Сосед

     Соседями нашими, когда служил в Венгрии, была семья начальника ПВО полка майора Руля В.А., приехавшего по замене из города Овруча Житомирской области. Владимиру Александровичу оставалось всего три года до увольнения в запас, но его за добросовестную службу всё таки направили дослуживать в Южную группу войск, что делалось крайне редко, только для особо отличившихся и по великому блату. Время-то было брежневское и невольно вспоминается эпизод из той, застойной поры, когда прибывших после окончания военных училищ молодых лейтенантов встретил и познакомившись с каждым, начальник штаба полка подполковник Перепечёных В.И.резюмировал:"Товарищи лейтенанты, извините, но честь я вам первым отдавать не буду!", то есть в группе прибывших не оказалось сыновей или ближайших родственников высокопосталенных начальников.

     А мне без роду и имени, посчастливилось служить в венгерском оазисе, благодаря удачному стечению обстоятельств. В танковой армии, дислоцированной в городе Бобруйске, по штату было три ракетных дивизиона, следовательно и три начальника разведки. Ехать служить в Венгрию должен был очень блатной, с большими  московскими связями, старший лейтенант из Слуцка, на него уже был подготовлен приказ, но он внезапно предпочёл уехать в Африку, в Южный Йемен., второй начальник разведки находился на государственном полигоне в Капустином Яре, вот и остался я один, счастливчик.

     В повседневной жизни часто бывает, что встретишь совершенно случайно незнакомого человека, обменяешься парой слов и в итоге оказывается, что вы с ним родственные души и на многие вещи смотрите одними глазами и оба к тому же от сохи. А мы с Владимиром Александровичем играли в футбол и волейбол в одной команде, бегали кроссы, заседали на партийном бюро и товарищеском суде чести. Это он за год сделал подразделения ПВО полка из худших в группе войск в лучшие, только немногие и близкие знали, чего это стоило ему.

     Тогда в Вооружённых Силах каждые шесть месяцев, то есть после летнего и зимнего периодов обучения обязательно все военнослужащие  от генерала до солдата сдавали итоговые проверки по боевой и политической подготовке. Одну из таких проверок наш полк сдавал комиссии Южной группы войск, которую возглавлял только что назначенный командующим генерал-полковник Кочетов А. О его требовательности, неординарных действиях мы были наслышаны от офицеров полка, ранее служивших под его началом. Поэтому к его приезду готовились особенно тщательно, но на строевой смотр он почему-то не приехал, а появился внезапно, когда офицеры управления сдавали в тактическом классе знание приказов и боевых уставов. Когда он вошёл, у доски отвечал майор Руль В.А., генерал даже не стал его слушать, а подойдя близко взял Владимира Александровича за ремень портупеи и потянул на себя, а он ни с места, тогда командующий уже с силой дважды рванул, а он стоит, как вкопанный. Другой бы офицер на его месте, испугавшись, после первой же попытки поддался бы ему, а наш нет. Последовал гневный вопрос:"Что спортсмен?", а ему в ответ:"Так точно!". Командующий понял, что попал впросак и пошёл в наступление с другой стороны:"Спортом занимаешься, а службу запустил!" "Ни как нет!". "Да ты ещё и наглец! Командир дивизии, доложите, какую оценку получило его ПВО на боевых стрельбах?". Товарищ командующий, его подразделения единственные в группе отстреляли отлично!". Но Кочетов А., войдя в раж, ведь ему не смел перечить никто, пригрозил Рулю В.А.:"Посмотрю, как сдашь эту проверку, если плохо, семь шкур спущу!" и хлопнув дверью вышел, а мы, стоявшие по стойке "Смирно!" с облегчением вздохнули.

     Проверку эту, как и две последующие майор Руль В.А. и его подчинённые сдали на отлично, подведение итогов последней проходило в городе Будапеште в штабе ЮГВ, где мы с Владимиром Александровичем присутствовали. Такие совещания проходят по уже отработанному сценарию, сначала кнут, а потом пряник. После разносов стали читать указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении правительственными наградами лучших офицеров и когда, услышав свою фамилию, Владимир Александрович встал и не пошёл ускоренным шагом, как все предыдущие награждённые, а побежал. Бежать ему пришлось через весь зал, сидели-то мы на самой галёрке и на сцену он не зашёл слева или справа по ступенькам, а запрыгнул и сделал всего три шага навстречу командующему. Тот сразу его узнал и стал говорить о нём такие хвалебные слова, которых в жизни наверно не говорил никому. А Владимир Александрович то белел, то краснел, как нашкодивший школьник, опустив голову и теребил в руках коробочку с орденом "За службу Родине".

     А потом, дома, сидя за накрытым столом, признался всем, что очень переживал за свою мальчишескую выходку.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.