Черноморские новеллы. Сочи впервые

    Ну кто не знает Сочи! Это широко известный курорт на Черноморском побережье Кавказа. Почти две трети года над ним сияет солнце, купальный сезон длится с мая по октябрь. Когда-то всемирную известность принесли Сочи сероводородные источники, открытые в долине горной реки Мацесты. А в 2017 году, в связи с Сочинской Олимпиадой, город вновь открыли для себя тысячи людей со всего мира! Сейчас это известнейший российский город после Москвы и Питера. И, соответственно, очень дорогой курорт.
    А когда-то, это был провинциальный прибрежный город, в котором после окончания купального сезона, население  уменьшалось вдвое, несмотря на круглогодично работающие санатории.

 
     Вот в те времена бывшего СССР летом я впервые отправилась в Сочи самостоятельно вместе со своей двоюродной сестрой. Мне  19 лет, и я студентка Ростовского гос. университета, имеющего богатую биографию, Он не что иное, как перенесённый в конце 19 века в Ростов-на-Дону, знаменитый на весь мир, старинный  Варшавский университет.  Моей сестре - 18, и она студентка факультета иностранных языков Волгоградского гос. университета.
     Сочи для нас -это "Самое синее в мире-Чёрное море моё", как пелось тогда в песне.
    Поскольку Краснодарский край, где расположен город Сочи, и Ростовская-на-Дону область - ближайшие соседи, то в Сочи меня считали местной, да и мою сестру заодно. Ну, раз местные - значит мы дома!
Ехать тут нет ничего. Около полуночи садишься в фирменный поезд "Ростов-"Адлер" и раненько утром мы в Сочи.
     Только проснувшиеся две девчонки вываливаются с вещами на перрон, и нас сразу подхватывает хозяйка, сдающая жильё...
    Она ведёт нас мимо центрального парка "Ривьера"  по левой стороне набережной реки Сочинки, мимоходом рассказывает, что по главной аллее парка мы пройдём  к одноименному центральному пляжу, и через 15 минут мы уже у неё дома.
     Наши апартаменты были на балконе многоэтажки. Там свободно стояли две кровати по разным сторонам балкона, в середине стандартный квадратный стол и два стула. Это было всё наше пространство. На балконе были плотные полосатые шторы и снаружи от них -полиэтилен на случай дождя.
     Балкон выходил на север, с видом на горы, с которых после обеда дул прохладный ветер. Днём там не было солнца, поэтому это было самым комфортным местом в большой квартире, где в других комнатах кто-то жил. Естественно кухня, ванна и туалет были у нас общими. Но я не помню, чтобы мы с кем-то встречались.
  Нам очень нравилось жить по-итальянски, когда вся твоя жизнь на людях, на которых ты даже внимание не обращаешь. Шторы мы задергивали только,  когда переодевались.  И всё это удовольствие стоило 50 копеек в сутки...


   Утром, заранее надев купальники под халатики, мы отправлялись в сторону знаменитого Сочинского парка "Ривьера." Его красивый  центральный вход, его аллеи смотрели со всех открыток, которые отдыхающие пачками рассылали своим родным и знакомым. Ведь тогда не было мобильной связи, и надо было, либо полдня простоять в очереди на переговорном пункте, либо столько же на почте, чтобы отослать телеграмму о своём благополучном отдыхе. Поэтому скупались в неимоверном количестве открытки в киосках Союзпечати, тут же на лавочке под магнолиями заполнялись и отправлялись в почтовый ящик. Чаще всего эти открытки приходили по адресу спустя неделю после того, как сам отправитель, отдохнув десять дней, возвращался домой!
    
     Итак,утром пораньше мы шли вдоль берега Сочинки, которая текла ручейком  где-то на дне большого бассейна её русла, огороженного высоким парапетом набережной. Горные реки непредсказуемы. И Сочинка не исключение. Много раз из ничего не значащего ручейка она вставала дыбом, заполняла огромное русло, прыгала через высокий парапет и заливала прибрежные улицы...


