Чтобы помнили

   История эта давняя, и нет уже людей, побудивших меня вернуться к ней через годы…
   Лето, жарко, дома всё, как обычно: дедушка с бабушкой, пообедав, пошли отдыхать, я сидел в своей комнате, занимаясь какой-то ерундой, когда дед позвал меня к себе.
Тут надо сказать, что он уже давно трудился над мемуарами, содержание которых вызывало у меня улыбку: мне казалось, что биографию деда я знаю довольно хорошо, а то, как он излагал события своей жизни, достоверностью,  на мой взгляд, не отличалось.
Так думал я, и просьбы послушать очередную главу уже стали меня утомлять. Конечно же, он хотел прочесть мне что-то новое про войну, про своё в ней участие, но я ведь знал, что он не воевал, был хоть и высокого ранга военным человеком, ветеринаром, но выполнял оборонные задания, изобретал приборы для операций на животных. 
Словом, я отмахнулся совсем невежливо. Дед ничего не сказал, но на следующий день к нему пришли бодрые партийцы из его института, он им долго что-то объяснял, перебирая листы своих мемуаров. В итоге, партийцы ушли, пообещав уладить все формальности с типографией и  унося кипы машинописных, с дедовской правкой, листов.
А потом его не стало. Через какое-то время я вдруг начал понимать, что уже не у кого спросить про времена юности моего дедушки, про не очень многочисленных родных с его стороны, и я впервые начал ощущать неприятную пустоту в своей жизни. Конечно, я утешал себя тем, что мой папа всё про наши семейные тайны знает, и я ещё успею обо всём его расспросить.
Прошло ещё немного времени, и нет уже рядом отца. Он прошёл всю войну, но никогда ничего не рассказывал о том времени… и уже не расскажет. То, что в юности казалось мне неважным, а в молодости поправимым, теперь легло белыми пятнами уже на мою биографию.
Есть утверждение, которое не оспаривается никем: для того, чтобы считаться воспитанным образованным человеком, нужно знать свою родословную до седьмого колена, то есть знать историю своего рода.
Все ли люди могут этим похвастать? К сожалению очень немногие стараются хоть как-то сохранить память о своих предках, или просто попытаться разузнать о своих корнях побольше, и причины такого массового равнодушия на поверхности: основное народонаселение нашей страны занято элементарным выживанием. Ну о какой генеалогии может идти речь, когда ячейке общества нужно просто удержаться на краю пропасти.
При этом сознание людей активно усредняется средствами массовой информации, специфической «шансонной» субкультурой и постоянным поиском «виновных» в человеческих бедах. А после такой атаки любые «посторонние» мысли исчезают со скоростью света.
Есть и ещё один большой минус для всё-таки желающих знать больше: закрытость наших архивов, их слабая технически подготовленность для полноценного освоения, все мало-мальски значимые данные стоят денег, и чем значимей, тем дороже.
Но всё же это лишь сопутствующие неудобства, связанные с поиском своих корней, а главная проблема – в культурной стороне вопроса:  родители практически перестали говорить со своими чадами о семейных традициях, вспоминать предыдущие поколениях. А ведь часто есть, о ком вспомнить!
В детских учреждениях, в школах почти не встретишь, как в былые времена, музеев, посвящённых славным делам родственников детей. Всего каких-то лет тридцать назад  это было нормой, в каждом учебном заведении – школе,  училище, институте были такие музеи и проводились в них встречи с интересными людьми. Это звучит несколько пафосно, но, как бы то ни было, такой подход к нашей общей истории работал, а лишним в этом деле была только политизированность информации.
Время всегда выдвигало на авансцену своих самых ярких представителей в той или иной области, о которых чаще всего сохранялись хоть какие-то сведения. Но подниматься к достигнутым вершинам им, как правило, помогали простые трудяги, наши с вами предки, близкие родные. И мы, я уверен, ещё в состоянии отдать им долги своими воспоминаниями о них.
   Каждый  должен решить для себя: остаться ли Иваном, родства не помнящим, или найти немного сил и души, чтобы сохранить то немногое, что ещё определяет нас как народ, а каждого по отдельности повышает в звании до Человека Разумного? Ответ, конечно же, у каждого свой, но если появляется возможность быть чище, быть лучше, то надо этим пользоваться и попробовать свои силы в создании удивительной истории  своей родины – большой или малой.
   И да, мой дедушка не был на передовой и героических подвигов не совершал, но как мне недавно стало известно, на изобретённых им для войск Доватора и Шаймуратова бесшумных подковах вошли в историю семьдесят восемь Героев Советского Союза и пять полных кавалеров ордена Славы. Такого количества героев не было больше ни в одном соединении Красной Армии.


Рецензии