Новогодние приключения Царя Тараса и его семьи

Анна Штепина               
Новогодние приключения Царя Тараса и его семьи
сказка

Царь Тарас
Царица Настасья Прелесная
Федор
Петр
Сидор
Кощей Бессмертный
Царевна Будур
Писарь Яшка
Дворовая девка Палашка
                Пролог               
ПАЛАШКА - В некотором царстве, в некотором государстве, в стародавние времена, когда мир божий наполнен был ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, а берега были кисельные, и по полям летали жареный куропатки,   
ЯШКА - …жил-был царь Тарас с царицею Настасьей Прелестной…
ПАЛАШКА - И было у них, как водится, три сына-царевича: Петр Царевич, Федор Царевич, да Сидор Царевич.
ЯШКА - А царица была красоты неописанной!
ПАЛАШКА - И хоть вырастила уже трех сыновей-богатырей, а краса ее чудодейственная не уменьшалась, а только росла и преумножалась.
ЯШКА - За то любил ее царь-отец все сильней день ото дня, год от года. ПАЛАШКА - Особливо счастье в доме расцветало в канун Нового года…
                (Дуэт Царя и Царицы)
Царица - В поле вьюга завывает,
                Чистота и благодать.
                От твоей любви я таю,
                Невозможно передать.
Царь - В царстве все в моем чудесно,-
            Мир, богатство, лепота.
            Ты, моя любовь, прелестна,
             Как прекрасная мечта.
Царь и Царица -   Если рядом ты со мной,
                Мне не страшен враг любой.
                Мы навек с тобой вдвоем.
                Жизнь моя, ты ангел мой.
                1 картина
                Царь, Царица. В царских покоях.
ЦАРЬ – Ах, краса ты моя ненаглядная, голубка моя белокрылая, радостно ли тебе живется, душа моя, все ли тебе любо?
ЦАРИЦА - Всем я довольна, сокол мой ясный. В любви и радости жизнь моя.
ЦАРЬ –  Не грустишь ли ты, Прелестная моя Настасьюшка. Может купцов зазвать с шелками заморскими к Новому году, али сладостей на елку привесть из дальних стран? Все для тебя сделать готов.
ЦАРИЦА – Нет, царь-батюшка, ничего мне не надобно. А только хочу в чистом поле прогуляться, воздухом морозным подышать, да травок целебных под снежком пособирать,   сам же знаешь, волшебная сила в тех травах появляется в канун Нового года.
ЦАРЬ - Так ступай же с мамками да няньками, подыши морозцем, да смотри, оденься потеплее, чай зима, стужа на дворе.
ЦАРИЦА – А ты, голубь мой, не пойдешь ли со мной?
ЦАРЬ – Ой не люблю я холода-то…                ЦАРИЦА – Ну, что ж ты, батюшка, холод организм молодит...                ЦАРЬ - Всей душой  рад бы пойти, да дела государственные не дают отлучиться. 
ЦАРИЦА – Ну, не скучай, душа моя, я и за тебя отгуляю. Да принесу тебе кореньев подледных для здоровья. Палашка, неси шубу соболью, плечи от холода  прикрыть, да собирай нянек, в поле пойдем. Прощай царь-батюшка. К заходу солнца ворочусь.  (троекратно поцеловавшись, царица ушла).
                2 картина
                Царь, Яшка. Палашка. Там же.
ЦАРЬ – Эй, писарь, тащи сюда конторку, чернила да бумагу, будешь сказки сказывать, а заодно и записывать для потомства.
ЯШКА – Ох и мудр же ты, государь.  Верно разумеешь, что сказы-то народные века переживут.
ЦАРЬ – Ну ладно ты, умник, а то без тебя и твоих комментариев никто не знает, сколь мудр у нас царь…  Давай, начинай сказывать.
ЯШКА  – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…
ЦАРЬ – Далее сказывай, да пиши…
ПАЛАШКА – (вбегает) Беда! Беда, царь-батюшка! Беда стряслась страшная. (падает на колени) Не вели казнить, вели слово молвить…
ЦАРЬ – Да хватит ужо, не до этикетов. Говори скорее, чо стряслось-то? Где царица-мать наша?
ПАЛАШКА – Нет больше  царицы! Пропала мать наша, благодетельница! (ревет)
ЦАРЬ – Да говори же ты толком, рассомаха эдакая, ну что ж ты орешь-то  без толку?..
ПАЛАШКА – Только вышли мы в поле с мамками да няньками, человек полста нас было: пять нянек, шесть дворовых девок, восемь кухарок, четыре егеря, два лекаря, тринадцать хоровых, три запевалы…  Да, еще стражник один! А солнышко светит, снежок переливается. Деревья в легком ветерке маковки заснеженные к земле клонят. Хорошо-то как!..
ЦАРЬ – Да что дальше –то было, что ты байки-то травишь, душу всю вынимаешь! Бестолочь!
ПАЛАШКА – Ну вот, только вышли мы в чисто поле красоты неписанной…
 ЯШКА – Какая там красота, один снег летит… Дальше давай ужо, чо застряла?!
