Внуки- слаще меда. Третья часть

На снимке: мой внук Ариэль

Детство и юность внука. Семейная хроника.

Пусть радость сопутствует внуку
Под солнцем и светом луны!
Плыви в океане успеха,
Всегда будь на гребне волны!
Пусть станет любимой работа,
Удача ведет за собой!
Бери все, что можно, от жизни,
Будь счастлив, доволен судьбой!

АРИЭЛЬ - СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ

      Имя Ариэль я встретил впервые.Мне было интересно узнать значение имени.Что я узнал?
 
      Корни его уходят далеко в прошлое.Тайна имени заключается в его происхождении,количестве слогов,звуков.Все это определяет характер,привычки,даже будущую профессию и семейную жизнь человека с редким именем Ариэль.В спорах он предпочтет найти компромисс,используя мягкий подход для достижения согласия:если же будет замечено,что спор разгорается,то вовремя уйдет в сторону.Ариэль обычно имеет много друзей и знакомых,поэтому не страдает от одиночества.

     - Как-то мы с Семеном подумали:наш сын Ариэль уже подрос и пора приобщить  к музыке,- рассказывала Марина, когда гостила у нас в Сан Хосе.- Муж, кстати, с музыкой на ты с малых лет,окончил музыкальную школу и готов был помогать Ариэлю. Купили новое пианино.

     - Стал сын ходить на занятия к опытному и знающему учителю.Но вот отношения у них почему-то не складывались. Да, и у Ариэля постоянно что-то не ладилось,- вспоминает дочка.-Как говорят,первый блин всегда комом.

    - Все в наших руках,поэтому их нельзя опускать,- сказал известный восточный философ и поэт Омар Хайям.

ПАПИНА ДОЧКА

Все говорят, что я папина дочь,
Что я на папу похожа точь-в-точь;
Те же глаза и характер похож,
Не огорчаюсь нисколько – «Ну, что ж!»
Л.Чернышова

      Весенний день подходил к концу.У компьютера уже долго сижу,задумался:с чего начать эту статью? Вдруг, как в русской народной сказке "По щучьему веленью",передо  мной возникла зеленая возвышенность Тель-Азейки и поэтические строчки пришли на ум:

С тех пор ты так
Запал мне в душу,
Что буду помнить
Я всегда! Л.Г.

      Я был очень благодарен за «подсказку»  Марине.Это она организовала замечательную поездку в исторический парк «Британия»,когда мы с сыном Константином гостили у нее в Беэр-Шеве.
 
    - Смотри, - показывая на возвышенность,сказала Марина, - это Тель-Азейка — холм, скрывающий в себе развалины иудейского города Азейки,эпохи Первого Храма (X-VI вв. до н.э), и целую систему древних пещер,в которых скрывались последние восставшие евреи.Это было восстание,яростное и страшное,положившее конец еврейскому населению Эрец-Исраэль,и начало почти двухтысячелетнего изгнания евреев.

      Перед нами пещеры,где раздается гулкое эхо,где в темноте кажется,что там все еще прячутся от римских солдат последние евреи.Целая коллекция памятников римской и византийской эпох.

      В живописном уголке на Тель-Азейке мы вспомнили нашу семейную историю.

А у меня есть дочка - весёлая смешная,
Летят года, годочки и девочка растёт.
А у меня есть дочка -кровиночка родная,
Похожая на папу или наоборот.
C.Любавин

      Детство миленькой и красивой девочки прошло в солнечном Ташкенте. Она читала,как говорится,запоем. Для нее книга была всем. И до сих пор чтение остаётся самой большой её страстью. Обожала плавать на Комсомольском озере и наслаждаться красочным пейзажем.Словом, буквально все ее увлекало. Сначала в дом «заглянули» книги по ботанике,со временем их сменили - по зоологии. Шаг за шагом развивался интерес к анатомии и физиологии человека,к экологии окружающей среды. Так,Марина вплотную подошла к биологии.

      Бывшие одноклассники после выпускного вечера только и делали,что обсуждали в какой институт подать документы. Перед Мариной этот вопрос уже не стоял. Она успешно сдала вступительные экзамены и стала студенткой биологического факультета Ташкентского университета.

