранится в Третьяковской галерее.
Непростой год жизни
Десять лет спустя, к юбилею Красной армии, Петров-Водкин написал «Смерть комиссара». Ему позировал поэт Сергей Спасский. Суровый пейзаж, хаотичное движение солдат вперед и бледное лицо, устремленное вдаль, словно последний молчаливый приказ — в бой. Картина сдержана и в то же время полна трагизма.
1928 год оказался непростым для самого художника. Из-за прогрессирующей болезни врачи запрещают писать маслом. Художник переезжает в Детское Село. Его соседями становятся известные писатели. Алексей Толстой пишет «Петра I», Вячеслав Шишков работает над «Угрюм-рекой», Константин Федин дописывает «Братьев». Как тут остаться в стороне от литературного творчества! И Петров-Водкин берётся за перо. Двадцать рассказов, двенадцать пьес, три повести. Одна из них, «Хлыновск» стала попыткой вернуться в детство и юность, пусть только на бумаге. Затем были «Пространство Евклида», «Самаркандия».
Все они были хорошо встречены критикой и публикой, а впоследствии не раз переиздавались. Кроме того, произведения стали основой для монографий, брошюр и статей, посвященных жизни
Искусство огромных масштабов
Биография художника Петрова-Водкина будет неполной без упоминания о его наградах. Кузьма Сергеевич был избран почетным членом французского астрономического общества, которое вручило ему почетный диплом.
В 1928 году художник участвовал в венецианской Международной выставке искусства. В 1936 году в Москве, а затем и в Ленинграде, состоялась персональная выставка его работ. До конца жизни мысли Петрова-Водкина были поглощены искусством. В его голове неустанно рождались новые замыслы и идеи. Однако тяжелая болезнь не позволила им реализоваться. В 1939 году художник скончался. Похоронен Петров-Водкин был на Волковом кладбище в Ленинграде.
Творчество Кузьмы Сергеевича стало искусством огромных масштабов, основанным на классических европейских традициях и древнерусской живописи. Уникальный и неподражаемый стиль, сотворенный им, по сей вызывает не только интерес публики, но и множество споров критики.
Свидетельство о публикации №218062801698
Это наподобие черного квадрата - инерция мышления.
Юсуф Айбазов 15.12.2018 22:38 Заявить о нарушении
Наталья Швец 16.12.2018 20:22 Заявить о нарушении
Юсуф Айбазов 16.12.2018 21:00 Заявить о нарушении