ПАЛАШКА -…налетел злой  вихорь, посрывал снега с деревьев  да кустов, тучей черной следом налетел  Кощей Бессмертный. Схватил нашу голубушку-царицу, не успели мы и проморгаться, унес ее за сине море, за высокие горы. (рыдает)
ЯШКА   – Вот  беда так беда!
ЦАРЬ – Горе мне, горе! Как же мне жить-то дальше? Что же мне делать, а, Яшка? Ты же писарь, все сказки переписывал, небось, знаешь, что дальше-то делать. Подскажи, будь другом.
ЯШКА   – Да ты сыновей позови, пусть они и отдуваются… Их же мать…
ЦАРЬ – Вот, правда! Ох, и голова у тебя! Награжу… новым пером… Позже… Потом… Эй, слуги, позвать сюда сыновей моих, царевичей, пусть узнают, какое горе нас постигло.
ЯШКА – (листая сказки, в сторону) Так что тут у нас народная мудрость про Кощея-то сказывает? 
                3 картина
          Царь, Петр, Федор, Сидор, Яшка, Палашка. Те же царские покои.
ПЕТР – Да мы уж тут, батя.
ФЕДОР – Слышали, как Палашка орет на все царство-государство, все дела побросали и сюда.
ЯШКА  – (в сторону) Большие у вас дела, - пузо на печке греть…
ЦАРЬ – (писарю) Поди прочь. (Яшка отходит в сторону, но из покоев не уходит, а наблюдает за происходящим со стороны).
СИДОР – Что случилось –то?
ЦАРЬ – Матушку вашу Кощей злодей унес. 
ФЕДОР – Как же это?!
ПЕТР – А на что она далась ему?
ЦАРЬ – Открою вам тайну страшную… Должно быть время пришло, узнать вам всю правду…
ФЕДОР – Ну не томи-уж, батя…
ЦАРЬ – Давны-давно, когда вас и на свете-то не было, была у Кощея невеста-красавица, просватанная ему отцом ее, за большой выкуп. Но узрел я случайно ту невесту прелестную, увидел, как она страдает от постылого жениха своего, расчувствовался,  страстно влюбился и увел ее у Кощея. И было это аккурат под Новый год…
СИДОР – А батя-то не промах!..
ФЕДОР – Не пойму, к чему эти откровения?
ЦАРЬ –То и была ваша матушка.
ПАЛАШКА – Нечто он так полюбил ее, окоянный, что столько лет позабыть не мог?!
ЦАРЬ – Может, и полюбил, про то не ведаю, а только знания ее тайные про травы целебные покоя не дают ему. Чай он не мальчик, - здоровье не то, что в молодости. А про  доброе сердце матушки вашей по всему свету ведомо. Вот он, видать, и надеялся, что она его здоровье поддерживать будет от доброты душевной. Знамо, что самая сила ее целительская просыпается вот как раз под Новый год.
ПЕТР – Вот-так поворот!
ЦАРЬ – Так вот значит, невесту-то я у  Кощея увел, а выкуп, что за невесту  им заплачен был, так и остался у деда вашего, отца матушки вашей. Он уж вдов был давно к тому времени, так и убег с тем выкупом за синие горы. С тех пор его и не видел никто. Говорят, повстречалась ему какая-то хитрая царевна то ли Будуар, то ил Будур, выманила все его богатства, а его сгубила.  Слухи ходили, что та царевна мильон лет на свете живет, и души людские губит, за счет этого и молодость свою сохраняет.
ПЕТР – Бать, а тебе часом не приснилось все это, рассказываешь, чисто гусляр?
ЦАРЬ – Эх, сынок, в жизни еще и не такое бывает…
ФЕДОР – Да уж, навертел, попробуй, распутай.
СИДОР – Что ж делать-то теперь будем, а бать?
ЦАРЬ  - Как что делать? Надо мать выручать. Как же мы без нее жить-то будем?..
ФЕДОР – А где ж ее искать?
 ПЕТР – Где этот Кощей прописан? Где проживает?
ЦАРЬ – Вот вы и поищете, нечто зря она вас на белый свет произвела, в помощь  царю-родителю. Пришло время вам, сыновья мои, предъявить миру храбрость да смекалку вашу. Ты,  Петр Царевич, пойдешь направо.  Ты, Федор Царевич, пойдешь налево. Ну а ты,  Сидор Царевич,  как водится, - прямо пойдешь. Кто-нибудь из вас обязательно найдет Кощея и приведет обратно мать в лоно семьи. Вот тот и будет спасителем и любимым сыном нашим.
ФЕДОР – И что с того?
ЦАРЬ – Как что? Тот и получит полцарства и царевну в придачу.
ПЕТР –Акстись, отец, какую Царевну? Где ты Царевну-то возьмешь?
ЦАРЬ – Да ты знаешь, сколько Царевен на свете живет!? Какая-никакая да сыщется. Особливо в придачу к полцарству – то…                СИДОР – Так и что ж мы должны по холоду лютому под Новый год по лесу шастать?               
