Ида Байкал, Кто он - пророк Мухаммад?

Произведение скопировано со страницы автора http://www.proza.ru/avtor/i775da

Предисловие: Моя краткая работа посвящена основателю ислама - пророку Мухаммаду, который сумел мирными проповедями объединить тысячи людей и уже став политическим деятелем и полководцем создать мощное государство – Арабский халифат. В работе использованы труд индийского учёного Сафи-ар-Рахман аль Мубаракфури, историков и исследователей минувших времен и нашего времени. Работа разделена на небольшие главы для удобного чтения.



 
Глава I.

Мальчика, родившегося 22 апреля 571 года от рождества Христова в Мекке (Саудовская Аравия) в клане Хашим – племени Курейш назвали - Мухаммадом 1). (Мир ему и благословение).

По имени его прадеда – Хашим, его род назывался «бану Хашим» («сыны Хашима»).  Племя курейш занимало высокое положение среди арабских племен – это племя знатных людей и вождей. Среди них Кусай или настоящее его имя – Зейд, был первым попечителем и служителем Каабы, он был хранителем ключей и именно он положил начало кормлению паломников во время хаджа.  А сам Хашим занимался почётной обязанностью – кормлением паломников.  Эта обязанность переходила по наследству – сначала к его брату аль-Муталлибу, потом к детям Хашима и они продолжали выполнять их до принятия ислама.

Хашим был влиятельным человеком среди своих соплеменников. Настоящее его имя было – Амр. Прозвище «Хашим» он получил за то, что готовил еду и кормил людей.  Хашим положил начало торговым путешествиям – один раз в год снаряжали два каравана – один в Сирию, другой – в Йемен.

В одной из торговых поездок он отправился в Сирию и женился там на Сальм-Бинт-Амр. Ему пришлось уехать по торговым делам, оставив беременную жену, и в Газе он умер.

Сальма родила мальчика Шайба - его назвали так, потому что он родился с сединой в волосах. До семи лет он рос в семье матери и братья отца ничего о нем не знали. Только когда брат отца – аль Мутталиб узнал о нем, он забрал его в Мекку. Мальчика называли уже не Шайба, а Абд аль-Мутталиб.  Он рос сильным, выделялся среди своих сверстников красотой и ростом, благородством и щедростью.
 
Пришло время – он женился... У него было несколько детей, среди них Абдуллах – отец пророка. Когда Абдуллах подрос, случилась история – он был предназначен в жертву.

Идолопоклоническая религия требовала жертв.  Абд-аль Мутаталиб расчищал источник Замзама  и тут возник конфликт между ним и курейшитами . Он дал обет, что если у него будет десять сыновей, одного из них  он принесет в жертву Богу. Это произойдет тогда, когда они смогут защищать его. Прошло время, сыновья подросли, и обещание,  данное курейшитам нужно было исполнять. Бросили жребий – жертвоприношением должен был стать Абдуллах – отец пророка. Но братья Абдуллаха и братья отца уговорили всех – вместо него он принес в жертву сотню верблюдов.
 
Абдуллах  женился по решению своего отца – на Амине бинт Вахб – на самой знатной и богатой женщине племени курейш. Помолвка проходила в Мекке.

Отец отправляет его с торговым караваном то ли в Сирию, то ли в Медину. Абдуллах  оставляет свою беременную жену и так и не узнает о рождении своего сына - в путешествии он умирает.  Повторилась семейная история его деда Хашима...

Дед возьмёт на себя воспитание внука Мухаммада и на седьмой день будет праздновать обрезание внука и пышно угощать родственников и гостей...
 
За младенцем первое время присматривала Умм Айман – вольноотпущенница его отца.

Пройдет много лет, и она примет ислам 2), переселится в Медину из Меки, и умрет через шесть месяцев после смерти Пророка.

В те времена в состоятельных семьях кормилиц для младенцев подбирали из племени бедуинов, и даже оставляли на несколько лет  на их воспитание. Это делалось для того, чтобы отделить малышей от оседлого населения, где были возможные очаги болезней.

Первая кормилица Мухаммада была Сувайба, кормившая и своего сына – Масрух.
 
Следующие два года молочной матерью Пророка будет женщина из племени бедуинов  бану са*д – Халима, у которой был и свой младенец. Каждые полгода Халима привозила Мухаммада в Мекку к матери. Пока маленький Мухаммад жил у Халимы, происходили чудеса - овцы в их стаде были сыты, хотя была засуха. Они доили и пили молоко овец, хотя жили на самых бесплодных землях. 

Прошло два года, и Халима попросила мать Пророка оставить его еще на два года... но произошло событие, после которого она наотрез отказалась присматривать за Мухаммадом.

Однажды играя с ребятами на улице к нему подошел ангел Джабриил. Неожиданно повалив его на землю, он рассёк ему грудь, достал сердце и извлёк из него сгусток крови:

- Это - проделки шайтанов... – сказал он и промыл сердце водой из источника Замзама 3), затем соединив две половинки, вложил обратно...
- Мухаммада убили – кричали испуганно дети, игравшие вместе с Мухаммадом. 
Когда они подбежали к мальчику,  он был бледным и на груди был шов...

Испугавшись этого случая Халима отказывается присматривать за ним и возвращает ребенка матери. Прожив вместе с матерью два года, они едут в Медину, навестить могилу отца  Мухаммада. На обратном пути она серьёзно заболела, и вскоре умерла.


1) «МухаммАд» в переводе с арабского – «хвалимый, достойный похвалы» - арабское произношение имени. Произношение имени «МухАммед» - основывалось на системе транскрипции арабских имён, предложенной академиком Игнатием Крачковским - одним из создателем советской школы арабистики, но сегодня считается, что оно устарело. Рекомендуют писать и говорить «МухаммАд».

2)Ислам – (с арабского – покорность, предание) новая религия пророка Мухаммада. Ислам возник в YII  веке в Западной Аравии, в Мекке, где в основном господствовало язычество. Каждое племя арабов имело своего идола и хранились они в Мекке, в Каабе.
 
3)Замзам – священный источник, находится недалеко от Каабы, на территории главной мечети ислама - аль-Масджид аль-Харам. 

Глава 2.


