Дискомфорт с точки зрения математики
«История одного преступления», Союзмультфильм.
Попытки внедрить в банковскую систему обработку данных нейронными процессорами, о которых недавно сообщили национальные СМИ Беларуси (новости ТВ) несомненно шаг в сторону прогресса, однако это ли предлагалось? Ведь интересы клиентов отдельно взятого «продвинутого банка», где система заработает, это ещё не интересы народа. У нашего правительства есть одна характерная особенность, присущая недоучившимся студентам – они пытаются использовать чужие идеи, перефразировав их и представив собственными. Напоминаю, предложение использовать нейронные процессоры для прогнозирования и анализа жизненного цикла изделий, оценки их стоимости и соответственно реформирования патентного права для того, чтоб ускорить внедрение в производство ценных технических идей с последующим участием в прибыли автора и самого патентного ведомства (которое будет способствовать продвижению новых технологий в отличие от уже сложившейся традиционной системы запретов на использование без лицензии) уже многократно описано и озвучено мной ранее, а теперь мы видим, как выдранный из контекста кусок моего авторского предложения прозвучал с экранов национального канала. Это же воровство! Но разве дикторы ТВ похожи на преступников?
Тем не менее я попытаюсь отказаться от собственных амбиций, поскольку любая подобная программа – ответственный труд огромного коллектива, а не одиночек, способных прогнозировать лучше остальных. Поэтому далее речь пойдёт о математическом моделировании общественного состояния, которое устанавливается как динамический баланс противоречивых факторов, среди которых есть положительные – вызывающие радость, восторг и удовольствие от сделанного, так и дискомфорт, типы и подвиды которого и могут стать предметом серьёзнейшего изучения математиков, заботящихся о своём будущем. Очевидно нейрофизиология человека такова, что любое кратковременное сильное воздействие сначала формирует гормональный ответ, а после напряжение спадает, приводя к тому, что любой шок (в том числе болевой) притупляется. Иная ситуация с воздействием низкого уровня, которое находится на уровне шума. Долговременное воздействие факторов такого рода наоборот приводит к повышению чувствительности к фактору воздействия и соответственно небольшое раздражение и дискомфорт, длящийся годами, часто вызывает на первый взгляд немотивированные вспышки гнева, неадекватную реакцию и прочее. Этим пользуются представители спецслужб для «выживания» с работы, для дискредитации неугодных и прочих не вполне благовидных целях. Но давайте абстрагируемся от уровня личности – посмотрим на данные факты с позиции больших социальных групп (как это делают министерские чиновники, заботящиеся только о том, чтоб не было революций, игнорируя личные интересы обратившихся к ним граждан). В этом случае математическое описание задачи минимизации дискомфорта сводится к нахождению локального экстремума, в котором учитывается не только сильный, но кратковременный дискомфорт, но и незначительные факторы с учётом роста их влияния из-за пролонгированного воздействия.
См. рис. 1
Жизненный опыт подсказывает, что сильный, но кратковременный стресс бывает пережить легче, чем долговременное дискомфортное состояние, следовательно, с математической точки зрения важен интеграл, определяющий площадь под графиком, который мы и запишем со знаком минус в «формулу счастья». Становится очевидным, что в мирное время, которое способствует повышению чувствительности к различного рода неудобствам (на которые в условиях стресса не обращаешь внимания), нужно больше внимания обращать на факторы, приводящие к массовому дискомфорту, никак не определяемому в настоящее время должностными инструкциями. Наоборот – система общественных отношений, построенная на рыночных отношениях, создаёт постоянно действующий стресс у большинства населения. Я конечно не сторонник тоталитарных режимов, в которых уровень стресса населения не позволял вообще задумываться о комфорте, но технический прогресс привёл к появлению новой возможности планирования и прогнозирования, не воспользоваться которой было бы чудовищно глупо. Речь конечно об нейросетевых методах обработки больших объёмов информации с целью повышения уровня комфорта населения, а не повышения прибыли банков или создания монополий (в том числе национально-государственных), способных радикально повлиять на базовые экономические понятия – деньги, себестоимость, цена и прочие (благодаря введению логически полного критерия «польза»). А ведь именно приоритеты и цели, которые ставятся перед техническим интеллектом (пока не появился искусственный), определяют, куда человечество идёт – к пропасти или благоденствию. Поэтому возвращаясь к первому абзацу могу резюмировать, что клятвопреступник, пришедший во власть, перестал заботиться о соблюдении конституционных норм в Беларуси, надеясь «не замечать» законных требований граждан, авторских прав и прав человека вообще. Если раньше я протестовал по поводу внесудебных репрессий, коснувшихся лично меня, то теперь вижу, что дело то вовсе не во мне, а в политике государственного аппарата, направленной против интересов народа.
Накопление интегральной суммы под линией дискомфорта – математически точное представление состояния общества и возможность прогнозировать общественные протесты. Госаппарат, решивший в ответ на растущую площадь начать вооружаться и повышать расходы на МВД, вместо того, чтоб устранять проблемы и дискомфорт, является преступной вооружённой бандой, а не «рачительным хозяином» на своей земле. Но разве похож Лукашенко на преступника? Будем же снисходительны и толерантны – он всего то четверть века президент, у него была трудная судьба - Александр рос и воспитывался без отца, в школе был трудным учеником, и стоял на учёте в милиции. Мать Александра Григорьевича Екатерина Трофимовна родив сына, вернулась в деревню и стала работать дояркой на ферме, а это – утренние дойки и дискомфорт для сына. Неспроста психиатр выявил у него впоследствии мозаичную психопатию, математически это вполне объяснимо.
Итак, чтоб не наступать на грабли, народ Беларуси должен сделать осознанный выбор, куда двигаться – и не так важно, с какой скоростью, главное – в верном направлении!
29 июня 2018 г. Инженер-конструктор Гаврук В. В. г. Осиповичи, т +375 29 8464082
Свидетельство о публикации №218062901524