ЦАРЬ – Не шастать! А мать из беды выручать.
ФЕДОР – Ну, полцарства, так полцарства. Пошел я в путь собираться.
ПЕТР – Так и я пойду. Небось, и мне повезет. Царство-то из двух половинок.
ЦАРЬ – Возьмите эти сапоги-скороходы, то есть валенки, пригодятся.
ПЕТР – Да ну их, батя.
ФЕДОР –  С них только голову сломишь. (оба уходят)
ЦАРЬ - А ты что же, Сидор?
СИДОР – Так что ж я, дурак что ли? Всем известно, что младший царевич завсегда победитель. Подожду, пока победа сама в дом пожалует. Чего попусту ноги топтать, щеки отмораживать.               
ЦАРЬ – Да, сынок, умом тебя бог точно не обидел. А как не повезет тебе на сей раз, что тогда? Младший Царевич-то он завсегда Иван, а ты у нас Сидор.
СИДОР – Да, батя, все у нас ни как у людей.   Ничего, я верю в свою звезду.
ЦАРЬ – Зря тебя, видать, мать твоя рожала да растила. Песни тебе пела колыбельные. Видно, много пела. Все чувства в тебе усыпила.
СИДОР – Нет, бать. Не зря. Я ее лучше тебя знаю через эти песни. Ей ведь кроме цветочков на лугу, кореньв под снегом да своей семьи ничего не нужно… А Кощей что?.. Наскучит она ему быстро, да и не справиться ему с нашей маменькой.   
ЦАРЬ -  Так что, мы так и будем сидеть и ждать, пока она ему наскучит?..
СИДОР – А давай в шахматы играть. Кто проиграет, тот «прямо пойдет» и царицу спасет. А я пока царством поуправляю.
ЦАРЬ – Ну, рискнуть, конечно, можно. Только, где уж мне старику тебя победить?.. Эй, Яшка, подай-ка сюда шахматы.  (Яшка приносит шахматы)
СИДОР – Ты же, батя, честно играть не умеешь, может и победишь, как знать…
ЯШКА – (в сторону) Пора и мне наведаться в Царство Кощея… Пойду-ка я правее Петра, левее Федора, да прямее Сидора с Царем. А  возьму-ка я в помощь валенки-то эти, сапоги - скороходы. (уходит)
                (Играют в шахматы, возможно в танце)
СИДОР – Батя, верни пешку-то на место.
ЦАРЬ – Какую пешку, сынок?
СИДОР – Вон ту, что в короне спрятал.
ЦАРЬ – Ох, и глазастый ты, сынок. Мое воспитание.
СИДОР – Все равно не поможет тебе твоя хитрость. Шах и мат тебе царь-батюшка.
ЦАРЬ -  Опять же моя школа. Я ж всегда вас учил, что только честность да правда ведут к победе. Вот ты и победил.
СИДОР – Я, батя, победил, а ты «прямо пойдешь». Уговор дороже денег.
ЦАРЬ – А может лучше деньгами?..
СИДОР – Что же ты, батюшка, от собственной жены деньгами откупиться хочешь?
ЦАРЬ – Ну ладно, пошел я в путь собираться. Прощай, сынок, не проспи царство-то, пока я в пути. (уходит)
СИДОР –  Прощай, светлый царь. Не забудь тулупчик приодеть. А я пойду, вздремну на печке. (поет песню)
                Будет мне сиять всегда
                Моя счастливая звезда.
                Верю я в свою звезду,
                И спокойно подожду.
                Опустел родимый дом,
                Но все уладится путем.
                Всех врагов я победю,
                Только малость погодю. (садится на трон, примеривается)
                4 картина
ПАЛАШКА - Долго ли, коротко ли ходили наши герои по белу свету…Много ли времени прошло, иль мало, и где теперь  они – не ведомо,  следы-то все снегом замело. А только первым добрался в царство Кощея писарь Яшка…
                Кощей, Царица, Яшка. В царстве Кощея.
 Яшка входит с опаской, прячется за колонну, следом, едва он успел     спрятаться, заходит Кощей и Царица.
КОЩЕЙ – Не по-людски ты со мной поступила, дорогая моя невестушка. Я за тебя дорогой выкуп отдал, а ты сбежала.
ЦАРИЦА – Да что говорить, - целая жизнь прошла. Уж дети выросли…
КОЩЕЙ – Это для тебя жизнь, а мне одно мгновение. Мне двадцать лет, как двадцать дней.
ЦАРИЦА – Так у меня, слава тебе господи, уже семья большая да любимая. Муж – красавец, любит меня шибко,  сыновья – богатыри.  К тому ж  я  постарела уже. Какая я для тебя невеста?
КОЩЕЙ – А у меня молодильные яблоки есть, разве ты не знаешь?
                Увидела, что Яшка прячется за колонной и делает ей знаки.
