Китайская тетрадь. Часть 60

 
«Не ищи, человече мудрости, ищи кротости: а еще обряши кротость, то и одолевши мудрость; не тот мудр, кто много грамоте умеет; тот мудр, кто много добра творит».

10 октября 1834 г.  день рождение императрицы Цы Си. Именно Цы Си 21 июня 1900 года (8 июня по ст.ст) объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России. Опубликована «Декларация о войне»: «Иностранцы ведут себя агрессивно по отношению к нам, нарушают нашу территориальную целостность, топчут наш народ и забирают силой нашу собственность… К тому же они угнетают наш народ или богохульствуют над нашими богами. Простой народ терпит небывалые притеснения, и каждый из них весьма мстителен . Поэтому отважные последователи ихэтуаней сжигают церкви и убивают христиан».
Вообще этот день богат «китайскими» событиями.  Так,  в 1911 г. вспыхнуло восстание в г.Ухане - началась Синьхайская революция.  В 1919 г.Сунь Ятсен основал новую организацию Гоминьдан.  А в 1945 г американская пехота десантировалась  в Циндао и Пекине.  В 1962 г. произошел конфликт на китайско-индийской границе.

Бронислав Громбчевский встретился на Памире с британской экспедицией капитана Фрэнсиса Янгазбенда. В августе 1903 г. Петровский, завершив службу в качестве Генерального консула  в Кашгаре, обосновался с семьей в Ташкенте. На его место предполагалось назначить Б. Л. Громбчевского, но тот отказался и консулом был назначен С. А. Колоколов.  Генерал-майор Громбчевский Бронислав Людвигович (1855—1926), ранее исследователь Памира, Северо-Западного Тибета и Кашгарии, пограничный комиссар в Амурской области, представитель в Квантунской области и в Мукдене, в это время принял должность астраханского губернатора  (1903—1905 гг). Громбчевский побывал впервые в Кашгарии в августе-ноябре 1885 г. Он занимался съемкой местности и сбором сведений военного характера.

Консул Петровский отзывался о Громбчевском не очень лестно. Он писал: " Разница между Громбчевским и Виткевичем большая. Кстати о первом. Я всегда и теперь считаю и считал его просто проходимцем. Интересов выше своей карьеры для него не существует. Все его путешествия были только для карьеры служебной и для отличий. Все, что он делал, все приносилось в жертву личным целям. Так поступил он и в деле памирском: вместо того, чтобы обработать свой дневник и описать Канджут, хан которого давал ему полное на то позволение (теперь такое описание сделают англичане), он выпросил у Семенова новую экспедицию, гонялся без нужды за Певцовым, а по возвращении в Петербург опять забыл об отчете, и, после чтения о претерпевших страданиях, начал политиканствовать (чтение в Военной академии), подделываясь к тону Военного министерства и стараясь сочинить для себя (это он прямо-таки и писал нам) уже военную экспедицию. Заручившись согласием в Петербурге, он интриговал в Ташкенте, — и экспедиция на Памир  состоялась....».

      Б.Л. Громбчевский (польск.: Bronislaw Grabczewski, 1855–1926 гг.) стал первым пограничным комиссаром в Амурской области – российский разведчик и путешественник польского происхождения, потомственный дворянин, уроженец Ковенской губернии. Внес значительный вклад в изучение Памира и Кашгара. Высочайшим приказом по ведомству МВД от 23 июля 1896 г. № 45 переведен из Туркестанского генерал-губернаторства в Амурскую область с назначением на должность пограничного комиссара Амурской области, которая давала возможность легально собирать сведения о соседних с Россией провинциях Китая. С этой целью он дважды по приказу приамурского генерал-губернатора выезжал на территорию Китая. В июне 1897 г. полковник побывал в городах Маньчжурии (Саньсин, Бодунэ, Гирин и Цицикар) для выяснения причин препятствий со стороны китайских властей плаванию по р. Сунгари русских пароходов и вывоза маньчжурского хлеба, закупленного русскими купцами.

26 августа 1899 г. Б.Л. Громбчевский был произведен в генерал-майоры и назначен комиссаром по гражданской части Квантунской области. Одно время он состоял военным комиссаром при губернаторе Мукдена. Было это в 1900 году, его сменил полковник Квецинский. Во время революционной борьбы марокканцев Б.Л. Громбчевский представлял в этой стране российский Красный Крест. Октябрьскую революцию встретит в чине генерал-лейтенанта Генштаба. Жизнь его закончиться в Польше, на службе в польской армии. Смерть  встретит  прикованным к постели, без единого золотого в кармане.
Это еще не все. Нашлись сведения, что будучи комиссаром на Квантуне, он неоднократно посещал Японию. Глаз разведчика четко определил стремление японцев развязать войну. Об этом он докладывал Военному министру Куропаткину и даже на личной аудиенции царю Николаю. Последний от предупреждений отмахнулся и посоветовал генералу подлечить нервы в Европе. Именно там Громбчевский получил сообщение о назначении его Астраханским губернатором и  атаманом местного казачества. В истории случай исключительный, католик и с булавой.

