Тайп Варандой и исторический Арцах
Другой пример, демонстрирующий перемещение нахчийских племенных групп – на этот раз с юга на север, – мы обнаруживаем во «Всемирной истории» средневекового армянского автора Вардана Аревелци (Вардана Великого). Вардан указывает, что нахчийцы-цанары пришли на Кавказ, к южной горловине Дарьяльского прохода, из страны халдов-урартийцев [2].
Известно немало чеченских и ингушских тайпов, у которых бытуют предания, что они в древности пришли на место своего современного обитания из других регионов. Более того, подобные предания существуют среди чеченцев, ингушей и орстхойцев (как части чеченцев) не только на субэтническом (тайповом), но и на обобщенном уровне (см. легенды о приходе «предков племени Нахчу» из страны Шам; ингушскую легенду о родоначальнике Маго/Магале, пришедшем из Причерноморья, а также орстхойскую легенду о «черных мерджойцах», пришедших с реки Зугур на Черном море, и т.д.).
На этом фоне не станет неожиданностью также легенда о «пришлом происхождении» известного чеченского тайпа Варандой. Впервые, насколько нам известно, это предание изложил еще Умалат Лаудаев [3]. Рассказ о миграции варандоевцев из другого региона соединяется с легендой о том, что этот тайп, якобы, имеет «русское происхождение» («оьрсех схьабойла уьш» – «они происходят от русских»).
Есть веские основания полагать, что в этом выражении («оьрсех схьабойла уьш») имеется в виду не этноним «оьрси» («русские»), а топоним Арцах (переход в слове арц, т.е. «гора», начального «а» в «о» типичен для чеченского языка; см арц – «гора» и выражение «орцах довла!» – возглас опасности, означающий «поднимайтесь в горы», «укройтесь в горах»). Дело в том, что в историческом Арцахе среди пяти княжеств (меликств) этого региона наиболее значительным являлось княжество Варанда со столицей в Шуше. И, таким образом, вполне вероятной становится версия об арцахском происхождении тайпа Варандой.
Варанда – не только органическая часть Арцаха, но, как пишут армянские публицисты, это «сердце Арцаха». Столица Варанды в Арцахе носила название Чанахча. Ныне это небольшая деревня с населением ок. 1000 человек с остатками древней крепости в окрестностях. Местные армяне переименовали Чанахча в Аветараноц. Возможно, в названии Чанахча обнаруживается какая-то связь с самоназванием чеченцев нахче. Это тем более вероятно, что древний Арцах неотделим от нахчийской истории. В Арцахе обитали нахчийцы-гаргарейцы – самое мощное племя среди 26 албанских племен. Именно на языке гаргарейцев великий армянский просветитель Месроп Маштоц составил т.н. албанский алфавит. В Арцахе в древности обитали нахчийцы-кистинцы и сам этот регион, судя по дорожной карте IV века, носит название Арцах-Кусти (кусти – часто встречающаяся армянская форма написания этнонима кисти) [4].
Более того, судя по древним армянским разрядным книгам времен Аршака II (IV в.), именно в Арцахе располагалось княжество (нахарарство) Нахчери. Грузинский историк и публицист К.М. Туманов отмечает: «В самом древнем гапнамаке (армянской разрядной книге древних нахарарств) упоминается о неизвестно где находящемся нахарарстве Нахчери. Интересна еще одна форма этого названия – Нахчирапетк, которую встречаем в том же гапнамаке, который приписывается царю Аршаку и католикосу Нерсесу. Нахчирапетк означает "князья Нахчери". В последующих разрядных книгах, которые относятся к более позднему времени (после VIII в.), уже не имеется подобного нахарарства» [5].
К.М. Туманов пишет, что местоположение княжества Нахчери неизвестно, однако нам удалось отыскать сведения об этом княжестве и следы его названия в армянской топонимии именно в Арцахе. В «Истории Армении» католикоса Иованнеса VI Драсханакертци (40-е годы IX в. – 925 г.) отмечен гюх (селение, сельская община) Нахчра-дзор (дзор – «ущелье»), располагавшийся, судя по всему, по течению реки Аракс (Ерасхи) по территории исторического Арцаха [6].
О нахчийском характере населения исторического Арцаха, об этимологии этого названия, о нахчийской титулатуре арцахских царей и князей и о продвижении части его жителей с юга на север и далее на Северный Кавказ мы уже писали в статье «Дорога эров» [7] Остается добавить, что в общую картину этой миграции укладывается также и переселение тайпа Варандой из арцахского Варанда, что и отразилось в предании о происхождении этого тайпа от «оьрсех», то есть, по нашему мнению, из Арцаха.
______________________
Использованная литература:
1. Леонти Мровели, «Жизнь Картлийских царей», М., 1979 г., стр. 31.
2. См. трактовку этого описания в нашей книге «Тайна Жеро-Канта», Варшава, 2013, стр. 38-39.
3. Умалат Лаудаев, «Чеченское племя», ССКГ, вып. 6, Тифлис, 1872, стр. 9.
4. Н.Г. Волкова, «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», М., 1973, стр. 140, примеч. 17.
5. К.М Туманов, «О доисторическом языке Закавказья», Тифлис, 1913 г., стр. 26).
6. Иованнес Драсханакертци, «История Армении», Ереван, 1986 г., стр. 150.
7. Х.З. Бакаев, «Тайна Жеро-Канта», Варшава, 2013 г., стр. 173-190.
Свидетельство о публикации №218062900201