Дальнейшим воспитанием Мухаммада занимается дед Абд аль-Мутталиб. В те времена арабы были закоренелыми язычниками, но среди них были и приверженцы Единобожия, такие как Абд аль Мутталиб. Он забирает Мухаммада к себе в Мекку. Когда ему исполнилось восемь лет, дед скончался и Мухаммада взял к себя родной брат его отца – Абу Талиб. Он был не только охранителем Каабы, но еще и купцом.
Абу Талиб едет в Сирию с торговым караваном и берет с собой двенадцатилетнего племянника.

Путь каравана проходил по пустыне. На ночных остановках арабы увлеченно рассказывали легенды, необычные истории. Одинокая жизнь кочующих племен в пустыне, рождало суеверные фантазии, случившиеся в древние времена.

В своих удивительных рассказах они населяли пустыню добрыми и злыми джинами, необычными событиями. С волнением и вниманием слушал юный Мухаммад эти рассказы, а два предания, которые особенно ему запомнились, он упомянул и в Коране...

«...в древние времена до жизни Авраама 1) в гористых местах – Хиджаз - жили племя людей гигантского роста – тамудиты. Они были фанатичными идолопоклонниками и Аллах направил  пророка Салеха, чтобы направить их на верный путь. Тамудиты не поверили ему и предложили ему доказать священность его послания – «Пусть сделает так, чтобы из пещеры горы появилась верблюдица, с детёнышем в чреве....». Салех стал молиться: и вышла  верблюдица и родила на свет верблюжонка. Многие тамудиты после это чуда отказались от идолопоклонства, но другие оставались в своей вере. Верблюдица осталась с тамудитами с условием, что небесная кара настигнет того, кто навредит животному. Утром она уходила в долину и паслась там до вечера, и потом возвращалась. Чудеса продолжались – когда верблюдица пила воду из источников, она выпивала все до последней капли, не выпрямляясь...  Вечернего надоенного молока было так много, что его хватало на всё племя, но на пастбищах в долине она пугала верблюдиц из соседних племен. Между племенами начались ссоры и тамудиты убивают верблюдицу, решив покончить со ссорами. 

В тот день в небе раздались раскаты грома, а на следующий день тамудиты были найдены мертвыми. Племя тамудитов исчезло...».

Эта легенда оставила в памяти Мухаммада сильные впечатления: Мухаммад в торговых путешествиях старался обходить эти прОклятые места ...

Второе предание связано с городом Эль-Ула рядом с Красном морем: «...В древние времена эти места населяло еврейское племя – идолопоклонники, нарушившими почитание субботнего дня 2). За это старики были превращены в свиней, а молодые люди – в обезьян.»  Эти два предания Мухаммад приводит в Коране...
Караван Аль-Талиба в своём путешествии остановился недалеко от Бусры, за Иорданом. В библейские времена там был город левитов 3), но теперь там жили христиане – несториане 4).

Путешественники остановились недалеко от несторианского монастыря. Братство монахов радушно приняли их. Один из них – известный христианский монах - одни называют его Сергий, другие Бахар или Бахир - был поражен любознательным Мухаммадом.

Монахи-несториане были противниками идолопоклонства, осуждали поклонение иконам, и даже были против креста – общей эмблемы христианства.

Беседы с монахом познакомили Мухаммада с христианской верой и в дальнейших торговых поездках они продолжали общаться.

Бахир, взяв за руку двенадцатилетнего мальчика, сказал:

- Это – господин миров, посланник Творца для миров как благодеяние... только как милость для миров...
Эти слова монаха очень удивили людей из каравана:

- Как ты понял это?
- Когда вы подходили, все деревья склонялись перед ним до земли. А они приветствуют только пророков! 5). И на его спине я увидел знак - печать древнего предсказания - величиной с яблока, о котором нам известно из наших учений...
 
Но не нужно было никаких необычных знаков сектанту монаху, который заинтересовался смышлёным, сообразительным и любознательным юношей - племянником Абу Талиба - охранителя Каабы. Монах искал себе единомышленников еще и потому что хотел распространить в будущем в Мекке христианское учение. Монах Бахир надеялся убедить и привлечь Мухаммада в свою веру, боясь его увлечения еврейской верой.

Затем Бахир щедро угостил курейшитов и расставаясь, обращаясь к Абу Талибу, предостерег его:

- Отправь своего племянника обратно в Мекку, там опасно - я опасаюсь иудеев и византийцев.

Монах-Бахира рассчитывал обратить Мухаммада в свою веру, и предохранить его от увлечения еврейской веры.

После возвращения в Мекку из путешествия по сирийским пустыням Мухаммад был полон преданиями, легендами, услышанными во время остановок караванов, учением рассказанном ему в несторианском монастыре. Он был полон таинственного почтения к Сирии – ведь когда-то туда пришел Авраам из Халдеи и принес первоначальную веру в единого Бога 6).
 
Это путешествие посеяло в нём семена его будущей идеи – религиозной реформы. Он все увереннее шел к истинной единственной вере, которая была дана Адаму при его сотворении – духовному поклонению и вере в единого Аллаха – Творца неба, земли и всего живого на Земле.

1)Авраам – праотец еврейского народа, великий праведник, пророк. Его называют первым евреем, т.к  Авраам – первый из трёх  (Авраам-Ицхак-Яков (его сын и внук)еврейских патриархов-праотцов, живший среди идолопоклонников. Он самостоятельно осознал единство Бога-Творца и считается основателем «аврааимических религий» - иудаизма и берущих из них начала – христианство и ислама.
2) Господь сказал народу Израилеву – «почитание субботнего для – это знак их верности», т.е в этот день  «нельзя делать никакой работы»...

3) Левиты – часть евреев, потомки Левия – третьего сына Иакова и Лии.

4)Несториане названы по имени монаха Нестория. Основа его учения - Христос не был сыном Божьим, а был человеком - в котором жил Бог, не почитание икон и т.д.

5)Пророков «наби» согласно вероучению было 124 тысячи, из них выделяют 313 человек, которые одновременно и пророки и посланники. В исламе все посланники одновременно и пророки, но не все пророки одновременно и посланники. Среди посланников особо почитают девять человек – и называют их «стойкими пророками». Восемь из девяти – почитают и христиане, но по мнению мусульман искажают их имена: Ной(Нух), Авраам (Ибрагим), Иаков(Якуб), Иосиф(Юсуф), Моисей (Муса), Иов (Айюб), Давид (Дауд), Иисус Христос (Иса). И девятый – Мухаммад (в арабском языке).

