Драматургия. Англия. 16в. Елизаветинский период
Гейвуд
Джон Гейвуд (1495-1580) – один из пионеров английской ренессансной драмы. Получил образование в Оксфордском университете. Был поэтом и музыкантом. В елизаветинскую драму ввел веселые интерлюдии. Это небольшие бытовые комедии. Большую роль в них играет буффонный элемент (потасовки, перебранки, лубочный комизм диалогов). Фигура Греха из средневековых аллегорических представлений трансформируется у Гейвуда в фигуру шута – аптекарь из интермедии «Четыре П».
Забавная комедия о муже Джоан Джоане, о жене его Тиб и о священнике Сэр Джане.
Джоан Джоан –муж.
«…Бог вам на помощь, господа,
Сбежала жена. Не знаю куда.
Молю, чтоб чёрт подрал бродягу.
Ну, попадется она в передрягу.
Шатается только туда да сюда.
Найти не могу ее никогда.
…Пусть только она откроет дверь,
Готов уж я бить ее теперь.
В аду и в небе, скажу я други,
Такой не найдете вы битой супруги…
Тиб – жена (входит)
Кого колотить ты собрался, дурак?
Кому угрожал ты лупцовкой такою?
Готов ты кричать, как мартовский кот,
Но нет никаких о хозяйстве забот.
Твое-то, скажи, хорошо поведенье?
К делам я не вижу ни толка, ни рвенья…»
Грин
Роберт Грин (1560-1592) – историки считают его – одним из наиболее талантливых предшественников Шекспира. Учился в Кембридже и Оксфорде. Имел степень магистра искусств. Грин писал прециозные романы (подражал Лили), новеллы, пасторали и драмы, с которыми он имел большой успех у зрителя. К 1591 году относятся его памфлеты, направленные против преступного мира Лондона. Из числа пьес Грина наибольший интерес представляют те, в которых он изображает жизнь Англии. Писатель черпал сюжеты из английских народных сказаний, легенд, хроник. Это «Шотландская история короля Иакова 4», «История монаха Бекона и монаха Бонгея» (1591), написанная по мотивам английской народной книги конца 16 века о чудесных деяниях чернокнижника Бекона. К поздним произведениям относится «Занимательная причудливая комедия о Джордже Грине, полевом стороже Векфильда». Источником этой пьесы послужили народные предания и песни о Джордже Грине, который наряду с Робин Гудом являлся народным героем старой Англии. Комедия изображает восстание графа Кэндаля и других английских феодалов в союзе с шотландским королем Иаковом против Эдуарда 3. Восстание терпит неудачу из-за находчивости и смелости Грина. Грин показан в пьесе с большой теплотой; он храбр, великодушен, предан своему долгу и исполнен чувства собственного достоинства. Когда король хочет возвести его в рыцарское звание, он отказывается от монаршей милости, желая оставаться простым йоменом, каким был его отец. В пьесу введен ряд побочных мотивов – любовь шотландского короля Иакова к прекрасной Джен Барлей, бегство Беатрис, возлюбленной Грина, из отцовского дома.
Творчество Грина оказало влияние на Шекспира – из новеллы «Пандосто» последний заимствовал сюжет своей «Зимней сказки».
Марло
Кристофер Марло (1564-1593) – английский драматург. Родился в Кентербери в семье башмачника. В 1583 году окончил Кембриджский университет; получил степень магистра. В 1587 году переселился в Лондон, где был связан с вольнодумным кружком сера В.Ролея. В 1593 году он был убит агентами тайной полиции.
Свою литературную деятельность Марло начал с переводов античных поэтов (Овидий, Лукан). Свою первую трагедию «Дидона, царица Карфагенская» он написал еще в Кембридже. Такой же классический сюжет лежит и в его последней неоконченной поэме «Геро и Леандр». Но особое значение для английской литературы имели четыре трагедии Марло – «Тамерлан великий, скифский пастух» (1588), «Трагическая история доктора Фауста» (1588), «Эдуард 2» (1592). Эти пьесы оказали большое влияние на развитие елизаветинской драматургии. Считается, что Марло первый создал тип героической трагедии, в центре которой стоит титаническая, исполненная роковой страсти фигура личность. Ему принадлежит введение в обиход елизаветинской драмы белого стиха. Трагедия Марло «Фауст» — это первая в европейской литературе драматическая обработка легенды о докторе Фаусте, которая стала известна писателю из немецкой «Народной книги о докторе Фаусте».
Из «Трагической истории доктора Фауста»:
Сцена 1(Фауст в своем рабочем кабинете)
Фауст.
«Определи свои занятья, Фауст,
И глубину того измерь сначала,
Чему других учить ты захотел.
