Снайпер

СНАЙПЕР

- Макарыч, а кем ты на фронте был?
- Снайпером, снайпером, сынок, - лицо Макарыча и без того похожее на печёное яблоко, казалось, ещё больше съёжилось, морщины на нём стали глубже.
- Макарыч, если тебе неприятны эти воспоминания, то – извини, не буду больше спрашивать.

- Да ладно уж, спрашивай, какие там секреты! – махнул старик рукой, затем достал из кармана трубку и начал набивать её табаком из самосшитого цветастого кисета.
- А много фрицев уложил? – опять спросил я.
- Не помню уже, - неохотно ответил Макарыч, прикуривая, но я понял, что старик не хочет говорить правду.

- А наград много имеешь?
- Два ордена, сынок, и три медальки – это боевые награды, а юбилейных куча ещё, так я их за награды и не считаю – так они, для звону только.

- За что награды-то?
- Как за что? – удивлённо пыхнул дымом в мою сторону ветеран, - за снайперство моё и наградили! Попадал, ведь, иногда, в супостата, - и старик прищурил левый глаз, а правый вытаращил, видимо вспоминая, как смотрел в свой снайперский прицел.
 
- А сам-то, как, невредимым остался? Не «зацепил» тебя «супостат» на войне? – Буквально вытягивал я из старика информацию о тех суровых временах.

- Как не зацепило? Мало кого на той войне не зацепило...; во – гляди! – и Макарыч, расстегнув ворот рубахи, показал мне красноватый рубец слева у основания шеи, - шоркнуло меня пулей – это когда с немецким снайпером дуЕль у меня произошла. Он, видишь ли, промазал во время той дуЕли, а я-таки достал его и что характерно – уже пораненый! - И Макарыч, нежно проведя по рубцу сухонькой ладошкой, застегнул ворот. – А ещё – ногу мне поранило осколком во время бомбёжки, - и старик показал на свою правую голень. – Так это всё ерунда, сынок, по сравнению с тем, какие ранения тяжкие бойцы наши имели! А полегло-то сколько! Эх-ма! – И ветеран грустно замолчал.

- Страшно было на войне, Макарыч? – задал я дурацкий вопрос.

- Страшно? – Переспросил Макарыч и задумался. – А знаешь, сынок, когда мне страшнее всего было?
Ещё до того, как я на фронт попал, во как!

- Расскажи, Макарыч!
- Да дело было в Средней Азии, где я в снайперской школе обучался в сорок втором... .
Было мне семнадцать лет, всё на фронт рвался, пороги в военкомате обивал, да не брали меня, шкета малолетнего, да тощего... .  А у меня к тому времени, батя на фронте уже – того..., да...  Да и до фронта-то он не доехал, разбомбили их эшелон, вот так... .

Да, потом, военком, проявил сочувствие, ну и направил меня, значить, в эту Среднюю Азию, а там военный лагерь был в сельской местности, где бойцы подготовку проходили, ну и снайпера опять же... .
Ну, короче, обучаюсь я там снайперскому делу, а тут, недалече, дезертира поймали...  Да...,  здоровенного бугая такого... . Ну, политрук вызывает меня и приказ даёт: приказываю, говорит, тебе Митрохин, отконвоировать дезертира на станцию и сдать там в комендатуру! Ну а я что?
Есть! – говорю, не поспоришь, ведь, в армии да и время военное. А вести надо было аж за двенадцать километров...

Вот и повёл я его: он впереди со связанными сзади руками, а я – позади с трёхлинейкой с примкнутым штыком, а она-то со штыком вместе – выше меня будет! А он – бугай здоровенный, веду его и думаю: и где это он так отожрался в военное – то время... , - и Макарыч о чём-то задумался, молча шамкая губами.

- Ну а что дальше? – нетерпеливо прервал я его раздумья.
- Дальше-то? – Встрепенулся старик, - а дальше – он каким-то макаром руки от верёвки освободил – видать, какой-то салага, типа меня, его связывал – обернулся и винтовку-то у меня и выхватил, сукин сын!  Взял её под мышку и пошёл себе, да не в ту сторону, куда я его вёл, а поперёк, в сторону лесопосадок.

Ну а я, значить, плетусь за ним и плачу: дяденька, говорю, отдай винтовку, расстреляют теперь меня!

А он, гад, идёт, молчит, сопит себе, будто бы и меня рядом нет совсем... . Ну, думаю, кирдык мне теперь..., хоть самому в дезертиры подавайся..., -  и ветеран опять замолчал, видимо, заново переживая ту давнюю историю.

- Ну, Макарыч, не тяни давай! Чем дело- то закончилось?

- А знаешь, сынок, он, дезертир этот, вдруг повернулся ко мне и говорит: - стой здесь, щегол, пока я до посадок не дойду, там я винторез твой кину, а ты сможешь тогда дойти и забрать его. Но, если двинешься раньше, - пристрелю!
А до посадок – метров сто... .

Ну, короче, на том и порешили... .

Одним словом, упустил я тогда дезертира.
Вернулся в свою часть, трясусь от страха: а ну, как, бумажку потребуют из комендатуры о сдаче дезертира? Но командир спросил, только: - отвёл?

- Так точно! – Говорю. А у самого душа в пятках: вдруг с комендатурой свяжется, может, по рации?

Но, пронесло! Не до этого всем было: лагерь срочно сворачивали и на фронт всех отправляли, в Сталинград..., да..., где почти все и полегли..., и командир и политрук тот... .
 
Вот тогда, сынок, и испугался я больше всего... .

А потом...  потом уже и не страшно, почти было, на войне-то... . Знал, что скоро должны были убить, потому, что товарищи рядом умирали один за одним... , одна радость была, что успел-таки за папашку отомстить, какую-никакую толику фашистских захватчиков отправить на тот свет..., а за одного – эсэсмана, видать шишка крупная была – отдельную медаль дали, - с гордостью сказал старик .

Макарыч начал выбивать трубку о каблук башмака, а я ещё раз бросил взгляд на его лицо.
И мне показалось, что оно посветлело и, как бы, помолодело и морщины на нём не казались такими уж глубокими.

               


Рецензии
Отличный рассказ, Влад.
Интригующий сюжет, хорошо прописан характер главного героя.

Немного "царапнуло" меня словосочетание "...фашистских захватчиков...".
Слишком казённое.
М.б. имеет смысл подобрать более народный синоним к слову "захватчик"?
С благодарностью за удовольствие, полученное от чтения,
Снайпер - гвардии ефрейтор Королёв.

Сергей Васильевич Королёв   22.10.2021 08:17     Заявить о нарушении
Спасибо большое за Ваш отклик, Сергей Васильевич. Да нет, не буду я менять словосочетание, поскольку оно, т.е. "фашистские захватчики" звучало в военные, да и послевоенные годы, как сейчас говорят - из каждого утюга, потому, видимо и запечаталось в голове моего ЛГ.
С уважением, Влад.

Влад Колд   22.10.2021 14:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.