В 1911 году, в Харбине у китаиста С.К. Колоколова появился сын Борис. Автор записок, которые я прочитал, был знаком с проживающим в Мукдене бывшим офицером 11-го ВССП Блонским, коллегой по совместной службе деда Чакирова. Сергей Колоколов возглавлял консульство в Кашгаре. Позже опубликовал материалы об экономике Кашгарии и Маньчжурии, был генконсулом в Фучжоу, Мукдене, где и скончался.
Как и родственники Лукины в Харбине, Борис выехал с семьей в СССР в 50-е годы, на целину, оказался в Акмолинске, трудился в совхозе на территории только что расформированного Карлага НКВД. Дальнейшая его жизнь прошла в Караганде и Оренбурге. Старший сын консула Сергея Колоколова  Всеволод, выехал в Россию еще до октябрьских событий 1917 года и признал советскую власть, станет главным военным китаистом СССР, и я буду пользоваться его русско-китайским словарем.
14 октября 1880 г. родился Дмитрий Карбышев. Он по первому разряду закончил Михайловское  Военно-инженерное училище в Санкт-Петербурге, храбро сражался в Маньчжурии, награжден пятью боевыми орденами и медалями. Именно он возводил Брестскую крепость, и во время Отечественной войны оказался в плену у немцев. Его стойкость увековечена памятником в лагере, где он содержался. В Маньчжурии поручик Карбышев, командир 1-го Восточно-Сибирского саперного батальона сражался в районе Вафангоу в частях корпуса Штакельберга.

Были в этот день (14 октября) и потери. В 1939 году в Китае погиб советский  лётчик Кулишенко Г.А.
Еще одна печальная история - 17 октября 1967 г. умер последний император Китая Пу И. Для старообрядцев в 1906 году в этот день случилось торжество — с подачи Столыпина  было разрешено образовывать старообрядческие общества. И вера была такая: «Не ищи, человече мудрости, ищи кротости: а еще обряши кротость, то и одолевши мудрость; не тот мудр, кто много грамоте умеет; тот мудр, кто много добра творит».
Родственники Голдыревы, Бахтины и Зайцевы были старообрядцами австрийского толка. Известный политический деятель Александр Иванович Гучков происходил из семьи московских купцов старообрядцев. Прадед его был крепостным крестьянином, а дед и отец стали текстильными фабрикантами. Гучков не был военным, но в 1898 году вместе с братом Федором, единственные из русских, отправились в Южную Африку, волонтерами, сражались в Англо-бурской войне на стороне буров. Александр Иванович был ранен и вернулся на Родину героем.
 
Участник событий в Маньчжурии. Вот его воспоминания: «...Эпилог военной авантюры царизма - Мукденское сражение, плохая организация войск, бездарное командование, безобразия в обеспечении снабжения - все это предопределяло тяжелое поражение. Ужас, паника царили везде".
А.И. Гучков, как главноуполномоченный Красного Креста с возмущением наблюдал трусливое бегство многих лиц из числа обслуживающего персонала госпиталей, оставивших раненых на произвол судьбы. В этой ситуации он принимает чрезвычайно смелое и благородное решение остаться в Мукдене вместе с не эвакуированными солдатами и содействовать передаче госпиталей японской армии в соответствии с международными нормами.

Что интересно, в Петербурге А.И. Гучков одно время проживал на знакомой мне улице Фурштатской, в доме № 36. В Белом движении он поддерживал Л.Г.Корнилова. Жизнь его закончилась в 1936 году в Париже.
Что касается Китая. Тут можно отметить две даты. В 1936 году в г. Шанхае умер Лу Синь 2-432; 9-76-3-166; 117-773. А в 1920 году  во Францию на учебу прибыл Дэн Сяопин.
Лу Синь в докладе от 21 декабря 1927 г. сказал, что китайская литература и искусство раньше «наблюдали за огнем с противоположного берега», то есть служили, в основном, для время препровождения и удовольствия, не касались волнующихся вопросов. Вспомнил он и Фэн Мыньлуна, который утверждал: «Что каждый отгребает снег только от собственной двери и не заботится о льде на крыше соседа». Еще он утверждал: «В Китае часто пускают стрелы в спину, так что любой богатырь, который смело двинется вперед, легко теряет жизнь». Вот и Лу Синь ее потерял рано.


Рецензии