ЦАРИЦА –Слыхала… Да не поверила. К тому ж зима ведь, какие яблоки…
КОЩЕЙ – В моем питомнике нет зимы. Жила бы здесь, знала бы. Сейчас принесу, погоди-ка… (уходит)
ЦАРИЦА – Что ж делать, Яшенька? Подскажи!
ЯШКА – Мне тут поискать у него кое-что надобно…Просись в поле, матушка. А там разберемся.  (спрятался)
КОЩЕЙ – (у яблони встречает Будур) А, опять ты? Так и пасешься возле моей яблони. Все молодеешь…
БУДУР – Так сам же разрешил. Чай мы с тобой одни такие – вечно молодые.
КОЩЕЙ – Да пользуйся, не жалко. Мне без надобности.
БУДУР – Смотрю, нашел свою невесту?
КОЩЕЙ – Нашел! Скоро Новый год, самое время…  Откроет  она мне секрет вечной молодости, и срублю эту кислятину к черту.
БУДУР – А как же я?
КОЩЕЙ – А что ты? Ты же душами людскими красоту да молодость поддерживаешь…
БУДУР – Да что-то трудно стало доверчивые души находить, никто жениться на мне не хочет. Наверное, старею.
КОЩЕЙ – Говорят, доверчивыми от любви становятся.
БУДУР - А твоя невеста что же, неужто согласилась открыть тебе свой секрет?
КОЩЕЙ - Да нет пока, упрямится. Все про семью свою любимую  талдычит, про сыновей, про мужа.
БУДУР – Про любимую говоришь? А поделишься со мной секретом вечной молодости, помогу тебе, уничтожу  этих любимых, а стало быть и доверчивых сыновей. И в Новый год войдем одни мы с тобой – молодые и красивые!
КОЩЕЙ -  Ну давай, попробуй. Ладно, пошел  я. Мне бы только узнать этот секрет, пока Новый год не наступил, а то потом жди еще целый год…
БУДУР – Да, времена стали нелегкие…
(Кощей возвращается к Царице)
КОЩЕЙ – А вот и яблочки. Хочешь отведать?
ЦАРИЦА – А сам-то ты что же? Помолодеть разве не хочешь?
КОЩЕЙ – Мне без надобности. Я и так красив.
ЦАРИЦА – Показать тебе, как ты красив? Зеркальце правдивое всегда со мной. Увидишь в нем  истинное лицо свое, сразу помрешь от страху.
                Пытается показать Кощея в зеркальце.
КОЩЕЙ – (уворачивается) Я правду и без зеркальца твоего знаю.   
ЦАРИЦА – А  от меня  тебе что нужно,  что-то я не пойму?
КОЩЕЙ – Хочу узнать тайну целебных трав и кореньев, да силу доброты твоей… Слыхал, что под Новый год сила твоя многократно преумножается.
ЦАРИЦА – А на что тебе?
КОЩЕЙ – Чувствую слабость душевную и телесную.
ЦАРИЦА – Бедняжка…
КОЩЕЙ –Коли ты поможешь мне, буду молод и силен вечно. А тебя осыплю златом да серебром.
ЦАРИЦА –   Не стану помогать черную силу преумножать! А ну-ка отпусти  меня к моей семье!
КОЩЕЙ – Оставайся у меня хозяйкой всех моих богатств.
ЦАРИЦА – Да какие у тебя богатства? 
КОЩЕЙ – Смотри, сколько у меня ананасов золотых, да миндалей серебряных. (делает волшебные пассы, показывает свои богатства)
ЦАРИЦА – (сначала заворожено) Ой, красота-то какая! (спохватившись) Ну и что мне с твоих богатств?..
КОЩЕЙ – Как что, как что? Все твое будет. Будешь на золоте есть и пить, в хрустальной кровати нежиться.
ЦАРАЦА – Почто оно мне? У меня и дома всего хватает…
КОЩЕЙ – Одену тебя в парчу и  бархат… (делает пассы, наряжает ее)
ЦАРИЦА –  Да ну тебя… А можешь, ситцевый сарафан?
КОЩЕЙ – (растерялся) Какой?...
ЦАРАЦА – Ну холщовый хотя бы… И чтобы как летом - поле и цветы луговые, колокольчики…
КОЩЕЙ – Колокольчики могу! Золотые. Смотри… (подает ей золотой колокольчик)
ЦАРИЦА -  Не нужен  он мне. Ничего ты не умеешь, постылый. Ни души у тебя, ни сердца…
КОЩЕЙ – Это правда, зато есть бессмертие. И у тебя будет.
ЦАРИЦА – А я хочу цветочки на лугу…
КОЩЕЙ – Вот заладила – цветочки, цветочки. Этого я не могу.
ЦАРИЦА – А говоришь, всесильный…
КОЩЕЙ –   Ну ладно, собирайся. Слетаем на луг, цветочков не обещаю, сама понимаешь – зима, подышишь там своим   воздухом морозным, да коренья целебные прихватишь, и обратно…
ЦАРИЦА – Вот спасибо тебе, Кощеюшка, больше-то мне ничего и не надобно. (ушли)
      В это время Яшка выходит из укрытия и устраивает обыск по всему  царству Кощея.