Вот и снова снег февральский тает,
Тает в небе синяя звезда.
Незаметно детство уплывает
Лодочкой с тетрадного листа.
Что нас ожидает, мы не знаем,
И какие ждут нас города?
Мы ещё не скоро осознаем,
Что уходит детство навсегда.
С.Лапиков

      Жизнь у каждого складывается по- разному. Вот только в одном ей не повезло...с музыкой.Она "прошла" рядом с ней,помахав ручонкой.Да и это случилось не по ее вине.Дело было так.  Мариночка стала брать уроки музыки у молодого выпускника Ташкентской консерватории. Думала,что хороший преподаватель. Но оказалось, что это только на первый взгяд. Так называемый «музыкальный профессионал" на уроках иной раз длинной линейкой лупил(другого слова не подобрать) по маленьким ручкам может быть в будущем талантливой пианистки. Конечно, результата долго ждать не пришлось:отбил любовь к музыке, которая только- только зарождалась.

    - Такой «метод» работы « педагога» не карался законом,все сходило с рук.Но в Израиле такой учитель с длинной линейкой в руках добром бы не кончил,- констатировала дочь.

      Хорошо сказал Антон Чехов:“Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.”

ДАЙВИНГ

      Жизнь Ариэля была интересной и увлекательной. Но одно событие, пожалуй, мальчик никогда не забудет:это путешествие с родителями по Швецарии.Он побывал на горе Титлис – в популярном месте любителей зимнего отдыха.Походил по висячему мосту, который проложен над пропастью глубиной 500 метров и на высоте более трех тысяч метров.
 
      Вы знаете,что такое дайвинг?Это подводное плавание с аквалангом.Нам еще в школе учитель физкультуры рассказывал,что его родоначальником был французский исследователь Жак-Ив Кусто.Создав акваланг,он открыл красоты подводного мира.Они и заинтересовали внука.

    - Я могу поплавать под водой?

    - Пожалуйста,- ответили ему.

      Ариэлю тогда было только восемь лет.Но он мужественно надел на себя акваланг, погрузился под воду и впервые увидел всю красоту подводного мира.

ВКУСНОЕ МОРОЖЕНОЕ

      Детство и юность – пора увлечений. Мы видели, что Ариэля интернет и английский язык сильно увлекли. Кстати,это была первая встреча моего сына Костика с замечательным  племянником,и на этой почве они быстро сблизились. Особенно, когда он узнал,что Константин работает в компьютерной компании и английский знает с пеленок. Даже на прогулку с собачкой Энди они выходили вдвоем.И между делом не забывали о вкусном мороженом.

     - Ариэль - очень любознательный мальчик,старался о многом узнать,задавал множество вопросов,и они были интересными,- вспоминает  Константин,- в том числе и о музыке.Когда я поведал о том,что окончил музыкальную школу,то он тихо сказал: я тоже начинал учиться игре на пианино.

РАДОСТЬ ЗА ВНУКА

      Был я и на тренировках Ариэля по плаванию.

    - Парень старается,- похвалил тренер,- очень способный.

      Меня порадовали слова опытного наставника. И вот почему. Помню, когда я был маленьким мальчиком, мама рассказала о трагической судьбе моей прабабушки:

    - Она жила рядом с рекой Тетерев в еврейском местечке Радомысль,что в Украине. Прабабушка была очень аккуратной,любила чистоту. Однажды она пошла стирать бельё к реке и больше не вернулась. Бурные воды её "забрали" навсегда.

      У дедушкиной сестры Сары был серьезный повод дважды ненавидить эту реку. Когда появилась на свет её дочь Лия, Сара была уже вдовой. Её муж Лазарь был сильным, здоровым. Работал в кузнице. Стояла жара. На пять минут пошел искупнуться и все...

      Я слушал рассказ мамы и решил во что бы то ни стало мне надо научиться плавать.У нас во дворе летом мальчишки целыми дням пропадали в бассейне. К нему родители мне запрещали подходить. Однажды все- таки спустился по ступенькам и со страхом сделал первое движение,похожее на то,как плавают собаки.И тут же... пошел на дно.

      По-настоящему испугаться не успел. Кто -то спас меня.

  ... Я слушал тренера и радовался успехам внука, который умел плавать и на спине, и на боку,и вольным стиле,и брассом.

ЭЙЛАТ – ЖЕМЧУЖИНА У МОРЯ

Вот он Эйлат, это чудо прибрежное
Светится морем цветов
Переливается красками свежими
Ярких рекламных щитов

Берег коралловый, море- аквариум
Сказкою манит на дно
Райские рыбы пестрыми стаями
К людям привычны давно.
Г.Проссо
 
      Как-то утром дочка,сев за руль,как заправский водитель,сказала: «Поехали!», и мы с Константином помчались в  Эйлат - город- жемчужину. Он «вырос» на берегу Красного моря.