     Не доходя до главного входа в парк, стояла большая ротонда, в которой находилось кафе.  Утром мы были первыми посетителями. Свежесваренный кофе и по два пышных крупных пончика в виде колесиков с сахарной пудрой  были ежедневным нашим завтраком. И он нам не надоедал. До сих пор я чувствую запах этих натуральных  продуктов и их сытости.
     Потом мы по главной  пустой аллее спускались на полупустой пляж, брали у зевающих служащих лежаки  под залог, который непременно возвращался, когда мы возвращали лежаки, и устраивались у кромки прибоя.
     Какое же это было счастье! Тихий пляж, мы, вытянувшиеся не лежаках под ещё ласковым солнышком, шорох гальки, плеск прибоя прямо возле твоего уха! И мы блаженно засыпали...
     А потом пляж наполнялся: разговоры, шум... И мы переворачивались на спину, и, прикрыв лица шляпами,  слушали других. Это было что-то вроде "последних городских новостей." Солнышко уже начинало припекать, мы покидали свои лежаки и уже не вылазили из моря, пока не захотим есть.



     Мы девчонки, которым Сочи дом родной, соответственно и одеты: легкие халатики и широкополые шляпы. Но в Сочи собирался и  тогдашний бомонд.
 
     А вот теперь представьте картину, которые случались довольно часто.
Пляж Ривьера, это знаковое место, сюда тянется бомонд.
     В шезлонге сидит молодая "светская львица". Она при макияже, с копной пергидрольных начёсанных волос, в черных очках и сабо на каблуках. И, словно новогодняя елка, вся в золоте. Золотые серьги, золотые кольца и перстни, золотые цепочки на шее с кулонами и без. Солнце прижаривает, и эта "львица" идёт на каблуках по галечному пляжу, выкручивая голеностопы и спотыкаясь на каждом шагу...  Наконец она у кромки воды. Она разувается, ставит сабо подальше от воды, но на расстоянии своей руки. ( А как же иначе, рука-то не удлиняется!) В понятном блаженстве входит в морскую воду...


    Опять закавыка. Плавать она не может, чтобы не испортить макияж и причёску. Поэтому недалеко от берега, где гуляет взад - вперёд прибой, она прыгает, руками крутит вокруг себя воду, приседает и делает разные кульбиты, не повреждающие её начёса и макияжа...  И вдруг раздаётся её истошный крик! Что случилось? А случилось то, что многим известно из школьной программы, но не всем. Как видно, пергидрольным блондинкам не всё даётся знать.

     А всё дело в том, что солёная морская вода вытягивает из тела человека воду пресную и человек худеет. Пальцы, где мышц мало, худеют быстрее всего. И при движении рук, с них сыплются кольца и перстни. Ну а если кулон большой и тяжёлый, то при прыжках он рвёт цепочку и вместе с ней идёт на дно! Бывает и серёжка, которая нечаянно расстегнётся ещё на суше,  в море выскальзывает из уха.
     Даже оставленные сабо "подальше от воды" можно встретить, проплывая у буйка. Потому как море, это такой живой организм, что и пошутить не против. Среди полного штиля на берег набегает волна и сносит в море всё, что оказалось в её досягаемости. Сама ловила свои сланцы в море не единожды, потому как по гальке босиком не совсем удобно.
 
      Но вернёмся к пострадавшей! Зачастую к ней все бросаются на помощь. Но это только ухудшает ситуацию. Волна прибоя, пересыпающая гальку, да плюс желающие помочь, делают своё чёрное дело мгновенно. Золото проваливается вглубь и дальше как в трясине: чем больше его пытаешься раскопать, тем глубже оно погружается!
Когда-нибудь, при очередном шторме, золото выбросит на берег и кому-то повезёт, но только не сейчас...
     От "львицы" остаётся жалкая ободранная кошка с размазанной тушью и сбившимся начёсом. Её по-настоящему жаль, но  неужели её не научили, куда и  как стоит одеваться?

      Мы с сестрой возвращаемся в ротонду, в своё неизменное кафе, где за копейки наедаемся пельменей, каждый день в разных вариантах, но любимых нами пельменей, и идём спать до вечера на свой балкон в прохладу и тишину.