ЯШКА – Где же он смерть-то свою прячет? Где-то здесь рядом должно быть. А никак не найти… (замечает среди золотых ананасов особо подозрительно переливающейся фрукт, пробует постучать по нему, и тот отзывается гулким эхом)  Вот, стало быть, что ты удумал. Теперь, значит не в яйце, а в ананасе тайник наладил. Как же тебя открыть? (некоторое время возится с золотым ананасом, потом срабатывает механизм и замок открывается, он достает оттуда большую золотую иглу) Вот она, смерть Кощеева. Теперь ты у меня в руках.

                2 АКТ
                5 картина
ПАЛАШКА - Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далеко ли близко ли шел Петр Царевич, да дошел аж до самого неба… А на небе-то красота несказанная! 
                Будур, Петр. На небесах.
                Будур, раскачиваясь на месяце, как на качелях, на ней поверх восточного одеяния шубка да рукавички, поет.
                В мире красавиц различных немало,-
                Брюнеток, блондинок, пухлых, худых,
                С внешностью самого высшего балла
                И непременно всегда молодых.
                Но красота их так быстротечна.
                Годик-другой. И вот уж прошла.
                Только моя красота-юность вечна.
                Все потому, что во мне много зла.
       Увидев Петра издалека, Будур прячется. Петр входит.
БУДУР – Помогите! Помогите! (к Петру) Помоги, добрый молодец!
ПЕТР –  Мать честная! Эт как же ты туда попала?
БУДУР – Злой волшебник меня забросил на облако, а уж облако, снегом просыпавшись, перевесило меня на месяц. Помоги, окоченела вся…
                (Петр снимает ее с месяца)
ПЕТР – Да как же так можно?! Да еще под Новый год… Осторожно, не  упади.
БУДУР – Добрый ты…                ПЕТР – Давай руки твои согрею. (дует на руки)                БУДУР - Век не забуду твоей доброты. Возьми меня замуж. 
ПЕТР – Не могу я жениться, дело у меня важное есть.
БУДУР – А разве женитьба не важное дело?
ПЕТР – Важное-то оно важное, но и поважней дела-то бывают.
БУДУР – А я так тебя любить буду, что все дела неважными покажутся. Скажи мне, что у тебя на душе.
ПЕТР – Маменьку мою украл  Кощей Бессмертный.
БУДУР – Так может быть хорошо ей у него, чай он волшебник, раз бессмертный.
ПЕТР – Что ты такое говоришь?!  Дома отец дожидается, трое детей брошенных. Рассуждения твои неблагородны и ранят мне душу. Прощай, не по пути нам с тобой.
БУДУР – Так я должница твоя за спасение, - бери меня в жены.
ПЕТР – Нет, не нужна ты мне. Мне отец  царевну обещал, если мать ворочу.
БУДУР – Так я и есть царевна.
ПЕТР – Значит, без  царевны обойдусь. Не поминай лихом.
БУДУР – Тогда ты  сам на месяце повиснешь, и будешь висеть, пока не околеешь.
ПЕТР – Да кто ты такая?
БУДУР – Я царевна Будур!
ПЕТР – Ах ты, злодейка! Защищайся. (пытается достать меч, в это время месяц подхватывает его и подвешивает на ветках так, что ему не вырваться)
БУДУР – Прошай, добрый молодец. С наступающим Новым годом…(со смехом уходит)
                6 картина
                Будур сидит на берегу реки, поет песню.
                Когда хочу порадовать любимую себя,
                Гублю людские души я, не плача, не скорбя.
                Так развлекаюсь сотни лет, и есть всегда улов.
                Все потому что в мире есть немало дураков.
                В любые времена веселья мне хватало.
                Людишек здесь всегда доверчивых немало.
                В любые времена веселья мне хватало.
                Людишек здесь всегда доверчивых немало.
ПАЛАШКА - А Федор Царевич дошел аж за тридевять земель, пять раз в снегу утонул, износил  целых  три пары валенок, а только  все без толку. Только измучился весь, да околел от непривычной ходьбы по морозцу…
                Будур, Федор. Берег реки за тридевятьземель.
БУДУР – (увидев издалека Федор) Кажись еще кто-то идет…(превратилась в рыбку, выброшенную на берег).
                Входит Федор.
 ФЕДОР – Ух, устал-то, как! Наконец-то, прорубь на речке  повстречалась,  видать, рыбачил кто недавно… Хоть водицы испити. (увидел рыбку, выброшенную на берег)   Это как же тебя, голуба, на берег-то вынесло? Нельзя, чтобы такая красивая рыбка замерзла на снегу, да без воды. Уж я-то знаю, что такое жажда да холод.  (берет рыбку в руки и отпускает в воду) Плыви себе с богом. (в этот момент рыбка превращается в Будур)
БУДУР – Спасибо тебе, добрый молодец, за доброту твою. Знай, что не рыбку  ты спас от смерти неминуемой, а девицу избавил от рук злого волшебника.