6)»Бог» в  переводе «Аллах» с русского на арабский язык. По мусульманскому вероучению - Аллах один и существует в единственном лице. Он сотворил землю, все живые существа, семь небес: рай – на седьмом небе и ад - ниже первого неба. Выше седьмого неба - находится трон Бога-Аллаха. У Аллаха  99 имён - Единый, Вечный, Всевышний, Великий, Славный, Милостивый, Милосердный, Карающий...и др.


Глава 3.


Пророк не получил от отца наследства. Со своими молочными братьями из племени бану са’д он пас овец. Затем он будет вспоминать об этом в начале своего пророческого предназначения словами: «Не было пророка, который бы не пас овец». В роду Пророка все занимались торговлей и он перешел к торговым делам, зарекомендовав себя надёжным партнером в сделках. Его стали называть -  Амин («Верный, надежный, честный»). В одной из его поездок Хадиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах)  - богатая и знатная женщина племени курейш – дает пророку Мухаммаду большую сумму денег.
 
Хадидже бинт Хувайлид было сорок, она пережила два замужества и оставшись одна с маленьким сыном, заботилась сама о себе. Она отдавала деньги купцам, которые вели на них торговлю за определенную плату. В это время Мухаммаду двадцать пять - среднего роста, широкоплечий, с волнистыми до плеч черными волосами, разделенные на прямой пробор. Из-под широких бровей - открытый взгляд больших карих глаз, белки которых были немного красноватого оттенка, с густыми ресницами, от которых казалось, что глаза подведены сурьмой и орлиным носом и густой бородой...
 
Взяв у Хадиджы большую сумму денег, он отправляется вместе с её слугой в Сирию. Эта поездка оказалась очень удачной. Он получил большую прибыль, отдал и Хатидже её деньги с прибылью. После их знакомства проходит два месяца.
 
О сватовстве Пророка рассказывается кратко. Между слугой Хадиджы - рабом Майсары и Мухаммадом прошел такой диалог: «Почему бы тебе не женится, Мухаммад?» - «У меня нет средств». - « А если бы тебе сделала предложение богатая женщина, да к тому же богатая и знатная?» - « Кто же это?  «Хадиджа!». -  « Да этого не может быть» - «Я  все устрою», и вернувшись к своей госпоже всё рассказал ей.

Хадиджа влюблена в молодого Мухаммада  и решается послать к нему свою подругу Нафису с предложением... женится на ней. Мухаммад не опешил от её предложения, видимо искра любви уже пролетела между ними.

К Хадидже сватались многие знатные люди, но она всем отказывала. Она была замужем два раза. От второго брака у неё родился сын, но вскоре она овдовела.

И так или иначе, очень скоро, через два месяца после знакомства, они поженились. Рассказав всё братьям отца и получив одобрение на брак, они сосватали Хадиджу. Его подарком к свадьбе было – двадцать, а по другим источникам – шесть молодых верблюдиц. Став первой и единственной женой Пророка, который до её смерти не был женат на другой женщине, она познала с ним счастье, всей душой верила в миссию Мухаммеда.

Хадиджа первой приняла ислам, была матерью всех его шести (по некоторым источникам пяти) детей. Два сына умерли в раннем детстве, а девочки дожили до его пророческой миссии, приняли ислам и переехали из Мекки в Медину... и скончались задолго до его смерти. Только Фатима пережила отца на шесть месяцев.
 
Пророк Мухаммад говорил о своей любви к его первой жене: «Сердце мужчины может принадлежать только одной женщине». Хадиджа была Пророку не только идеальной женой, окружив его заботой и любовью, но и верным другом, помощником в распространении ислама. Она умерла в 65 лет в 620 году от болезни, и этот год  назвали «Годом грусти».
 
У Мухаммада родился сын и от Марии аль-Кибтия – египтянки из числа коптов 1), она была подарена ему Египетским владыкой и стала наложницей. Исследователи биографии пророка  не упоминают её в качестве жены, но фактически после рождения сына она стала его женой и пророк даровал ей свободу. Их ребёнок Ибрагим – скончался, когда ему было 18 месяцев.  Умерла Мария в 638 году в Медине.

Мухаммаду не чуждо было ничто человеческое. После смерти Хатиджы прошло несколько лет и он женился вновь. Исследователи - биографы Пророка считают, что у него было после смерти его первой жены – было 15, но в конце концов исследователи остановились на цифре – 13 жен. Это цифра считается официальной. По мнению автора книги «Сирейи-Ибн Хишам» Пророк был в интимной связи жизни только с 11 женами. Двое из них скончались еще при жизни посланника Аллаха. Среди них были женщины – рабыни, взятые в плен после сражений из знатных родов; племянница его дяди по женской линии; дочь главы враждующего с ними племени, после женитьбы на ней вражда между племенами закончилась. Женщине из иудейского племени, попавшей в наложницы, Мухаммад дал свободу и предоставил выбор уйти или остаться, она осталась.  Все женщины были вдовами, когда выходили замуж за Пророка.

По преданию, среди жен единственной девственницей была Аиша – дочь Абу Бакра, по некоторым источникам ей было больше десяти лет, по другим источникам ей было семнадцать лет. В древних обществах такие ранние браки были обычным делом и никакого осуждения не вызывали.
 
Многоженство существовало в разных частях мира еще до прихода Ислама. Многие библейские цари и пророки имели более одной жены, а царь Соломон, согласно 3-й Книге царств имел семьсот жен и триста наложниц.

Когда Пророк начал проповедовать Коран, арабы практиковали неограниченное многоженство. Ислам ограничил многоженство и определил рамки. В Коране на этот счёт сказано: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на тех женщинах, которые нравятся вам и дозволены для вас: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете /одинаково/ справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (сура 4 «Женщины», аят 3). В другой суре речь идет не только о распределения внимания и удовлетворении материальных нужд жён, а о чувствах, над которыми человек не властен. «Вы не сможете относиться к жёнам /одинаково/ справедливо, даже при сильном желании». (сура 4 «Женщины», аят 129). Если муж одинаково относится к женам, то он не будет спрошен за то, что испытывал к ним разные чувства. Но в то же время шариат Аллаха учитывает как интересы мужчин, так и интересы женщин. Если у мужчин есть право жениться во второй раз, то у женщины есть право потребовать, чтобы муж не брал вторую жену, пока состоит с ней в браке.
 