Начав как теолог, будь им по виду,
Но оцени последний крайний смысл
Во всех отдельных отраслях познанья;
Как жил, умри в границах тех основ,
Которые дает нам Аристотель…»
Джонсон
Бен Джонсон (1573-1637) – английский поэт и драматург, младший современник Шекспира. Его литературная заслуга – создал английскую комедию нравов. Родился в Лондоне, в семье каменщика, учился в Вестминстерской школе. Служил в Армии – военная экспедиция в Нидерландах. Позже, в качестве актера и режиссера работал в бродячей труппе комедиантов. Вернувшись в Лондон, он пошел в труппу Генело, где в 1598 году поставил свою первую комедию «Всяк в своем нраве».
Из-за своего неспокойного характера он трижды сидел в тюрьме. В 1603 году увидела свет его трагедия «Падение Сеяна» на сюжет римской истории. При Якове 1 Бен Джонсон становится придворным драматургом. В 1605 году он пишет свое лучшее произведение – комедию «Вольпоне, или Лиса». Далее следует ряд блестящих комедий - «Эписин, или молчаливая женщина», «Алхимик», «Варфоломеевская ярмарка». В последней пьесе писатель достигает большого мастерства в сценической характеристике жизни «старой, веселой» Англии. К 1611 году относится его вторая трагедия на античный сюжет – «Заговор Катилины». После десятилетнего перерыва писатель выступает с комедией «Склад новостей». Его комедии дают ясное представление о художественном методе драматурга, который нашел свое теоретическое обоснование в «теории юмора». Литературоведы считают, что писатель во многом предвосхитил эстетические искания эпохи классицизма. В своих теоретических высказываниях Бен Джонсон нападает на «романтическую» разнузданность елизаветинской драматургии, отвергает свободную композицию шекспировских драм, настаивает на соблюдении классического единства времени, защищает принципы бытового реализма в противовес патетическому реализму народной драмы.
Из комедии «Эписин, или молчаливая женщина»:
(Героем комедии является богатый вельможа Мороуа, характерной особенностью которого является то, что он не выносит никакого шума. Этот угрюмый эгоист, все готовый принести в жертву своему странному чудачеству. Ни один медник или оружейный мастер не смеет селиться в его приходе. Он платит определенную пенсию уличным музыкантам, чтобы те не подходили близко к дверям его дома. Он живет в комнате с двойными стеклами и наглухо запертыми ставнями. По улице он ходит, нахлобучив на голову целый ворох ночных колпаков. Слуги объясняются с ним только знаками).
Мороуа. «Неужели кроме этой трубы не существует более простого способа избавить моих слуг от обязанности говорить, а мои уши от неудобства слушать? Всякая речь, кроме моей собственной, для меня нестерпима, - она кажется мне резкой, противной и назойливой. Разве я не пойму тебя, если ты будешь отвечать мне знаками? Молчи! Ни слова на мои вопросы...»
Бен Джонсон «Эписин или молчаливая женщина» лист 1
Бен Джонсон «Эписин или молчаливая женщина» лист 2
Бен Джонсон «Эписин или молчаливая женщина» лист 3
Бен Джонсон «Эписин или молчаливая женщина» лист 4
Вебстер
Джон Вебстер (1580 – 1633) – английский драматург, современник Шекспира. Он начал писать в 1601 году. Популярностью пользовались его пьесы - «Белый дьявол» (1612), «Герцогиня Мальфи» (1625). Произведения были написаны на итальянские сюжеты – яркие образцы жанра «кровавой» трагедии. Трагедии Вебстера окрашены в жуткие мистические тона; все ужасы в его пьесах должны свидетельствовать о трагической обреченности человека и о призрачности земного бытия.
«Белый дьявол или Виттория Коромбона» - эта пьеса была написана по действительным событиям, которые разыгрались в Италии шеснадцатго века. Герцог Брачьяно убил свою жену Изабеллу Медичи, заподозрив ее в измене. Вскоре герцог полюбил замужнюю красавицу Витторию. Он убивает ее мужа. Через две недели Виттория тайно обвенчалась с Брачьяно. За это власти судили Витторию и заключили в темницу. Тогда герцог Брачьяно публично признал Витторию своей женой и ту сразу освободили. Так Виттория стала герцогиней Брачьяно. Через некоторое время герцог умирает. Но борьба из-за наследства герцога приводит к смерти Виттории – ее убивают люди Людовика Орсини, родственника покойного герцога. Эти события, которые легли в основу трагедии Вебстера. Правда, писатель кое-что изменил – Бачьяно у него совершает убийство мужа Виттории и своей первой жены в одно время – и то и другое с ведома и одобрения Виттории; герцог похищает Витторию из заключения; большая роль в пьесе отводится брату Изабеллы, флорентийскому герцогу Франческо Медичи, который выступает мстителем за свою сестру. Переодевшись мавром-кондотьером, он проникает во дворец Брачьяно, где, при помощи яда убивают герцога Брачьяно, потом, при помощи сообщников, он убивает Витториу и ее брата Фламиньо. Этот Фламиньо в пьесе является главным злодеем – он собственноручно убил мужа Виттории, свел ее с герцогом, устроил отравление Изабеллы, а также заколол своего младшего брата.
Современники говорили, что муза Вебстера «не Мельпомена, а Горгона…»
Свидетельство о публикации №218062801719