ФЕДОР –  Ешки-матрешки, вот это чудеса! Видать, мороз-то больно силен, раз такое  мерещется.
БУДУР – Не чудеса это и не мерещется. Все наяву… Ты мой  герой. Век твоей служанкой буду. Проси, чего хочешь.
ФЕДОР – Да мне и ненадобно ничего.
БУДУР – А хочешь, замуж за тебя пойду?
ФЕДОР – Да нет… А впрочем…
БУДУР – Будет все, как в сказке, - добрый молодец спас красну девицу и женился на ней. И жили они долго и счастливо.
ФЕДОР – Эх, правда, хорошо-то как!..  Только не могу я жениться. Я же иду мать свою выручать из рук злого волшебника.
БУДУР – Почему ты решил, что ее надо выручать? Может быть, она всем довольна?
ФЕДОР – Как ты можешь так говорить о своей будущей свекрови?! Она почти святая. 
БУДУР – Ну прости, сокол мой. Не со зла я. А мне что ты прикажешь делать? Сидеть и ждать, пока ты всех волшебников победишь? А молодость-то уходит.
ФЕДОР - Ну не плачь, даст бог, я быстро обернусь.
БУДУР – А может быть там и без тебя как-то все устроится?
ФЕДОР – Не могу. Я слово дал отцу и братьям. К тому же мать у  меня самая лучшая.
БУДУР – А я тебе и вместо отца, и вместо матери…
ФЕДОР – Не уговаривай. Даст бог, свидимся. Прощай.
БУДУР – Как прощай?! А жениться?!
ФЕДОР – Не уговаривай, не могу.
БУДУР – А я и не уговариваю.  Я приказываю тебе.
ФЕДОР – Я же говорю…
БУДУР – Это ты пока говоришь, а как в рыбу превращу, и говорить, да и дышать перестанешь.
ФЕДОР – Как так?
БУДУР – А вот так! (превратила его в рыбку) Я - Царевна Будур, мне нельзя не подчиняться… Доберешься до воды, твое счастье, нет – так не обессудь, замерзай!..(Уходит со смехом)   Хорошо я сегодня потрудилась, можно и отдохнуть. (укутавшись в шубку, ложиться спать за сугробом)
                7 картина
                Будур, Царь.  На полянке поет.
                Широка страна моя,
                Пашни, реки и поля.
                Стопчешь много башмаков,-
                Не видать ее краев.
                Ножки царские устали.
                От ходьбы болит спина.
                Путь мой грустный и печальный,
                Ведь в беде моя жена.
                Я иду уж много дней,
                Даль от снега все белей.
                Все Царицы не видать.
                Где же ты, Царица-мать?
                Ножки царские устали.
                От ходьбы болит спина.
                Путь мой грустный и печальный,
                Ведь в беде моя жена.
ЦАРЬ – (увидел спящую Будур на сугробе) Ох, какая красавица! Как же это она в лесу, одна в такую стужу, ведь замерзнет…
БУДУР – (просыпаясь) Здравствуй, добрый молодец.
ЦАРЬ – (оглядываясь по сторонам) Это ты мне?
БУДУР – Конечно тебе. Разве ты не добрый молодец?
ЦАРЬ – Добрый, конечно добрый. Только уж не молодец  давно.
БУДУР – А по мне так самый что ни на есть молодец.
ЦАРЬ – (принахохлился) Ну, может быть еще и ничего!.. А что же ты делаешь здесь одна в холодном лесу? И кто ты есть такая?
 БУДУР – Я Будур. И я здесь тебя дожидалась. Хочу, чтобы ты женился на мне.
ЦАРЬ – Я!? На тебе?!  Как же это? Откуда такое счастие привалило?!  Да с радостью!  Так чего же мы ждем?..  Веди меня к себе в дом, свадебку сыграем…
БУДУР - Пошли скорее!..
ЦАРЬ – Ой, что это я? Знаешь что, Царевна, я  бы с превеликим нашим удовольствием, только я ведь женат. 
БУДУР – А что же ты по лесу бродишь, а не сидишь с женой дома?
ЦАРЬ – Утащил ее злой волшебник Кощей Бессмертный.
БУДУР – Зачем же она далась-то ему?
ЦАРЬ – Любил он ее в молодости, хотел жениться.
БУДУР – Что ж она, так-то уж красива?
ЦАРЬ – Краше-то и не бывает. И краса ее силой доброты душевной удесятеряется. А доброту свою черпает она у земли родной да травок заповедных и кореньев целебных, которые в ночь-то предновогоднюю лучше всего и помогают обрести красоту и молодость.
БУДУР – А я разве не хороша?
ЦАРЬ – Хороша! Ой, как хороша!
БУДУР – А может, они уж счастливы вместе с тем Кощеем, а  ты от своего счастья отказываешься.
ЦАРЬ – Может, ты и права.
БУДУР – Может, сидят они там, и над тобой потешаются.
ЦАРЬ – Да нет, не такая моя Настасьюшка.
БУДУР – Как знать. Я в жизни и не такое повидала.