Так случилось у дочери Пророка – Фатимы. Когда зять Посланника – Али ибн Абу Талиб – муж Фатимы - собрался жениться во второй раз, она воспротивилась этому. Мухаммад поддержал свою дочь и не позволил ему так поступить, но сможет - только в том случае, если он разведется с его дочерью.

Многие богословы считают, что единобрачие лучше многоженства. Именно оно является основной формой семьи.  Когда был ниспослан аят, ограничивающий количество жен – до четырех, пророк был женат уже на девяти женщинах. Те, кто был женат на более чем четырех женщинах, должны были выбирать и оставить не более четырех. После развода, женщины уже не могли выходить замуж и до конца своей жизни обречены были оставаться незамужними. Когда Пророк предложил каждой из них развод – ни одна не согласилась и по этой причине ему было позволено оставить их всех своими женами.
 
Все браки нашего Пророка, как считают исследователи, были заключены либо по политическим, либо по социальным соображениям. Обвенчавшись с некоторыми женщинами, он ближе сблизился с их семьями и племенами, вдов он взял под свою опеку и защиту, проявляя заботу их осиротевшим детям.

Пророк испытал особые чувства к Аише, после своей первой жены, но заботился о всех одинаково и перед смертью даже просил разрешения у других жён провести последние дни перед смертью в её доме.
 
Брак с Хадиджей предоставил Мухаммаду возможность занять место среди богатой знати своего города. В обществе его уважали за нравственные качества, честность и называли аль-Амин («Верный, надежный, честный»). Образ жизни Мухаммада был самым благочестивым, как говорил о нём его дядя Абу Талиб.

Пророк Мухаммад поддерживал неимущих, не терпел идолопоклоннических предрассудков, не принимал участие в их праздниках и торжествах, не ел мяса жертв, приносящих идолам, не пил вина, и не был любителем увеселительных мест меканцев.

До нас дошло предание:  Мухаммад мудро разрешает спор при ремонте Каабы,  который чуть не привел спорящих к дракам и резне. По преданию – ещё до двухсот лет до существования Мухаммада – Эсвад-Чёрный камень был принесен ангелом из Рая Адаму, и этим положил начало Каабе.

Историки считают, что с начала Кааба была христианским святилищем, но после разделения магометанства от христианства, Каабу уже объявили мусульманской святыней и не магометанам вход закрыли.

... Стены Каабы пострадали от времени, сели и пожара. Курейшиты вынуждены были строить новое здание.  Приняли решение, что для ремонта нужно использовать только «чистые» деньги – пожертвования блудниц, ростовщиков, отобранные обманом или силой – не принимались.

Разобрав стену до фундамента Ибрахима, они исключили в несколько локтей стену с северной стороны, так как не хватило средств. Каждое племя воздвигало определенный участок. Работами руководил византиец – Бакум. Дело дошло до возвращения Чёрного камня на место и все старейшины племен хотели взять на себя осуществление этой почетной обязанности.

Разгорелся спор, он длился пять дней и грозило закончиться кровопролитием. Один из старейшин – Абу Умайе аль-Мугире аль-Махзуми предложил:

- Пусть рассудит наш спор тот, кто первым войдет в Каабу...
Им оказался Пророк. Увидев его, послышались крики:
- Это Амин, это – Мухаммад! Пусть решит наш спор!
Пророк разрешил этот спор. Расстелив плащ на земле, он положил на него Чёрный камень, предложив старейшинам племен взяться за его концы и поднять его. Таким образом они все вместе внесли Чёрный камень, а устанавливать по общему решению стал Мухаммад.

И в наше время Чёрный камень возвышается на полтора метра выше над уровнем места, предназначенного для обхода Каабы. Дверь также была поднята на высоту - два метра, стены также стали выше на восемнадцать локтей 2), установили шесть столов в два ряда и покрыли крышей, прежде ни крыши, ни столбов у Каабы не было.
 
После женитьбы Мухаммад продолжать заниматься торговыми делами, часто уезжая в дальние путешествия с караванами.

Во время таких путешествий он часто встречался и общался с евреями и христианами, беседы с ними всё больше меняли его взгляды на существующую религию идолопоклонства.
На его религиозные размышления особо повлиял и двоюродный брат его жены – Барака. Он был умным, мыслящим, мудрым человеком и неопределенной веры – сначала иудеем, затем христианином, интересовался астрологией.

Барака вошел в древнюю историю как первый переводчик частей Ветхого и Нового Заветов на арабский язык. Историки предполагают, что именно у него Мухаммад получил сведения об этих священных книгах, о преданиях Мишны 3) и Талмуда 4), из которых он много данных писал в Коране.

Знания Мухаммада шли в противоречия с идолопоклонством, царившем в Аравии и в Каабе. Это священное здание постепенно наполнялось идолами, число которых дошло до трёхсот шестидесяти, получалось, что по одному идолу - на один день одного года. С разных мест привозились идолы различных народов: из Сирии – идол Хабал – который вызывал дождь, идолы Девы Марии, Авраама и Измаила, изображенные с волшебными стрелами в руках, как символами их магической силы и почитаемые ранее как праотцы и пророки.


Глава 4.


Мухаммад часто уединялся... в своих размышлениях, которые не давали ему покоя - он искал ответы и не мог найти.  Часто он уходил в пещеру Хаир и проводил там долгое время. Так, во время такого уединения его постигло откровение.

Сороколетний Пророк рассказывал:  в это время его постигла такая сильная боль, что он подумал, что умирает. В благословленную ночь - в Ночь могущества явился к Пророку явился ангел Джебриил в образе человека с шелковым свитком. Развернув его, обращаясь к Мухаммаду ,он сказал – «Читай!». - «Я не умею читать!» - отвечал Посланник Аллаха.
Так повторилось два раза. В третий раз Джебриил сказал: «Читай! Во имя твоего Господа, который сотворил человека из сгустка крови. Читай! Ведь твой Господь самый великодушный. Читай, во имя Всевышнего, научившего человека пользоваться пером и научившего человека тому, чего тот не знал».

Тут Мухаммад почувствовал, что его сознание озарилось светом и он прочёл на свитке повеления Бога, в последствии изложенные им в Коране. Когда он окончил чтение, посланник неба сказал: «Ты, Мухаммад, поистине пророк Бога, а я его ангел Джабриил (Гавриил). Таким образом, Пророк Мухаммад, получил послания Аллаха, которые шли против установившихся норм арабского общества – против развращённости, невежества, распущенности, агрессии ...