     Вечер в Сочи - это отдельный разговор! Если бы мы были постарше, то наверняка пошли бы на "променад" в центральный парк. Туда, где чинно гуляли нарядно одетые мужчины и женщины. Но нам было интересно другое. В тот год в Сочи из Чехословакии, была тогда такая социалистическая республика в Европе, приехал "Луна-парк" аттракционов. В течении многих последующих лет этим названием называли захудалые наборы никчемных аттракционов. Чешский Луна-парк был  непревзойдённый на то время.

       Вот там мы и любили с сестрой  бывать. Надо сказать, что это было наиболее затратной частью бюджета нашего отдыха. Когда Луна-парк закрывался, все шли на аллею платанов, где в то время уже функционировал фонтан цветомузыки. Ещё ни в одном городе СССР его не было, а в Сочи  уже был! И молодежь танцевала у фонтана хоть всю ночь! Надо сказать, что возвращаться домой ночью было не страшно. Сочи был небольшим, абсолютно спокойным городом, да ещё и хорошо охраняемым милицией. Там нельзя было увидеть пьяного на улице или в парке ни днём, ни ночью.


      Спустя три дня на аттракционах мы познакомились с тремя друзьями. Один из них был местный парень из общины греков, осевших на берегах древнего Понтия, как называлось тогда Чёрное море. Двое других - его дальние родственники, ровесники, прибывшие на круизном корабле, который в это время стоял в Сочинском порту. Корабль был круизным и несколько дней должен был провести в Сочи. Вот греческая родня  и нагрянула в Советский Союз. Ребята из Греции  довольно сносно говорили по-русски, хотя порой надо было переспросить несколько раз, чтобы понять. Выручал "русский грек" - Ставрос. Ребята оказались коммуникабельными, остроумными и доброжелательными.
     Теперь за аттракционы платили ребята, мы с ними танцевали у фонтана, а потом они провожали нас домой. Сняв обувь с уставших ног, шли босые по набережной Сочинки и пели каждый свои народные песни. И какая гордость была и у тех, и у других за свою Родину!
     Сейчас патриотизм чаще всего вывеска, а тогда мы верили, что будем жить при коммунизме, когда "каждому по потребностям и от каждого по  способностям".
    А ещё через два дня мы провожали греков домой. Корабль уплывал поздно ночью, а  вечером один из них, по имени Алесандро, который ну просто явно запал на меня, спросил:
-Что ты хочешь на память о нашей встрече,ведь она единственная и неповторимая?

Ну что такое - этакое я могла попросить, чтобы помнить всегда. И я попросила...

     В тот год напротив Сочинского железнодорожного вокзала, на месте одноэтажного частного сектора выросла высотка, на крыше которой открылся, как сейчас говорят, элитный ресторан "Чайка". Его огромный логотип с раскинутыми крыльями в воздухе над высоткой видно было издалека. Мало того, что ресторан был дорогой, но места в нём были расписаны за неделю и больше. И именно в этот миг мы проходили мимо него. Я остановилась, подняла лицо к этим раскрытым крыльям и мечтательно сказала:
-Я знаю, что это невозможно, но как бы мне хотелось хоть раз побывать там...

     Ребята тут же заговорили на своём языке между собой. Потом Алесандро и Ставрос велели нам троим остаться у здания, а сами исчезли в его чреве. Не прошло и пяти минут, как они вернулись, и Алесандро, взяв меня за руку сказал:
"Я исполняю твоё желание и помни, что если бы у меня была возможность исполнять каждое твоё желание, я бы делал  это с любовью".
     Вот так мне признались в любви, когда совсем не ожидаешь, и более того знаешь, что через несколько часов этого человека в твоей жизни не будет никогда.

     Мы поднялись на лифте, швейцар нас пропустил в зал, и я увидела, как из подсобки выносят стол, за ним официант в белых перчатках нес скатерть, за ним кто-то салфетки и приборы, а весь гламурный ресторан замер, обернувшись на эту суматоху.   Моя сестра дергала меня за подол платья и говорила:
-Давай немедленно уйдём отсюда! Мне стыдно от того, что на нас все смотрят.
-Пусть смотрят! Ни одному человеку здесь никогда не оказывали столько внимания. Так что пусть любуются на то, как это может быть!