ЦАРЬ – Когда ж ты успела повидать-то, ты ж совсем юная.
БУДУР – А вот возьми меня к себе во дворец, я тебе таких историй порасскажу, только дивись…
ЦАРЬ - Эх, была - не была! Больно уж ты хороша. Не устоять. (уходят)
               
                8 картина
        Яшка бежит в валенках-скороходах (в валенках на роликах), поет песню
 и видит рыбку, выброшенную на берег.
                Ловлю морозный ветер,
                Стать птицей я хочу.
                Ночь, утро, день и вечер -
                Лечу, лечу, лечу.
                И крыльев мне не надо,
                Нужны лишь сапоги.
                Ночного звездопада
                Быстрей мои шаги…
ЯШКА – Что же ты на берегу-то делаешь, бедный окунек?.. Хорошо, хоть прорубь не успел замерзнуть. Видать, недавно тебя на лед-то выкинуло… Кого-то эта рыбешка мне напоминает… Плыви себе. (отпускает в воду, в это время рыбка превращается в  Федора)
ФЕДОР – Вот спасибо тебе, Яшка! Что бы я без тебя делал? Спас ты меня от смерти неминуемой.
ЯШКА – (смеется) А ведь я тебя узнал, хоть и не похож ты был совсем на Царевича.
В это время откуда-то сверху слышится, как зубы стучат от холода. Яшка с Федором поднимают головы и видят Петра на месяце, всего покрытого инием.
ФЕДОР – Матерь божья, это ж Петр!
ЯШКА – Сейчас, сейчас. Погоди немного. (вдвоем помогают  Петру слезть с месяца) Как же тебя так высоко занесло, Петр Царевич?
ПЕТР – Не спрашивай, -  все равно не поверишь.
ФЕДОР – Я-то поверю. Сам в те же сети попался.
ЯШКА – Ну да ладно, об этом после. Сейчас надо бежать во дворец, маменьку вашу спасать.
ПЕТР – Как же во дворец?..
ФЕДОР – Она же у Кощея?..
ЯШКА – Думается мне, что они уже во дворце.                (уходят,  песня, исполняют втроем. Трио братьев и Яшки.)
              Вместе Царицу мы дружно спасем.
              Врага одолеем мы только втроем.
              Помогут смекалка, храбрость и ум.
              Бойся расплаты, злобный колдун.
Наша сила в единенье,
А величие в сплоченье.
Не потерпим мы вторженья.
Всем даруем избавленье,
И от злобных чар спасенье.
Да поможет нам везенье.

                9 картина
ПАЛАШКА - Много воды утекло с тех пор, как опустели царские хоромы. Не слыхать голосов. Опустел некогда многолюдный дом. Только Сидор один мается от безделья, да Палашка слезы горючие льет день-деньской.
                Кощей, Сидор, Царица. Дворец Царя и Царицы. Во дворце.
КОЩЕЙ – Ну вот и пришли вроде… Пойди, погуляй в снежном поле  покуда семья твоя тебя за тридевять земель ищет, да полетим обратно. Скоро уж Новый год, пора коренья да травы твои заваривать, омолаживаться.
СИДОР – (входит прячется за Палашкой, видит мать и Кощея)  А я что говорил.  Вот они и пожаловали. Это что и есть Кощей тот самый?
ПАЛАШКА – Вроде бы он самый и есть…
СИДОР - Чо страшного в этом Кощее-то?.. Мужик, как мужик, только малосимпатичный… Здравствуйте маменька. 
ЦАРИЦА –  Здравствуй, сынок…
КОЩЕЙ – А ты что же на поиски матери не отправился?
СИДОР – Так ты же сам ее аккурат на место и доставил.
КОЩЕЙ – Ну доставил. А дальше  что?
 СИДОР - А сейчас  родственники гуськом потянуться. Воротятся не солоно хлебавши, не сыскав мамаши по белу свету.
КОЩЕЙ – Ну и что же дальше будет, умник?
  СИДОР – Царь-батюшка с дальних странствий воротится, а ты отчалишь по добру, по-здорову.
КОЩЕЙ – Не больно ли рано ты победу-то празднуешь?..
                10 картина
                Царица, Кощей, Сидор, Палашка, Царь, Будур. Там же.
ЦАРЬ – (входят вместе с Будур, Царь явно не в себе) Вот, царевна, проходи в мои владения, будь как дома…
ПАЛАШКА – Почтенье наше отцу семейства и государства нашего …
ЦАРЬ – Не сыскал я матушки-царицы. Зато привел вам новую. Прошу любить и жаловать. Знакомьтесь.
ПАЛАШКА – Как же это? (в растерянности смотрит на Царицу).
КОЩЕЙ – (к царице) А говорила, любит он тебя шибко…
СИДОР – Здравствуй, батя. А вот и мать наша, жена твоя законная тут.
ЦАРЬ –  Здравствуй,  Настасьюшка, свет мой, жива-здорова!?
ЦАРИЦА – Да уж видать к большому твоему сожалению…
ПАЛАШКА– (Сидору) Сдается мне, что-то тут нечисто.