Мухаммад нигде ни чему не учился, даже не умел читать и писать, не изучал богословие, историю, природные науки и все остальные темы, которые использованы в тексте Священного писания и потому не мог быть автором Корана. Ему исполнилось сорок лет и вдруг, вернувшись из уединения с гор, он приступает к написанию чистейшим литературным арабским языком Священной Книги, ведь по поэтичности и высоте слога Коран уникален.

Историки утверждают, что он принципиально не прикасался к чтению и письму. Он так и остался безграмотным, у него было сорок секретарей – записывающих его слова Священного текста. Почему? Ответ на этот вопрос в Священной книге – (Коране – в суре 29:48) – «Ты не читал ни одного Предписания и не переписывал его своей десницей. Иначе приверженцы лжи впали бы в сомнение». Даже если предположить, что в беседах с монахами и остальными он мог почерпнуть знания, как он мог запомнить все 73 книги Библии?  Сам Мухаммад по этому поводу часто говорил о том, что не является автором Корана, а тексты, которые он диктовал писарям – Божественное Откровение, посланное ему Аллахом, и религия Ислам вымышлена не им, а установлена Богом.

Вся его последующая жизнь – это борьба против его непринятия как пророка. Он проповедовал мир, уважение религии и народов и об этом он ясно говорил в своей проповеди на горе Арафат. Вся его жизнь противеречит предположениям, что он назвал себя пророком, стремясь к обогащению и цель его религиозной реформы – власть, богатства, слава...
 
До  религии ислама на Востоке существовала вера в джинов. Рассказывают, что в древние времена джины имели возможность подниматься на небо, но были оттуда изгнаны из-за того, что вмешивались в чужие дела. По-прежнему оставаясь любопытными, они взбираются на звёзды, чтобы заглянуть оттуда на небо и увидеть и подслушать, что там делается. Ангелы гонят их оттуда пламенными мечами.

Другие легенды рассказывают, что в древние времена джины населяли нашу землю. Они восстали против Всевышнего, завладели господством над землею и пользовались ею  две тысячи лет. Наконец, Всевышний послал Люцифера и он победил их короля Гигана-бен-Гигана-  творца пирамид. Король обладал волшебным щитом, который достался царю Соломону Премудрому и этим самым он получил власть над колдовством магов и злых джинов. Побежденные и униженные джины, были загнаны на темный край света.

И в это время Бог сотворил человека, и предоставил ему для жизни весь земной шар. По понятию мусульман, ангелы созданы из ярких драгоценных камней, а джины из огня без дыма, а Адам создан из глины.

Пророк Мухаммад передает их откровенный рассказ о самих себе в 72 суре Корана – ««Некогда мы старались подсмотреть, как ведутся дела на небе, но оказалось, что оно охраняется ангелами с огненными мечами; и мы присаживались там на некоторых местах, чтобы подслушать разговоры их обитателей; если же кто подсматривает теперь, то находит пламя, приготовленное для охраны небесных пределов. Некоторые из нас — мусульмане, но есть и совратившиеся с истинного пути. Принявшие ислам избрали истинный путь; уклонившиеся же от него станут растопкой для геенны огненной».

Мухаммад не объявлял открыто, что он изобрел новую религию. Он считал, что возрождает религию, полученную людьми в давние древние времена – от самого Бога.  В Коране говорится: « Мы следуем религии правоверного Авраама, не бывшего идолопоклонником. Мы верим в Бога и в то что послано нам и было ниспослано Аврааму и Измаилу, Исааку и Иакову и племенам их.  Верим в то что было даровано от господа Моисею и Христу и другим пророкам. Мы не делаем различия между ними и покоряемся Богу».
   
Коран - великая Книга, излагающая его веру – появилась не вдруг, а по частям, по требованию обстоятельств и по степени  возбуждения его чувств.  В этой религии главная основная мысль - «Нет Бога, кроме Бога» и прибавлено - «Мухаммад – Божий пророк». Много в Коране из Библии, Мишны, и Толмуда. 

Мухаммед в   детстве проникся уважением к еврейской вере, так как его мать, как предполагают исследователи, исповедовала эту религию.

Поклонение иконам, святым, и картинам их изображающих – отвергалось как уклонение в сторону идолопоклонства, и таковы были взгляды несториан, с которыми Мухаммад был знаком с детства.

Всякая живопись, изображающая  живые существа, запрещались. Мухаммад любил повторять, что ангелы не входят в дом, где есть такие изображения, а людей рисующих их, они обяжут в будущем мире под страхом наказания найти душу для своих картин.

Большая часть христианских заповедей милосердия введена и в Коран. Раздача милостыни считается обязанностью, и закон справедливости – « поступай с другими так, как хочешь, чтобы и с тобой поступали» – предписан, как нравственный долг для правоверных.

В Коране говорится «Не поступай несправедливо с другими и никто с тобой не поступит несправедливо».
«Накорми голодного. Посети больного и не ходи по земле бесцеремонно, потому что Бог не любит гордых и тщеславных. Ходи скромно и не возвышай голоса, потому что самый неблагодарный из всех голосов есть голос осла».

Мухаммад с отвращением относился к любому идолопоклонству,  укрепившееся у арабов, к которым и он сам привык с детства.  Эти взгляды были несовместимы с учением о единстве Бога, но были все-таки сохранены - это путешествия в Меку – хадж и посещения Каабы, посещение колодца Земзем.
Древний арабский молитвенный обряд омовения, сопровождающий молитву, был также сохранен.
Молитвы должны происходить в определенные часы дня и ночи пять раз, обращаясь к кибле.

После каждой молитвы стих в арабском оригинале удивительный – «Боже, нет иного Бога кроме Бога, кроме Его живого, вечно живущего, не спящего и не дремлющего. Ему принадлежат небеса и земли, и всё - что в них есть. Кто может предстать перед ним без Его воли? Он ведает прошедшее и будущее, но никому не доступны Его знания, кроме тех, кому он их открывает. Он царит над небом и землей, и Ему не трудно управлять ими. Он Всевышний и Всемогущий».
 
