Хурритские корни царя Давида

Однажды, во времена правления судей, в Ханаане случился голод. Житель Вифлеема по имени Елимелех вместе со своей женой Ноеминью и сыновьями Махлоном и Хилеоном, спасаясь от голода переселился в Моав. Вскоре Елимелех умер, а его сыновья женились на местных девушках. Однако несчастья продолжались: оба сына Елимелеха тоже умерли, не оставив потомства. Ноеминь решила вернуться в родные края и сказала своим снохам, что они могут уйти к своим родителям. Однако обе они изъявили желание пойти со свекровью в ее родной город. Ноеминь стала их уговаривать, чтобы они не делали этого, а остались дома и нашли себе новых мужей. Одна из снох, Орфа, вняла уговорам свекрови и пошла к себе в отеческий дом, а вторая, Руфь, решительно заявила, что не покинет свекровь и пойдет с ней в Вифлеем.

В Вифлееме Ноеминь и Руфь бедствовали. Однажды Руфь пошла на поле человека по имени Вооз и стала собирать колосья ячменя за жнецами. Вооз, расспросив слуг, узнал, что эта молодая женщина – вдова одного из сыновей Елимелеха, его близкого родственника, и подозвав Руфь, ласково с ней поговорил и разрешил собирать колосья с его поля, пить воду со слугами и есть с ними хлеб и уксус. А жнецам Вооз приказал оставлять побольше колосков неподобранными, чтобы они достались Руфи. В конце концов, Вооз женился на Руфь, чтобы, как он объяснил, не пресекся род его родственника Елимелеха. Руфь родила сына, которого нарекли Овидом. У Овида впоследствии родился сын, которого назвали Иессеем, а у Иессея родился сын, который известен всему миру как царь Давид (Библия, кн. «Руфь»).

В книге Руфи несколько раз дается указание на то, что Елимелех, как и его близкий родственник Вооз жили в иудейском Вифлееме, но сами принадлежали к племени ефрафян. Как повествует Библия, город Вифлеем раньше назывался Ефрафом (это имя происходит от названия реки Евфрат). Об этом сказано в Быт. XXXV, 16, 19; XLVIII, 7; Руфь, I, 2; Мих. V, 2. Чтобы прояснить этнический облик племени Ефрафа, приведем цитату: «Во II тыс. до н. э. хурриты занимали территории на всем протяжении верхнего и среднего течения Евфрата, а также в Сирии западнее Евфрата... Таким образом народ ефрафян был одним из племен хурритов, и они же стали переселенцами в городе, который позже получил имя Вифлеем»* Отметим про себя, что город Ефраф был связан с хурритами не только географически, но и генетически, поскольку этот город считался «матерью» Хура** т.е. хурритов***

Таким образом, если следовать указаниям Ветхого Завета, обнаруживается, что царь (и пророк) Давид имел хурритское происхождение. Интересно также отметить, что имя Давид, в сущности, является титулом – так в аморейском языке называли военного предводителя (davidum)**** Поэтому специалисты предполагают, что при рождении будущему царю было дано другое имя, а «Давидом», то есть военным предводителем, его нарекли после того, как он возглавил разноплеменной военный отряд, с помощью которого впоследствии сверг израильского царя Саула и занял его место. 
_________________________________
      
**Библейская энциклопедия, издание Свято-Троице-Сергиевой лавры, 1990 г., стр. 247.
***Там же, стр. 773-774.
****И.Ш. Шифман, Государство в системе социальных институтов в древней Палестине (вторая половина III – первая половина I тысячелетия до н.э. – в сборнике «Государство и социальные структуры на Древнем Востоке», М., 1989, стр. 70.


Рецензии