СИДОР – Точно нечисто… (царю) Батя, кто такая эта невеста-то твоя?
ЦАРЬ – Будур.
ПАЛАШКА – Та самая!?
СИДОР – Точно, она… Отец, это ж та самая Царевна Будур, что деда нашего облапошила, ты что?!
ЦАРЬ – Акстись, сынок? Та злобная, а моя добрая и красивая.
ПАЛАШКА – Что же делать, - Царь околдован, Царица в плену. Одна надежда на тебя, Сидор Царевич.
  СИДОР – А я-то что могу один. Были бы тут братья, или хоть Яшка… Попробую сперва от Кощея избавиться… (к Кощею) Ну что, гости дорогие,  пора и по домам. Погода портится, не ровен час тучи набегут, метель начнется. Так в пургу и до дома не доберешься до Нового года…  Прощай Кощей!
КОЩЕЙ – А чего это ты решил, что я один улечу?  У вас теперь новая мамаша и царица. А я свою невесту с собой забираю.
 СИДОР–Это же мать моя. (обнял царицу, отвел от Кощея )
КОЩЕЙ – (волшебством отшвырнул  Сидора, захватил Царицу) Но сначала это моя невеста.
                Вбегают Яшка, Федор и Петр.
ЯШКА – Опоздали!
СИДОР – Слава тебе, господи!  Не опоздали. Яшка,  что делать? Помоги!
                Яшка достает иглу.
ЯШКА – Посмотри сюда, твое бессмертие!
КОЩЕЙ – Чем ты меня удивить хочешь?
ЯШКА - Кончилось твое время!
КОЩЕЙ – Что это у тебя?
ЯШКА – Смерть твоя… Плохо прятал. Нашел я ее…
КОЩЕЙ –  (начинает нервничать) Ну и где же ты ее нашел?
ЯШКА – Да в твоем ананасовом тайнике.
КОЩЕЙ – Так я тебе и поверил… (громко, нервно смеется)
ЯШКА – Так поверь!
                Ломает иглу, Кощей умирает.
ПАЛАШКА – Ой, Яшенька, какой же ты храбрый! 
ПЕТР – (увидел Будур) А эта колдунья что здесь делает?
ЦАРИЦА – Это невеста вашего батюшки.
ФЕДОР – Я сейчас покажу ей невесту.
ЯШКА – Погоди, Царевич, не горячись. (шепотом Царице) Царица, дай-ка твое зеркальце правдивое, сейчас мы ей покажем, кто она на самом деле…
 Царица достает зеркало и дает его Яшке.
ЯШКА – (к Будур) Ой, Царевна, что это кожа повисла у тебя на лбу?
БУДУР – Где?!
ЯШКА – Да вот, посмотри.
    Подносит ей к лицу Царицыно зеркало, она смотрит и падает замертво.
ЦАРЬ – (очухался) Что это со мной было? Не пойму ничего, словно во сне. Как будто я только проснулся.
ЦАРИЦА – Да и слава богу, что проснулся. Ой, Яшка, какой ты у нас смелый и умный.
ЦАРЬ –  Вот кому государством-то управлять. Сделать что ли тебя своим наследником?..
 СИДОР – Слава богу, все хорошо закончилось. А про наследников  рано говорить. Царствуй сам на доброе здоровье. Ты ж у нас еще молодой. Чуть не женился по-новой…
ЦАРЬ – Кто старое помянет, тому глаз вон…
ЦАРИЦА – Какое счастье, что мы опять все вместе...дома. (обняла всю свою семью)
 ЦАРЬ – А пойдемте все вместе в поле погуляем. Воздухом вольным подышим, в снежки поиграем.
ВСЕ – Пойдем.               
СИДОР – Какие  там снежки. Пока мы семейные конфликты решали, чуть все не пропустили… Новый год уж наступает.   
ЦАРИЦА – Так чего ж мы тут?
ФЕДОР -  Надо ж елку наряжать!
ПЕТР - … столы накрывать.
ЦАРЬ – Эй, Яшка, Палашка, где вы там?
ЯШКА  – Да тут мы.
ПАЛАШКА – Мы на стол накрывали. Все уже готово.
ЯШКА - Пора Новый год  праздновать!
ЦАРИЦА – Как же дома хорошо, родные мои!!!
ЦАРЬ – С Новым годом, семья!
ВСЕ – С Новым годом!
Финальная песня
     Ждет героев счастье, верность и удача.
     Разве может сказка кончится иначе?
     Верит в сказку в тайне каждый человек.
     Без мечты ведь трудно нам прожить свой век.
В сказках так заведено,
Это знают все давно,-
Добрым будь и смелым будь,
Станет легким трудный путь.
     Долго ль, коротко ль идти,
     Можно к солнышку придти.
     Сказка ложь, да в ней намек,
     Добрым молодцам урок.


                КОНЕЦ
                Штепина Анна
                89170814665, 8(8512)224169
                shtepinvalerijj@rambler.ru




 


Рецензии