Мухаммад говорил: «Ангелы одни днём, другие ночью и они постоянно пребывают среди вас. Когда ночные ангелы возвращаются на небо, Бог спрашивает их: «В каком положении они оставили его создания?» - «Мы нашли и оставили их молящимися» - ответят они.

Воскресения мертвых и Страшного Суда похоже на учение христианской религии, но к ним примешаны и земные чувства мусульманского понятия рая. Мусульманские богословы учат, что Бог слушает три голоса – голос человека, читающего Коран, голос того, кто молится о прощении, и голос петуха, поющего по утрам и прославляющего Всевышнего. При приближении последнего дня, Аллах прикажет этой птице сложить крылья и перестать петь В это время все земные петухи перестанут петь, и их молчание  будет признаком приближения Судного Дня.  Последний день так описывается в восемьдесят первой суре Корана:
 
«Наступит день, когда исчезнет солнце и звезды спадут с неба,
Когда самка верблюда, готовая родить, будет оставлена без призора, и когда дикие звери со страху соберутся все вместе,
Когда поднимутся волны океана и души умерших соединятся с телами своими,
Когда девочка - ребенок, погребенная заживо, спросит, за какое преступление принесена она в жертву,
Когда книги вечности будут раскрыты,
Когда небеса исчезнут, как бумажные свитки; когда ад яростно запылает и явны станут блаженства рая,
В этот день откроются все дела каждой души,
Воистину, клянусь звездами, быстро несущимися и мерцающими при солнечном блеске, клянусь мраком ночи и рассветом дня, что слова эти не от злого духа, но от ангела, властного и достойного, которому доверяет Аллах и которого чтут другие, подвластные ему ангелы; клянусь, что собрат ваш, Мухаммад, не безумен. Он видел посланника небес при свете ясного дня, и ему открыты были слова увещевания для всех тварей».

Глава 5.


Вся жизнь Пророка противоречит предположению о том, что Мухаммад назвал себя Посланником в целях обогащения, а цель его религиозной реформы – власть и богатство.

После смерти Хадиджы, до начала его пророческой деятельности, его материальное положение было намного лучше, чем после. Скромная жизнь была уже в норме, что он уже не обращал внимания, что жил намного беднее других мусульман. Однажды мекканцы предложили ему в обмен на отречение от исламства богатства, но он наотрез отказался. От вождя племени Фадак он получил четырёх верблюдов, нагруженных дорогими тканями и золотом. Как пишут исследователи его биографии, он раздал все бедным мусульманам.  Своим внешним видом он подчеркивал свое отношение к богатству: носил скромную одежду, иногда она была шерстяная, иногда полосатая бумажная, как принято носить в Йемене. На голове он носил чалму. Она обвивала голову так, что один конец свисал по спине между плечами, и по его словам, именно так носили её ангелы. Он был против золотых колец, носил серебряный перстень, служивший печатью. На внутренней стороне этого перстня были выгравированы слова: «Мухаммад, посланник Бога». Мухаммад был щепетилен насчет чистоты, часто соблюдал омовения.
 
Пророк был чувственным мужчиной и часто повторял: «В мире есть две вещи, восхищающие меня – женщины и благовония. Они радуют мой взор, и придают мне силы быть более ревностным  в благовонии». От него всегда шло приятное благоухание и ученики приписывали это врожденному свойству его тела. В присутствии красивой женщины он постоянно гладил свой лоб, расправлял волосы, как бы из желания казаться интереснее... В питании он был всегда умерен, соблюдал все посты. Умственные качества Пророка были без всяких сомнений незаурядны. Не получив образования, он обладал отличной памятью, развил и обогатил своей ум  наблюдательностью и живым воображением. Голос его приятный и звучный, ведя разговор, он воодушевлялся и становился все более красноречивым.

Исследователи и биографы пишут, что в поведении он был скромным, не допускал никакого возвеличивания. Как-то в селении люди встали в знак приветствия, когда он подходил к ним, но он запретил так делать – считая что такое раболепие недопустимо. Затем к нему подошел человек и трепеща, задал ему вопрос. Мухаммад похлопал его по плечу и ответил: «Я всего лишь сын женщины, которая ела сухой хлеб». Часто он повторял, не разрешая себя восхвалять: « Не возносите меня так же, как христиане провозносят Иисуса – сына Марии, а говорите обо мне: он – раб Аллаха и Его посланник». 

Часто его последователи пытались  возвеличивать его, но он твердо стоял на своём: восхваление и повиновение должно быть только Аллаху, нашему Творцу.

В пророческой деятельности Мухаммаду больше всего труднее было бороться с насмешками людей, не желающих и не понимающих миссию Пророка. На улицах ему кричали, показывая на него пальцем: «Смотрите на внука Абд аль-Муталлиба. Он утверждает, что знает всё, что творится на небе!».

Он подвергался упрёкам, оскорблениям невежд, черни и даже критическим насмешливым памфлетам, которые молниеносно распространялись и задерживали рост ислама больше, чем любые жестокие преследования. 

Люди настаивали и требовали от Мухаммада сверхъестественных доказательств истинности его утверждений. Они говорили: «Моисей, Иисус и другие пророки доказывали божественность своего пасланничества чудесами. А если ты действительно пророк, и даже больше, чем они, то твори такие же чудеса». Ответ Мухаммада записан в Святой книге – «Какое чудо может быть больше Корана, книги откровения, написанной при посредстве неграмотного человека? Язык её так возвышен, доводы так неоспоримы, что дары дьявола и человека, соединенные вместе, не могли бы составить ничего подобного. Сам Коран есть чудо».
 
Но люди требовали других чудес. Людям хотелось, чтобы он воздвиг золотой дворец в пустыне, или при них вознесся на небо, или воскресил мёртвого, или заставил немого говорить, или глухого слышать...

Мухаммад возражал, а иногда угрожал: «Я человек – посланный Богом, Его апостол... Бог является свидетелем между мною и вами. Те, которым Он даст способность убедиться, поверят искренно; те же, которых Он допустит остаться в заблуждении, не найдет никого, чтобы помочь их неверии. В день воскресения они предстанут слепыми, глухими, немыми и будут пресмыкаться, наклонив голову к земле. Такова будет кара за их неверие». И продолжает: «Вы настаиваете на чудесах. Бог дал Моисею силу творить чудеса. И что же вышло? Фараон пренебрег его чудесами, обвинил его в волшебстве и старался изгнать его вместе с народом из страны; но фараон был потоплен вместе с войском своим...».