    - Это одна из главных достопримечательностей,- сказала дочь,-проводив нас с сыном в подводную обсерваторию "Эйлатский морской музей".

      На глубине 12 метров через огромные прозрачные иллюминаторы видна нетронутая красота кораллового рифа. Жизнь морских обитателей здесь постоянно кипит! Тропические рыбки гоняются друг за другом, осьминоги и колючие ежи мирно дремлют в каменных домиках,порой мимо проплывают черепахи и скаты

      Помню, был жаркий день.

    - Вот бы поплавать,– я сказал.– Жаль,что мы ничего для плавания не прихватили.

      Все же в детстве я научился плавать. Да, на факультете физического воспитания Ташкентского педагогического института  освоил методику обучения пловцов.

      Вдруг Марина взяла нас, как маленьких детей,за руки,и сказала:

     -Шагаем за плавками и сланцами.И никаких возражений.

      Далеко ходить не пришлось. На все ушло в магазине спорттоваров буквально пять минут.

      Ах, какая была чудесная вода Красного моря! Дочь повела нас и на замечательный Коралловый пляж. Я подумал,что,если бы Марина работала в туристическом бизнесе,то ей не было бы равных.

      Деревня бедуинов. Что мы знали о ней? Абсолютно ни-че-го. Было интересно. л

    - Бедуины – часть арабского мира,исповедуют ислам,лояльные граждане Израиля, - рассказала Марина. - Они до сих пор носят традиционную одежду и ведут традиционный образ жизни.Многие бедуинские семьи посылают юношей служить в Армию обороны Израиля.
 
      Бедуинском шатер.На маленьких низких столиках уже были приготовлены и ждали нас национальные блюда,такие как фалашиа (пресный хлеб,напоминающий еврейскую мацу), шай бил нана (мятный чай). Полилась беседа на иврите.Гостеприимный хозяин и наш «гид» им владели в совершенстве..

ВСПОМИНАЯ ТРУДНЫЕ ГОДЫ

      Чудесная обстановка в курортном городе располагала к доверительному разговору.

    - Это было в начале 90 - х годов,- вспомнила Марина.- Вы уже уехали,а мы только собирались в дорогу.Папа,ты даже не поверишь,если скажу,что в то сложное время  меня «выручили» твои гены, гены журналиста. Как-никак, ты окончил факультет журналистики, я помню,  что ты был членом Союза журналистов СССР. В Ташкенте была острая проблема с устройством на работу.Зашла в банк.

    - Молодые работники нужны. Возьмем без всяких,- сказал управляющий.- Но одно условие:приведите хотя бы одного клиента.

Я гены отцовские просто наследую
И умные мысли мои всё грустнее:
Они меня с детства всё время преследуют,
Но я каждый раз… становлюсь их быстрее.
П.Броверман

      В это время создавались кооперативы. Я зашла в один из них, взяв блокнот и ручку.

    - Журналист пришел за фактами?

    - Да, совершенно верно.

      Мне дали интересную информацию. Обобщила. Помню, дала броский заголовок "Люди гибнут за металл". Показала эту информацию жене брата. Она работа в одной из редакций Узбекского радио. Ей понравилась.Сколько было радости,когда первое мое творение вышло в эфире.

      Председатель кооператива поблагодарил и сказал, что он готов со мной идти в банк. Но там ему их условия не понравились. Меня же  просто обманули,сказав,что нет вакансий.

    - Не волнуйся,дочка, будешь работать у меня, -успокоил руководитель кооператива.

У ОФИЦЕРА НЕТ СЕКРЕТОВ

      Второе высшее образование Марина получила в Израиле. Она успешно окончила Университет имени Давида Бен-Гуриона. Вполне понятно,что у нее очень серьезная работа.

    - Моя мама -офицер,- с гордостью сказал нам Ариэль.

      В  её окружении можно услышать,что Марина Славинская – отличный специалист,готова решать самые сложные проблемы.

    - Смотрю,ты, как белка в колесе,и еще находишь время на воспитание сына. Открой секрет,где ты его берешь? –шутя,спросил Марину.

    - Я - мама и вот весь секрет,- улыбнулась она. - Да и Семен не стоит в стороне.
 
