Повстречались осторожность и доблесть

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ ОСТОРОЖНОСТЬ И ДОБЛЕСТЬ

В октябре 1812-го года генерал-губернатор английского Гибраалтара Кэмпбел решил, что пришло время отбить у французов Малагу(бушевали наполеоновские войны, и большая часть Испании была оккупированна французами).
Но, для взятия Малаги, сначала, необходимо было расчистить подступы к городу, а значит, сперва, нужно захватить крепость «СОХАЙЛ».
Генерал-губернатор подрядил на эту военную компанию весьма известного в те времена вояку—Энрюса Томаса Бейли—одиннадцатого лорда Бейли, который до сей авантюры успешно воевал на Мальте, в Индии, и в Новом свете...
Собрали эскадру—три линейных корабля, на них посадили 2000 десантников Гибраалтарского полка морской пехоты, и отправились к Сохайлу.
Бейли знал, что к этой береговой крепости не подступиться на кораблях для ее обстрела из корабельных пушек...там мелководье, поэтому он высадился со всеми своими десантниками восемью киллометрами западнее Сохайла, у деревни «Ла Кала де Михас».
Взяли морпехи на спины бочонки с порохом, мелкие ядра, легкую переносную артиллерию....и айда по холмам в ночи, восемь км. к Сохайлу. Ранним утром расставили пушки на холме напротив крепости, и давай палить по ней весь божий день.
Разведка донесла, кто вообще в Сохайле сидит: 165 поляков (союзников Наполеона в ту войну) и 12 французских драгун...комендантом был некий капитан Франтишек Млокошевич.
Вечерело...запас пороха подошел к концу...английские пушки снесли четверть крепости, и если в ней вообще остался кто живой, то наверняка все они были раненные, а между тем, лорд Бейли получил подкрепление—900 испанских партизан.
Несмотря на подавляющее превосходство в живой силе, Бейли решил перестраховаться, мол неудобно крепость брать штурмом на ночь глядя, хотя и небольшие, но потери все же могут быть, поэтому лорд оставляет артиллерию под защитой 900 испанцев, а сам, вместе со своими морпехами отправляется в ночи к кораблям, с целью запастись ядрами и порохом, дабы к утру вернуться, и еще в течение нескольких часов обстрелять Сохайл из пушек, и к полудню взять совершенно обескровленную крепость штурмом.
Задумано-сделано, анличане отходят к кораблям, испанцы остаются охранять артиллерию. Расслабились партизаны, знали, что в Солхайле всего горстка полумертвых поляков...разожгли костры....жарят сардины, песни поют, по сторонам не смотрят...
Глубокая ночь, испанцы уже пьяные в дупель, ползают вокруг костров на рогах. Вдруг, ружейный залп с близкого расстояния! Партизанские глаза стали квадратными—кто, куда, откуда, зачем? И тут, из облака порохового дыма, вылетают 120 окровавленных, перевязанных поляков, и начинается совершенно безумная штыковая атака. Партизан конечно много, но расслабились ребятушки, да и кто они такие, в сравнении со старой гвардией Вислинского полка?
Расшвырял отряд Млокошевича партизан по склону, раскидал, аки слепых котят по все холму, и овладел английскими пушками. Смотрят вдаль, а англичане то уже на подходе, поднимаются на холм. Разворачивают поляки пушки, и дают залп по морпехам.
Лорд Бейли понимает, что дело жаренным запахло, дает приказ пошевеливаться, чтобы отбить пушки... Млокошевич видит, что на второй залп нет времени, взывает пару пушек, и спешно отступает к крепости. Бейли видит, что если еще поторопиться, то можно догнать поляков до того, как они укроются за стенами Сохайла, и тогда первый этап военной компании можно будет считать законченным. Звучит приказ лорда настичь во что бы то ни стало поляков. Англичане побежали вдогонку, строй сломался, но и отряд Млокошевича уже в считанных метрах от них...
Все еще глубокая ночь, как вдруг(!), с северного фланга в толпу морпехов врубается польско-французское подкрепление из соседней деревни Михас—200 каваллеристов. Задействован эффект внезапности, началась кровавая мясорубка, Млокошевич, видя это, разворачивает свой гарнизон, и тоже бросается на англичан....
Уж слишком много саксов, конечно, у поляков нет шансов...но капитан Франтишек Млокошевич, в суматохе рукопашного боя, умудряется оглушить и пленить самого лорда Бейли....быстренько уволакивает его в Сохайл....морпехи видят, что их командир в заложниках, и не решаются продолжить бой....отступают к своим кораблям.....
В том году, Сохайл так и не был взят.
Последующие три года, лорд Бейли просидит в парижской тюрьме, будет писать мемуары, и самые яркие их строки, касаются той самой безумной польской атаки в ночи на испанских партизан.
Млокошевич, дослужится до генерала, и последние годы своей службы будет являться русским офицером (геополитические расклады сильно поменяются к тому моменту, и Франтишек присягнет русскому императору).
В Краковском военном музее, этот эпизод подробно описан под названием «Битва при Фуэенхироле», ибо спустя полвека, у крепости «Сохайл» вырастет город Фуэнхирола(ныне крупный курортный город берега Коста дель Соль). Млокошевич, пожалуй, один из тех бравых вояк, о ком действительно стоит слагать гуссарские баллады. Но в самом Сохайле о нем ни слова нет, зато в деревушке Михас, на одном из уличных перекрестков, на стене, под названием улицы, прикреплена кафельная плитка, с изображением солдата с винтовкой, одетого по образцу наполеоновских войн, и под ней красуется надпись: «капитан Франтишек Млокошевич».
Польский художник, написал эпическое полотно: «Битва при Фуэнхироле» (на фото ниже).
Андрей Малажский.


Рецензии