Некоторые исследователи биографии Пророка пишут о том, что Мухаммад иногда творил чудеса, отступая от своих правил, тогда, когда видел, что его слушатели недоверчиво слушали его проповеди.

Однажды он, окруженной толпой, подозвал быка и снял с его рога свиток, на котором была написана глава из Корана, только что ниспосланная с неба. В другой раз голубь сел ему на плечо и стал что-то нашептывать ему в ухо, или велел вырыть яму перед собой, в которой оказались два кувшина – один с мёдом, а другой – с молоком. Посланник объяснил, что эти кувшины – символы изобилия, и обещаны небом всем, кто будет повиноваться законом Аллаха. Можно верить и не верить в эти чудесные истории, как сказки, придуманные фанатиками, но чудеса все-таки случались...
 
Распространение новой веры шло медленно. В первые три года в ислам было обращено всего сорок человек: из среды иностранцев, рабов и молодежи. Собрания для молитв устраивали тайно – в домах из новых верующих или в пещере недалеко от Мекки.

Учение Мухаммада было отвергнуто его Родственниками и друзьями учение Мухаммада было отвергнуто, но постепенно стало находить понимание у простого народа. В первую очередь - среди женщин, всегда готовых сочувствовать тому, кого преследовали.

Арабы всегда утверждали, что они исповедуют религию Ибрахима и одним из важных обрядов этой религии был хадж в Священный дом Аллаха. После овладения Меккой Мухаммаду была ниспослана сура «Покаяние». Её зачитал Абу Бакр перед людьми. В ней говорилось, что отныне многобожникам и обнаженным запрещено совершать хадж и запрещается входить в Каабу.

Упорствовали в своей вере христиане и иудеи. Иудейская вера рано распространилась в Аравии.

После разрушения Иерусалима римлянами, многие евреи поселились среди коренных жителей Аравии, образовали свои общины и достигли значительной власти и влияния. Христианская религия также была распространена в арабских племенах.

Однажды еврейский поэт Кааб ибн Ашраф, читал перед толпой стихи, в которых он пытался настроить курайшитов к мести Мухаммада. Пророк гневно воскликнул: «Кто же наконец избавит меня от этого сына Ашрафа?». Через несколько дней Кааб ибн Ашраф был убит ансаром из ауситов 1). Та же участь постигла и Асму, дочь Мервана, сочинявшую сатирические стихи на Пророка.
 
Началось открытое противостояние неверующим в ислам. Этому послужил и случай, происшедший в квартале кайноков 2).  В этот квартал пришла  молочница арабка, её окружили молодые евреи, прослышавшие о её необыкновенной красоте. Они стали просить её открыть лицо, что противоречило законам приличия её племени.

Молодой еврей – мастер золотых дел, лавочка которого находилась недалеко по соседству, незаметно прикрепил конец ее покрывала к скамье, на которой сидела девушка. Когда она встала, покрывало ее слетело. Молодые люди стали смеяться, посыпались шутки. Девушка стояла красная от стыда. Стоявший недалеко мусульманин принял такую шутку как оскорбление и бесчестье девушки. Вскоре он вытащил саблю и вонзил в тело юноши, но тут же был убит другими евреями. Мусульмане соседнего квартала и кайноки схватились за оружие, но так как кайноков было меньше, то они спрятались в крепости.

Мухаммад, возмущенный таким поведением евреев, стал настаивать на том, чтобы провинившийся род принял ислам. Но евреи указывали на договор, по которому они имели право проповедовать свою веру. В итоге кайноки не приняли ислам, их имущество было конфисковано, а сами они в количестве семисот человек были изгнаны в Сирию.

После этого происшествия  Мухаммед уже не стал склонять евреев к своей вере - они стали предметом его религиозной ненависти. Свое прежнее постановление, по которому местом киблой признавался Иерусалим, он заменил  Меккой, к которой мусульмане обращаются лицом  во время молитв.

Христианские исследователи, обсуждая появление Мухаммада, называли его врагом церкви. И приводят примеры - суеверные рассказы о чудесах проходивших в то время. В Константинополе явилось много уродов и проносились страшные видения, которые вселяли ужас людям – очевидцам тех событий. Во время некоторых религиозных процессий качались кресты, от чего видевшие это приходили в ужас. А из вод реки Нил вышли два монстра – несколько времени оглядываясь по сторонам снова скрылись в волнах реки. В течение дня солнце казалось уменьшенным на треть своего размера, а в одну из безлунных ночей огненный свет озарил небо, на котором засверкали кровавые копья.

Арабы не привыкли покоряться кому-либо и войны длились годами, хотя за это приходилось платить многочисленными жертвами.

Например, племена бакр и таглиб воевали между собой сорок лет и в сражениях погибли около 70 000 человек. Арабы хотели втянуть и Мухаммеда в длительную войну, но войны, которе вёл Мухаммед, шли всего восемь лет. Племена арабов, принявших ислам добровольно, не познали позора поражения и плена.

Через тринадцать лет Мухаммадом написано большая часть Священной книги и в это время он переезжает в Медину. Встречается там со многими иудеями Медины и христианами из Наджрана, дискуссирует с ними, ведет споры, доказывая правильность исламской веры. Многие современники Мухаммада из числа иудеев и христиан поверили в его пророческую миссию и приняли ислам.

Здоровье его ухудшалось, припадки которыми он страдал, участились, но он по прежнему занимается проповедничеством и уже готовится к вторжению в Сирию и Палестину.

В это время появились два лжепророка – самозванца - аль–Асвад  и Мусайлама. Аль-Асвад сначала был идолопоклонником, затем перешел в ислам, но затем стал проповедовать свою религию, не похожую ни на одну из прежде религий. Он уверял дюдей, что получает послания с неба с помощью двух ангелов. Искусный фокусник, он демонстрировал перед толпой фокусы. Его проповеди некоторое время имели большой успех.

Это было время, когда люди легко переходили из одной веры в другую...

Второй самозванец – араб Мусалайма властвовал над городом и областью между Красным морем и Персидским заливом. Он принял ислам от имени своего племени, а возвратившись к себе в племя, объявил всем, что написал Коран и получил от Бога дар пророчества и указание помогать Мухаммаду. По его учению душа человека находилась в брюшной полости. Аль-Асвад был убит поданными Мухаммада, а расправу над Мусалаймом отложили на более подходящее время.