     На столе у нас была одна бутылка вина и много апельсин. Причём апельсины были вскрыты осень красиво. Я потом, сколько не практиковалась, ничего не получилось. А тогда мы провели там чуть больше часа, станцевали несколько медленных танцев, любовались открытым звёздным небом над Сочи, а потом чуть ли не бежали в порт, чтобы не опоздать на корабль.

      Не опоздали. Провожающие ещё толпились у трапа, и  мы попрощались. Алесандро ещё что-то говорил о любви и о новом свидании, но в моём сознании он был уже в Греции, недоступной во времена СССР простым советским людям. Я знала это и не заморачивалась. Зато его прощальный подарок я буду помнить.


      Когда я вернулась домой и рассказала подругам об этом случае, некоторые из них назвали меня глупой и говорили, что надо было попросить подарок из "Берёзки" Был в те времена магазин для иностранцев, или наших сограждан, имеющих валюту. Там продавались ювелирные изделия и другие дорогие вещи. Но всю эту "рухлядь" любой пробы я потом покупала на свои заработанные деньги, и сейчас она мне не дорога. Зато мне дороги  эмоции и  чувства людей, встреченных мной на дороге жизни...

   
    
       Очень нравилось мне бывать в Сочинском дендрарии. Помню, как я удивилась дереву в высокой ограде с надписью "Мимоза". Я привыкла видеть мимозу по весне в чемоданах у торговцев по всему городу, а тут - в ограде!
Я ходила в восхищении по парку и читала, откуда  здесь собраны растения. Полнейшая экзотика из Южной Америки, Азии, Индии, Японии, Австралии и, конечно, со всего Средиземноморья!  Под сочинским солнцем  чувствуют себя дома кипарисы и юкка, фейхоа и кактусы, даже секвойя. А дальше, в глубине дендрария - роща  на 300 гектар с многовековыми гигантскими тисами и зарослями самшита.


      Ещё много раз я бывала в Сочи в разное время года. Я видела, как разрастается ввысь и вширь Сочи, одновременно теряя чистоту духа. Я уже видела пьяных, спящих на газонах под деревьями, и никому не было до них дела. Я видела, как алчность  овладевала городом, и город нравился мне всё меньше. В конце концов я вычеркнула этот город из моей жизни.
      Единственное, о чём я сожалею, так только о том, что так и не удосужилась побывать в знаменитой системе  Воронцовских пещер. Она занимает второе место на Кавказе по своей протяжённости. Имеет несколько этажей и входов. Многоярусные культурные наслоения в пещерах говорят о том, что люди в разные эпохи жили в созданных природой убежищах. Даже существует версия, что пещеры эти - караван-сараи для торговцев, посредников между прибрежными и горными племенами. А может для контрабандистов. Это было бы интересной экскурсией, но повторяю, не сподобилась.

    Последний эпизод, произошедший со мной в Сочи, о котором я хотела бы рассказать, носит несколько юморной оттенок.
     Возвращаясь как-то домой после вечерней прогулки уже с мужем и семьёй его брата, мы в свете фонаря увидели двух мужчин возле сатуратора.  Так назывался автомат для продажи газированной воды. Вода без сиропа стоила 1 копейка стакан, с сиропом - 3 копейки. В Сочи установили автоматы для продажи сухого вина - 10 копеек стакан. Оказалось, что после того, как бросили монету в сатуратор, тот не захотел налить стакан вина. И тогда обиженный покупатель двинул кулаком в бок автомата. И вино полилось... Только не один стакан, а вообще по-ли-лось!
      Они кричали нам издали, махали нам руками,едва стоя на ногах и просили нас, чтобы мы все пили вино "от пуза", потому что нельзя добру пропадать! Ну, на халяву и уксус сладок, а тут марочное вино. Мы тоже все приложились. А оно всё льётся. Не иначе автомат заправили для утра. А тут такое. Все сожалели, что не прихватил никто бидончика, ахали и охали.
 
 А Рислинг лился под горку по сочинской улице...


Рецензии