Бог Великой Северной Горы
Необходимо уточнить одну важную деталь. Библия свидетельствует, что во времена пророков-патриархов Авраама, Исаака и Иакова евреев как таковых еще не было. Авраам переселился в Ханаан из месопотамского города, названного в Библии Уром Халдейским. Но родом Авраам был из хурритского города Харрана и, соответственно, родным языком Авраама был тот язык, на котором говорили в Харране. То же самое можно сказать о его сыне Исааке и внуке Иакове. Собственно говоря, история евреев как народа начинается с 12 сыновей Иакова, каждый из которых стал родоначальником одного из 12 колен. И если библейские патриархи знали Бога под именем Эл-Шаддай, это значит, что это имя имеет не местное, не ханаанское, а месопотамское (скорее всего – хурритское) происхождение.
Имя «Шаддай» встречается на страницах Библии 48 раз, чаще всего с добавлением имени «Эл» («Ил», «Илу», «Ал», «Элох» и т.д.), которое во многих семитских языках означает «бог», «господин», «владыка». Лингвисты полагают, что поскольку слово «эл» (и его варианты) не имеет удовлетворительной этимологии в семитских языках, то оно, вероятнее всего, заимствовано из какого-то другого древнего языка. Есть основания считать, что это слово заимствовано семитами из хуррито-урартско-нахских языков, в которых известен термин «ал» («эл», «ол») в значении «господин» и термин «алау» в значении «госпожа». Происходит этот термин от глагола «ал», «эли», «ола» что значит «сказать», «повелеть», то есть, имеет четкую этимологию.
Ныне общепризнано, что «Шаддай» дословно означает «Владыка Горы», «Горный Бог», но бог не просто абстрактной горы, а Великой Северной Горы. Сказанное нет нужды доказывать, так как об этом пишется во многих библейских энциклопедиях и справочниках. Считается, что это слово происходит из шумеро-аккадского «шаду», «шад» («гора») и попало в Ханаан через Сирию, где почиталась Великая Гора Севера – место обитания верховного божества. Раввины поначалу пытались как-то объяснить имя Шаддай из еврейского языка, но при этом у них получалось нечто совсем кощунственное для слуха верующего: «женская грудь», а то и того хуже: «разбойник», «разрушитель», «враг». Поэтому ныне и иудейские богословы в большинстве своем признали значение имени «Шаддай» как «Бог Горы».
Впрочем, сам Ветхий Завет в достаточно четких выражениях дает понять, что Бог, которому поклонялись евреи, действительно был связан с горами. Например, Библия повествует, как в одной из бесчисленных войн евреи разгромили сирийские войска. И вот что докладывают своему царю сирийские полководцы, чтобы оправдаться перед ним за позорное поражение: «Слуги царя Сирийского сказали ему (царю): Бог их (то есть евреев) есть Бог гор, поэтому они одолели нас; если же мы сразимся с ними на равнине, то верно одолеем их» (3-я Царств, 20:23). Таким образом, не только сами евреи, но и их соседи знали, что Бог евреев есть «Бог Горы», или, если точно следовать сакральной традиции, «Бог Великой Северной Горы».
Древние семитские народы (евреи, финикийцы, арамейцы, предки арабов) Великую Северную Гору называли «Каф». Например, финикийцы утверждали, что их самое древнее и высшее божество, носившее имя «отцовский бог», «бог отцов» («отцовский Илу») происходит из страны Каф и называли его «Баал-Кафон», то ест «Баал из страны Каф». На языке арамейцев, древних жителей Сирии, слово «Каф» означает «Камень», «Скала», «Гора», и арамейцы, как и финикийцы, считали, что на горе Каф обитает их высшее, «отцовское» божество. Одновременно слово «Каф» на языках этих народов обозначал крайний, северный предел обитаемого мира. Каф – основа географического названия «Кавказ». Армяне, продолжая древние традиции, называли эту местность «Кафаз», а «современное» звучание – «Кавказ» – мы впервые находим в трагедии Эсхила «Прометей прикованный» (V в. до н.э.).
По приведенным выше причинам в слове «Каф» обнаруживается не один, а целых три смысла: это, во-первых, гора; во-вторых, это некое священное место, где обитает древнейшее высшее божество, и, наконец, это слово обозначает северный предел ойкумены, некую границу, за которой начинается мир, чуждый и враждебный древнейшим народам Ближнего Востока. Таким образом, каждый элемент в образе «Великой Северной Горы» имеет свое четкое объяснение в сакральных представлениях древних народов, и не только восточных. Так, древние эллины называли «Великую Северную Гору» словосочетанием «Эль-Бора», и полагали, что на этой горе обитает Борей – персонифицированный «северный ветер». Соответственно, саму гору «Эль-Бора» иногда называли «ложем Борея». Философ-традиционалист Рене Генон обратил внимание на то, что древнегреческое обозначение «Гиперборея» означает, собственно, не север, а то, что лежит за севером, за Эль-Борой. То есть, то, что расположено к северу от Эльбруса, уже не север, а «засеверье».
Каф (Кавказ) или Эль-Бора – это гора Эльбрус, самая высокая гора Европы. Показательно, что в древнегрузинских летописях («Картлис Цховреба») содержится указание на то, что гора Эльбрус (Кавказ) является той самой горой, которая позже получила название «Арарат». А «кавкасианцами», то есть народом, живущим вокруг Кавказа-Эльбруса, названы предки нахов, и это совпадает с указанием того же «Картлис Цховреба» о том, что нахи-дзурдзуки обитали в древности от Терека (Ломеки) до «пределов Кавказа на западе». Таким образом, если исходить из древнегрузинских летописей, Ной и его спутники высадились после Потопа на Эльбрусе, обозначенном как истинный Арарат. Напомним в этой связи общеизвестный факт: в Библии под названием «Арарат» обозначается страна Урарту. Отсюда мы получаем возможность предположить, что границы Урарту простирались до Северного Кавказа, Предкавказья. Это не новость: были и есть ученые, которые по целому ряду исторических и культурологических данных придерживаются такого же мнения.
В этой связи интересно следующее обстоятельство: в ассирийских текстах Урарту часто называется просто «севером», «северной страной» – Наири. Это название несомненно родственно чеченскому термину невре – «север». То, что вайнахи могли, как и ассирийцы, создавать топонимы на основе названий сторон света доказывается селением Нойр/Новр (Наур), название которого с чеченского переводится как «север» (это селение действительно расположено на севере Чечни). Поскольку «север», «северная гора» являлись объектами почитания для многих древних народов Старого Света (включая этрусков), это снова возвращает нас к первичному, древнейшему библейскому имени Бога – «Шаддай». Связано ли имя «Шаддай» с горой Эльбрус? Это весьма вероятно, так как нахчийское название Эльбруса звучит как «Шат» («Шат-лам»,т.е. «Шат-гора», как ее и обозначил в своем известном стихотворении «Спор» М.Ю. Лермонтов). Интересно, что чеченский приветственный возглас "шатлакх", которым чествуют героев, означает буквально «выше (горы) Шат», «выше Эльбруса». Что касается слова «да», то оно на нахчийском означает «бог», «хозяин», «владыка», «отец». Поэтому есть серьезные основания считать, что имя «Шаддай» («Шат-Да») означает «хозяин Эльбруса», «бог Эльбруса», «бог Великой Северной Горы».
Свидетельство о публикации №218062900202