1)Ансары – коренные жители Медины, принявшие ислам и ставшие верными сподвижниками пророка Мухаммада.
 
2)Кайноки – один из трех еврейских родов.


Глава 6


Настало наконец время, когда  Мухаммад  объеденил одной верой разрозненные арабские племена и вдохновил их на создание нового единого государства. Племена арабов, ранее поклонявшиеся идолам, становились один за другим последователями его религии, утверждавшую, что она возрождает веру их предков.
 
Начались завоевания Сирии. Командовать походом Мухаммад доверил двадцатилетнему Осаму.  Во время военных действий у него начались сильные приступы его болезни, истоки  видели в отравлении в напитке,  преподнесенном ему в Кхаибаре. После очередного приступа он идет со своим рабом на кладбище и обращается к могилам: « Радуйтесь, вы, обитатели гробов! После вашего пробуждения вам будет спокойнее предстоящего живущим». Помолившись за покойников он сказал своему рабу: «Мне дан выбор, оставаться в этом мире до конца века и упиваться всеми наслаждениями, или скоро возвратиться к Богу. Я избрал последнее».

Здоровье пророка резко ухудшалось. Умирал он в доме одной из своих жен - самой любимой после Хадиджы из всех остальных – Аише. За несколько дней он сильно ослаб и уже не мог выходить на проповеди. Имамом был назначен Абу Бакр.
 
Очень скоро до него дошло известие, что появление Абу Бакр на кафедре во время молитвы вместо него разнесло слухи, что он умер. Собрав последние силы он пришел в мечеть и сел позади него. В конце проповеди, он обратился к собравшимся: «Я слышал, что вас встревожил слух о смерти вашего пророка; но разве до меня хоть один пророк жил вечно ? Из чего вы могли бы заключить, что я никогда не оставлю вас? Всё совершается по воле Бога и имеет свой конец, которого ни ускорить, ни избежать невозможно.
Я возвращаюсь к Тому, Кто послал меня, и обращаюсь к вам с последним увещеванием: оставайтесь в единении, любите, уважайте и поддерживайте один другого; помогайте друг другу в вере, в твердости веры и в благочестивых делах; чрез них только человек достигает благоденствия; все же остальное ведет к погибели. Я ухожу раньше вас, но и вы скоро последуете за мной. Смерть — всеобщий удел; никто не должен стараться отвратить её от меня. Я жил для вашего блага, и ради него я и умру».
Это обращение Мухаммада к людям было последнее.

В день смерти Мухаммад призвал к себе свою дочь Фатиму. Когда она подошла к нему, он велел ей наклониться, затем что-то сказал ей на ухо. Она заплакала, и он прошептал ей никому неслышные слова, она улыбнулась. Когда её спросят, что же говорил ей перед смертю Мухаммад, Фатима расскажет : «Сначала он сказал мне, что совсем скоро умрет и я заплакала. Потом, что я буду одной из первых, кто последует за  ним и что я стану госпожей всех женщин...».

Перед смертью у Мухаммада началась агония, он говорил приходя в сознание: "Аллах! Прости и помилуй меня и присоедини меня к высшему обществу." Эти слова он повторил трижды, после чего скончался.

Умирая Мухаммад был неимущим, как подобает быть Божьему посланнику, хотя уже несколько лет был главой арабского государства. Незадолго до смерти последние 7 динар он раздал беднякам.

Похоронен Пророк Мухаммед там, где хотел – в том месте, где его настигла смерть. Его желание исполнили буквально – могилу вырыли под той постелью, в которой он умер в доме Аишы. Дом Аишы представлял скромное жилище – между глиняных стен с деревянными столбами и покрыта пальмовыми листьями. Со временем на этом месте был выстроен величественный храм с несколькими белыми куполами и минаретами. За металлической решеткой, перевитой позолоченной проволокой находятся гробницы Мухаммада, двух друзей его, Абу Бакра и Омара и дочери Фатимы. Увидеть это место через заграждение можно только через небольшие маленькие окна. Над этим священным местом – величественный купол с позолоченным шаром и на вершине –полумесяц.
Посещение этой мечети в Медине считается благочестивым и почтенным делом, но необязательным для мусульман. Посещение Мекки – религиозный долг мусульманина. И наверное поэтому Медину богомольцы навещают всё реже.
 
Мухаммад был удачным, мудрым лидером – ведь за двадцать три года он сумел создать огромное государство. Многие исследователи считают, что он добился всего этого благодаря Исламу. Пророк Мухаммад всегда говорил, что если бы он желал власти и славы, он приписал бы себе написание Корана и разработку ислама... и часто подчеркивал, что Священная Книга не его сочинение, так же как Ислам – религия, установленная Аллахом. Пророк Мухаммад умер в Медине в 632 году так и не оставив преемника.
 
За всю историю человечества две личности удостоились такой любви, уважения и почтения – Иисус и Мухаммад (Мир ему и благословение Всевышнего!)  и как он говорил: «Все посланники Божьи – братья».


Рецензии
Я не понимаю тех, Виктор, кто перетаскивает чужие произведения на свою страницу, и таких здесь немало, а это не одобряется модератором. Вы для чего это сделали, можете сознаться? С уважением,

Габдель Махмут   09.07.2018 18:39     Заявить о нарушении
Да, модератором не одобряется. Это не по правилам сайта. Но для чего я это делаю? Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты, - есть такое присловие? Где я, там обязательно и мои симпатии. Я даже опубликовал на своей странице сочинения малороссийского мудреца 18 века под своей редакцией, чтобы удобно было читать, ибо язык 18 века устаревает. Также я всё время в своих статьях упоминаю Льва Толстого и Низами. Да и размещал я Пятерицу поэм Низами на своей странице, но пришлось удалить по требованию модератора. Коран я тоже люблю, у меня с десяток его переводов. Так что и пророк Мухаммед мне дорог. Хотя произведение Иды Байкал я ещё не читал, только предвкушаю.

Виктор Долгалев 2   09.07.2018 19:12   Заявить о нарушении
Спасибо за обьяснение, коллега!

Габдель Махмут   09.07.2018 19:30   Заявить о нарушении
Здесь только некоторые главы из книги. Книгу можно найти в интернете.

Виктор Долгалев 2   30.08.2018 06:54   Заявить о нарушении