      Семен хорошо понимал,что спина у сына не каменная.Целый день сидеть в школе,да еще дома за уроками– дело не шуточное.

    - Попробуй себя в верховой езде. Как правило, это помогает создать крепкий мышечный корсет, -предложил отец,который был специалистом в области физиотерапии,отлично разбирался в тонкостях лечебной физкультуры.

      Начались тренировки. Опытные тренеры,новые юные друзья и красавцы-скакуны не могли не понравиться мальчику.

      Еда в Израиле подобна стране - сочетание разных культур, всевозможных национальных блюд.Вернувшись на свою древнюю землю,евреи не только принесли с собой множество языков и традиций,но и кулинарное наследие разных стран,которое в сочетании с коренными кушаньями,создало многогранную израильскую кухню.И вот в один из вечеров Марина устроила настоящий израильский ужин.Чего тут только не было!

       За ужином Марина сказала:

     - Знаешь,папа,ты скоро уезжаешь,и я буду откровенна с тобой, мысль о музыке до сих пор не оставляет меня в покое. Хотела бы увидеть Ариэля за пианино и послушать в его исполнении «Мазурку» Шопена. Я рассказала ему,что многие из его друзей отлично играют на разных музыкальных инструментах. И я хочу услышать хотя бы что-нибудь для начала в его исполнении.

       Сейчас прошу не удивляться. Я мог услышать от маленького пацана из соседней квартиры:я уже второй год учусь в консерватории. И это была не шутка. Дело в том, что в Беэр- Шеве именуют так музыкальные школы. Интересно,что в Сан Хосе,где мы живем,иной раз детский сад или балетную школу называют "Академией".
 
Мечта - есть движущая сила,
Мечта - предшественница цели,
Мечта дорогу мне осветит,
Чтоб дни все радостно летели.
О.Партала

МЕЧТА ДОЧКИ

       Через несколько месяцев Марина позвонила мне и сообщила:

     - Ариэль стал заниматься по классу фортепиано в консерватории. Ему понравились и занятия по сольфеджио, которые развивают музыкальный слух и знакомят с музыкальной теорией. Со временем в его расписании появилась и музыкальная литература.
 
       Что и говорить, время летит со скоростью звука. Ариэль теперь делит свое свободное время между интернетом и пианино.Часто отец и сын садятся за инструмент и играют в ... четыре руки.Об этом долго мечтал Семен. Я себе представляю,как в это время Марина, удобно примостившись на диване,наслаждается приятными мелодиями.

Если дружат музыка и дети,
Ничего прекрасней нет на свете.
Музыка и дети, музыка и дети -
Ничего прекрасней нет на свете.
М.Пляцковский

       Однажды открываю интернет, выхожу на свою страничку на Фейсбуке. Глазам своим не поверил. Мой внук,симпатичный Ариэль в нарядной белой рубашке увлечённо исполнял “Мазурку” Фридерика Шопена. Когда увидел  эту видеозапись с конкурса молодых пианистов, так на душе стало радостно.

       Как-то Марина очень удивила меня. На страничке другого популярного сайта "Одноклассники" она поместила фотографии Ариэля - актера,который играл одну из ролей в пьесе Антона Павловича Чехова "Чайка". Я знал,что внук хорошо владеет и ивритом,и английским,и русским. Но то,что дочка смогла привить ему любовь и к русской литературе, и к русской драматургии, это было для меня приятной новостью. 
 
Мы сидим с тобою, друг любимый,
тишиной захваченные в плен...
И внезапно в тишь Иерусалима
ворвался с мазуркою Шопен.

Хорошо играет незнакомый,
сердцу очень близкий пианист,
и звучит напев родного дома,
серебрист и, словно детство, чист.
В.Броневой

       Уже не помню, кто из философов написал чудесные строчки,адресованные своей дочке:

     - Ты - теплее солнечного света и гораздо ценнее любого драгоценного камня.

И знайте, что нету счастливее папы,
Который стал папою ДОЧКИ когда-то!
Она его нежно целует при встрече
И папа счастливейший ходит весь вечер!
Korki, Lol


       Я думаю, что нет на свете поэта, который смог бы сказать лучше.


Рецензии
Прекрасная дочка и хороший умный внук. Вот это и есть счастье!
Всего доброго Вам, Борис, и Вашим близким.

Татьяна Шмидт   03.07.2018 18:48     Заявить о нарушении
Спасибо!

Борис Гольдин   03.07.2018 18:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.