Кадры решают всё?

Сегодня, при приеме на работу, нам подсовывают десятки анкет, устраивают нелепые собеседования... А все объявления об этом самом приеме, стали похожи друг на друга, как близнецы-братья. Что-то вроде – «необходим стрессоустойчивый человек, нацеленный на результат, умеющий работать в команде…». И так далее. Как под копирку.
А следят за этим всем форменным безобразием работники отделов кадров. Кто же они такие, спрашивается? И откуда вообще свалились на наши головы? А вот вам. Появились они на свет в связи с принятием в 1918 году «Инструкции об организации советской рабоче-крестьянской милиции». Первые кадровые аппараты успешно работали в органах внутренних дел. (Это их происхождение чувствуется от одного только взгляда в их протокольные лица.) Тогда же и зародилась традиция праздновать День кадровика.
Но давайте через призму последних десятилетий проследим, насколько изменились непосредственно сами кадровые органы в нашей стране.  За примером далеко идти не надо. Нам его любезно предоставил один из читателей. Имя попросил свое не озвучивать, поэтому мы его изменим, и будем называть его ставропольчанин Иван.
Это мужчина средних лет, но еще не пенсионер. Не такой старый, что бы лежать и болеть у себя дома, но и не такой молодой, что бы не помнить последние годы советской власти. Его не очень-то охотно, ввиду возраста, берут на работу. В случае сокращений (в наше то предкризисное, то кризисное, то послекризисное время, подобное постоянно происходит), его первого и увольняют под любыми благовидными предлогами. Затем он снова идет устраиваться на работу. И так из раза в раз.
Ему есть что вспомнить, с чем сравнить. Поэтому Иван рассказал нам, как это происходит сегодня. Описываем с его слов.
Итак, любой совершеннолетний человек, независимо от пола, возраста и политических взглядов, устраивался на работу или собирается это сделать в недалеком будущем. Каждый раз, когда у него отсутствуют родственные или дружеские связи в месте предполагаемого трудоустройства, этот процесс протекает одинаково. Одинаково скучно. По крайне мере в Ставрополе.
Претендент на работу, первым делом, в поиске вакансий, обращается к объявлениям. Реже в газетах, а чаще в интернете. Разумеется, тем более, что сейчас актуально искать именно там ответы на все вопросы. В нем, кстати, те же газеты опять-таки и размещены.
И вот, искатель, выбирает себе несколько, казалось бы, приемлемых вариантов. Звонит. Договаривается о времени собеседования. Далее события обычно развиваются по трем вариантам. Первый. Объявление вида – «Ищем сотрудника по организационным вопросам. Работа с персоналом, проведение собеседований, подготовка мероприятий. Бесплатная стажировка. ИП Шестакова, телефон». При встрече вам ласково улыбаются и туманно объясняют направление деятельности фирмы. На деле оказывается, что это банальный сетевой маркетинг. Бери под мышку сумки, постельное белье, БАДы, чудо мази и в путь. Мы о подобном уже писали. Повторяться не будем. Клюют на таких работодателей, в основном, приезжие в город, в поисках счастливого билета, жители близлежащих сел. У этой, к слову, Шестаковой вы насчитаете дюжину подобных, однообразных объявлений в одном номере городской газеты «Все для вас».
Второй вариант. «На работу требуются: охранники, кладовщики, грузчики, резчики по дереву и прочее… ИП N». Это кадровое агентство. Паразиты на теле Ставрополя. Там вас не менее чем в первом случае ласково встретят, на стул усадят, стабильную зарплату наобещают. В будущем, разумеется. Тем более что, о чудо, они сами будут искать вам работу. Ночами не спать, бегать, сломя голову, по собеседованиям, о вас беспокоиться. Правда, оформление документов стоит 900 рублей. Мелочь какая. Подумаешь…
Вы можете, дорогие читатели, поверить в то, что сделать ксерокопии паспорта, ИНН, ну, может, еще каких-нибудь документов, стоит, и правда, 900 рублей? А прозвон объявлений по вакансиям, не большая их заслуга. Вы и сами справитесь. Тем более, что гарантию трудоустройства вам здесь никто не даст.
Мы подходим, наконец, к третьему, еще более скучному варианту. Объявление настоящее, компания живая, вакансия актуальная, но… Первым делом (а зачастую и последнем), вы знакомитесь с кадровым органом. И это не серьезные профессионалы, с холодным взглядом, как скажем, в советские времена. Исполнительные, четкие, тонкие психологи. Они, сразу всмотревшись в человека, в предоставленные документы, оглашали свое решение: берем или нет. Быстро и честно. По крайне мере без морочивания головы. Иван еще помнит таких.
Теперь все иначе. Отдел кадров любой мало-мальски солидной организации напичкан куклами. Да, именно куклами. Высокими, блондинистыми, длинноресничными девушками с огромных размеров, раскрашенных во все цвета радуги ногтями, с которыми, кажется, и ручку в руке не удержать. И обязательно натянутой улыбкой, вкупе с пустыми глазами. Они вам протягивают кучу различных анкет, иногда говорят, что организация в холодном поиске сотрудника, данной профессии (бред, либо компания ищет себе человека, либо нет, иное от лукавого).
В анкетах много разных вопросов, порой неудобных. Зачем фирме столько информации, про различных кандидатов на должность, нам не ясно. Так, по данным МВД, в Москве, несколько лет назад, была выявлена организация, которая собирала под видом трудоустройства личную информацию с сотен людей, неизвестно для чего.
После заполнения анкеты – короткое собеседование, с той же блондинистой кадровичкой. В нашем случае девушка не могла понять смысла рассказа Ивана об одном из прошлых мест работы. Он трудился, одно время, гражданским персоналом в воинской части космических войск. При разговоре, сотрудница отдела кадров, показала всю свою глупость и несдержанность.
После этого, вам сообщают, что обязательно свяжутся с вами, на той недели или позже. И все! Здесь дело вот в чем. Это был яркий пример фирмы-коллекционера. На всякий случай, им хочется располагать большим списком претендентов на свои штатные должности. Вдруг, кто-нибудь из персонала надумает уволиться, а у них полный ящик стола заполненных анкет. Только забывают эти горе-кадровики, что, во-первых, люди, скорее всего, перестали ждать их звонка и устроились на другую работу. Во-вторых, по закону, их увольняющиеся работники должны будут отработать еще две недели перед непосредственно увольнением. А за это время не сложно найти и замену ему.
Но, даже если вы и не устраиваете дилетантов кадровиков, вам все равно не скажут об этом. Услышите стандартное – «мы вам позвоним». Это обозначает – сиди дома и гадай на ромашке, что на уме у этой девушки.
Вот мы, с помощью Ивана, не раз обжигающегося о непреступные отделы кадров, и разобрали наиболее часто происходящие варианты трудоустройства ставропольчан сегодня. Хочется верить, что и в этой отрасли однажды наведут порядок. Иметь таких кадровиков невыгодно и самим фирмам. Не так давно Ивана не взяли на завод, на рабочую должность, ввиду его высшего образования. Да, именно благодаря не отсутствию, а наличию образования, он не был принят. Стандартная блондинка предположила, что Иван, в скором времени, может уволиться от них, так как ему могут предложить более высокооплачиваемую работу, опять-таки, благодаря образованию. А то, что у нас половина реализаторов на городских рынках с высшим образованием, девушка не знает.
Зато она знает несколько компьютерных простеньких программ. То же нам, предмет гордости. Если организация лишится программного обеспечения, из-за компьютерного вируса, например, то современные кадровики, не смогут и сотрудников своих сосчитать. Потому, как и считать многие из них не умеют.


Рецензии